Меня зовут Макс Ёхин, я работаю в пресс-службе РосДорБанка.
Вся моя родня по материнской линии из под Смоленска. В первые дни войны прадеды ушли в ополчение - и сгинули в кровавых боях в 41-м году на родной для них земле. Там вообще перепахало Смоленский край так, что кровью омыло буквально каждый метр.
В середине 2000-х мне довелось быть причастным к восстановлению захоронения и памятника погибшим там воинам - до 800 с лишним фамилий только в одной братской могиле, по костям, жетонам, нашивкам, солдатским гильзам и ложкам. Всё, что удалось найти - лежит там или передано в местные музеи. Следов своих прадедов так и не нашел. Может, всё-таки и мои там?
Надеюсь.
Мой выбор
«У твоего порога», 1962 год, режиссер В. Ордынский.
Почему рекомендую – фильм вроде бы спокойно, без надрыва, но очень правдиво рассказывает о войне, о том, насколько ценна и хрупка человеческая жизнь. О простоте, силе духа и любви. Надо помнить, какой ценой наши предки отстояли страну и чтить их подвиг, уходящий в века.
Кино, безусловно, будет интересно москвичам и жителям Подмосковья – буквально на первых кадрах видно, насколько близко немцы, читающие названия пригородных станций, подошли к столице и где проходила линия фронта.
Сюжет
1941-й год, ноябрь, немцы на подступах к Москве.
Одиночный расчет зенитного орудия на развилке Рогачевского шоссе, близ Лобни (сегодня это район столичного аэропорта Шереметьево) противостоит
наступающим фашистским танкам. Волею судеб не успевшая эвакуироваться мать с несколькими детьми оказывается втянутой в эту страшную бойню.
Впечатления
Фильм кажется скупым, здесь нет пафоса и театральности, присущего многим картинам о войне. Крупными, жесткими мазками съемочная группа рисует и быт, и ход сражения, создавая у зрителя ощущение реального погружения и
личной вовлеченности в разворачивающиеся на экране события.
Лента правдива и местами вызывает ощущение как будто тебя бьют наотмашь – но увернуться и закрыть глаза не получается, жестокая правда буквально разрывает немым внутренним криком. Такое могли создать только люди,
пропустившие это через себя и прошедшие через горнило войны. Так оно и было, и режиссер В.Ордынский, и сценарист С.Нагорный, и оператор И.Слабневич – фронтовики, знавшие цену тем страшным и героическим
страницам нашей истории.
А еще этот фильм о том, как война меняет взгляд на простые человеческие вещи, как ценны жизнь, любовь и простое счастье. «Живешь с человеком как слепой и не знаешь – кто рядом».
Актеры
Замечательная игра не самых ныне известных актеров.
Надежда Федосова, Петр Любешкин, Борис Юрченко и другие мало говорят с экрана, но глазами, жестами, пластикой заставляют верить в происходящее, чувствовать свою сопричастность и весь спектр эмоций. И всё это на фоне настоящего, не бутафорского, реквизита – танки, орудия, форма.
Великолепная, полностью соответствующая сюжету, музыка Вениамина Баснера, писавшего музыку к фильмам «Блокада», «Щит и меч», «Судьба человека» и многим другим. Надежда Федосова была удостоена в 1964 году приза «Золотые ворота» Международного кинофестиваля в Сан-Франциско за лучшую женскую роль второго плана в этом фильме.