V юбилейный медиафорум «Южный Рубеж», проходивший на базе ДГТУ в Ростове-на-Дону, подарил нам многое - опыт, общение, положительные эмоции, но, главное, он воодушевил нас на масштабную работу: «Герои наших городов: маленькие победы в большой войне». В нём собраны истории о пяти героях из пяти городов, в которых проживают члены нашей команды.
Сегодня мы расскажем историю, которую вы не забудете...
#ГероиНашихГородов #ЮжныйРубеж #студенты #ДонНТУ
Евгений Халдей родился 23 марта 1917 года в Юзовке (нынешний Донецк). Ему был год, когда по стране прокатились еврейские погромы украинских националистов. Мать Халдея прикрыла собой сына, но пуля прошла насквозь и застряла в груди ребенка. Женщина погибла, но спасла жизнь мальчику. Это был первый случай, когда он своими глазами увидел настоящую трагедию. К сожалению, далеко не последний.
Первую подработку Е. Халдей нашёл в фотоателье братьев Клейманов, он помогал промывать негативы и проявлять фотографии. Там же он познакомился с фотокамерами и попытался разобраться в их устройстве. Свою первую камеру сделал сам — из картонных коробок и линз от бабушкиных очков. На неё же он сделал первый снимок — городскую церковь. Вскоре после этого церковь взорвали. Для Евгения Халдея это событие стало поворотным в выборе профессии — он ощутил силу фотографии, нашел способ запечатлеть и сохранить момент.
В 1930-е в регионе свирепствовал голод, и 14-летнему Халдею пришлось пойти на работу слесарем в паровозное депо, получив профильное «образование» прямо у станка. По сути, оно так и осталось у него единственным. Искусству фотографии он учился сам, купив для этого фотокамеру. В рабочих перерывах снимал собственное депо и скоро его пригласили в газету «Сталинский рабочий». Параллельно Халдей отправлял свои работы в московские газеты, некоторые из них публиковали. Летом 1937 года, когда ему было 19, он переехал в Москву и начал работать в ТАСС — главном советском новостном агентстве. Изначально в задачи Халдея входили фоторепортажи со всей страны о тружениках колхозов и заводов.
С началом войны против нацистской Германии всё изменилось. Халдей получил звание лейтенанта в Советской Армии, с фотоаппаратом он прошёл от Мурманска до Берлина, фиксируя освобождение дружественных стран. Руины городов, солдаты в бою и в редкие минуты отдыха, мирные жители, потерявшие все, много смертей. Халдей снимал все, что видел, «реальную жизнь», как он говорил, а не госпропаганду.
Задача фотографа и художника – показать зрителям луч солнца, дать надежду на лучшее... Вглядитесь в лица этих людей. Это они отстояли нашу страну, это они освободили Европу, разгромили фашистскую Германию Это они завоевали Победу — рядовые и генералы, юнги и сыны полков, лётчики, танкисты, моряки, медсестры — Солдаты Страны Советов.
В 1943 году Евгения Халдея переводят в город Новороссийск, где проводилась Новороссийская операция. Бои шли у цементного завода, там, где были остановлены войска фашисткой Германии. Затем его отправили в Севастополь. Вместе с Красной Армией он участвует в освободительном походе по Европе, делает фотографии боёв и мирной жизни в Румынии, Югославии, Болгарии, Австрии и Венгрии.
Он снимал Парижское совещание министров иностранных дел. На Потсдамской конференции Евгений Халдей фотографировал лидеров стран победителей, а также последние дни советской кампании Советско-японской войны в Маньчжурии. Осенью 1945 года он задокументировал Нюрнбергский процесс. В качестве доказательств преступлений фашистов на процессе были предъявлены три фотографии Евгения Халдея: расстрелянные перед уходом фашистов жители Ростова-на-Дону, панорама Севастополя — красивейшего города, превращенного в руины и Мурманск, от которого не осталось ничего кроме развалин.
За период с 1941—1945 годы Е. Халдеем было сделано более 6 тысяч снимков, которые вошли в золотой фонд отечественной фотожурналистики.
Он стал единственным военным фотографом, который снимал все 1418 дней Великой Отечественной Войны. Два его наиболее популярных снимка — «Первый день войны» и «Знамя Победы над Рейхстагом», знаменовали начало и конец немецко-фашистской агрессии. Наиболее полное собрание его снимков военного времени опубликованы в мемуарах «От Мурманска до Берлина».
22 июня 1941 года в 12 часов 15 минут с радиообращением к москвичам выступил нарком иностранных дел Вячеслав Молотов. Жители Москвы слушали сообщение через репродукторы, установленные на улицах и площадях города. Евгений Халдей, в то время сотрудник «Фотохроники ТАСС», запечатлел исторический момент на снимке, ставшем важнейшим документом Великой Отечественной войны. Люди стоят на улице 25 октября (ныне Никольская), на лицах — растерянность и страх перед неизбежным.
Халдей вспоминал об этом дне:
Буквально через две-три минуты после начала выступления я увидел, как <…> перед репродуктором собрались люди. Я выскочил из здания и сделал этот снимок — первый снимок первого дня войны… Молотов кончил своё выступление, но люди не расходились. Стояли, молчали, думали. Я попытался спросить, о чём. Никто не ответил. О чём думал я? О том, что будет и последний снимок войны, победный. Но удастся ли сделать его именно мне — об этом я, насколько помнится, не думал.
В июне 1942 года, после того как советские войска отразили вражеское наступление на Мурманск, город подвергся ожесточённой бомбардировке — были сброшены десятки тысяч зажигательных и фугасных бомб. Деревянный Мурманск сгорел практически дотла, от города остался лишь частокол печных труб.
После очередной бомбёжки Евгений Халдей встретил на улице пожилую женщину с единственным чемоданом за спиной — то немногое, что осталось от её домашнего очага.
Он сделал несколько фотографий, после чего женщина остановилась и с упрёком произнесла:
"Что ж ты, сынок, фотографируешь моё горе, наше несчастье? Вот если б сфотографировал, как наши бомбят Германию!».
Халдей ответил, что если дойдёт до Берлина, то обязательно исполнит её просьбу. Спустя три страшных года он выполнил своё обещание и запечатлел разбитый советской армией рейхстаг.
Фотография северного оленя, пасущегося у траншей, была сделана в Мурманске. Во время бомбардировки Яша (так впоследствии прозвали оленя) получил контузию и вышел к солдатам, боясь оставаться в одиночестве. Чтобы усилить драматический эффект изображения, Халдей отретушировал первоначальный снимок, использовав приём мультиэкспозиции, который позволяет совмещать несколько кадров в одной фотографии — в результате на снимке появились разорвавшаяся бомба и летящие в небе британские истребители Hawker Hurricane.
Яша прожил с советскими бойцами ещё три года — на Северном фронте олени служили единственным гужевым транспортом: на них перевозили раненых, доставляли провизию, оружие, бомбы. После окончания военных действий в Заполярье Яшу отвезли в тундру.
13 февраля 1945 года советские войска освободили Будапешт. Во время съёмки в кварталах гетто Евгений Халдей заметил идущую по улице еврейскую семейную пару — его поразило, что на их одежде всё ещё были нашиты шестиконечные жёлтые звёзды Давида — отличительный знак, который по приказу нацистов должны были носить евреи. Жители гетто не решались снять их даже после освобождения города.
Халдей подошёл к паре, чтобы сделать фотографию, но они испугались, приняв его за эсэсовца, так как он был одет в чёрное кожаное пальто. Когда Халдей «на немецко-еврейском» языке объяснил, что он советский солдат, женщина расплакалась и упала ему на грудь со словами благодарности за освобождение. Фотограф рассказывал, что, сделав снимок, он сорвал с их пальто нашивки со звёздами.
Главная фотография жизни Халдея не была репортажной: чтобы её снять, он привез из Москвы три красные скатерти, а потом сам нашил на ткань серп и молот, вырезав их из белой простыни. Героев снимка он нашел случайно.
Халдею пришлось отснять две кассеты, прежде чем кадр получился таким, каким он вошел в историю. Чтобы фотография удалась, одному из солдат пришлось поддерживать знаменосца — иначе тот мог бы сорваться. В результате на снимке оказалось заметно, что у красноармейца были часы на обеих руках. В Москве редактор потребовал это скрыть: иначе советских бойцов могли бы обвинить в мародерстве. Евгению Халдею пришлось выцарапать часы булавкой.
В мае 1945 года Евгений Халдей продвигался к центру Берлина вместе с солдатами 8-й гвардейской армии генерала Василия Чуйкова, сыгравшей ключевую роль в Берлинской наступательной операции. На одной из улиц фотограф стал свидетелем сцены, которую запечатлел на снимке.
Халдей вспоминал:
По одной из улиц непрерывно шли наши танки. Неожиданно из метро — убежища — выскочило несколько женщин. Одна из них, босая, держала туфли, другая — свою «ценность», шкурку рыжей лисы. Глядя на танки, они спросили: «Что это за танки? Чьи?» Я ответил: «Советские танки, русские!» «Этого не может быть! — сказала одна. — Несколько дней мы сидели в убежище и слушали по радио Геббельса. Он говорил, что русские никогда не войдут в Берлин.»
20 ноября 1945 начался Нюрнбергский процесс, во время которого судили бывших руководителей гитлеровской Германии. Евгений Халдей присутствовал на заседаниях в качестве фоторепортера. «Преемника фюрера» Германа Геринга Халдей хотел сфотографировать на трибуне с необычного ракурса, однако репортёрам было запрещено перемещаться по залу.
Фотограф смог договориться с секретарём советского судьи, что после обеденного перерыва он на несколько часов займёт его место в обмен на две бутылки виски. Поставив фотоаппарат на пол, в нужный момент Халдей тихо нажал на затвор. Получившийся снимок разлетелся по всему миру и был напечатан в многочисленных газетах и журналах.
24 июня 1945 года в Москве состоялся первый Парад Победы. Войсками командовал маршал Константин Рокоссовский. Принимал парад заместитель Верховного главнокомандующего, маршал Георгий Жуков. В 10 часов утра Жуков выехал верхом на коне по кличке Кумир из Спасских ворот на Красную площадь.
Евгений Халдей впоследствии вспоминал:
Я сделал первый снимок — полководец едет вдоль солдат с поверженными фашистскими знамёнами; сделал второй — и чувствую: больше снимать не могу, сильно волнуюсь, нужно собраться с мыслями. Вспомнил войну, вспомнил всё, что видел на войне, вспомнил тех, кого уже не увижу….
В следующем кадре он поймал момент, когда четыре ноги лошади одновременно оторвались от земли и парят в воздухе. Увидев фотографию, Жуков лично попросил Халдея сделать увеличенный снимок для своего кабинета.
Со временем отношение к евреям в госструктурах Советского Союза начало меняться. В 1946-м Евгения Халдея хотели уволить из ТАСС, потому что он отказался отдавать на склад остаток материалов из командировки. Через год заставили пройти аттестационную комиссию, вердикт которой был однозначным: «Посредственный репортер, едва справляющийся с нормой выработки». К характеристике добавили: Халдей после войны зазнался, а еще восемь лет он пребывает в кандидатах в члены Коммунистической партии, но так в нее и не вступил. В конце концов в 1948-м он попал под сокращение.
После этого Халдей перебивался случайными заработками и смог устроиться на работу только спустя шесть лет после смерти Сталина, в 1959 году. Он еще 17 лет скромно проработал фотокорреспондентом в газетах, а в 1976-м ушел на пенсию. Повторное признание пришло к нему в самом конце жизни. О нем вспомнили в юбилей Великой Победы, спустя 50 лет.
В СССР персональные выставки фоторабот Е. Халдея проводились в 1978 и 1982 годах. В 2017 году в Ельцин-центре города Екатеринбурга проходила выставка «Суд народов». Сейчас увидеть его работы можно на выставке «Евгений Халдей. Эпоха в кадрах», организованной в Государственном Историческом музее.
В 1995 году Халдея, по специальному приглашению президента Франции, пригласили на главный мировой фотофестиваль в Перпиньян, где ему присвоили одну из самых почетных наград — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы». За полгода до смерти фотографа, в конце мая 1997-го, про Халдея в Европе вышел документальный фильм, а в Америке – книга. На аукционе его легендарное фото со знаменем продали за 13.500 долларов, а позднее, в 2014 году его фотокамера Leica III была продана на аукционе «Bonhams» за 200 тыс. долларов.
В 2017 году, в ДНР, была выпущена юбилейная почтовая марка и серия конвертов с изображением фотографии водружения красного знамени на крыше рейхстага и портретом самого Евгения Ананьевича.
Для полноты погружения, лекция от Государственного исторического музея:
Авторы:
Евтушенко Сергей Николаевич
Орленко Екатерина Георгиевна
Руководитель:
Пирогова Анна Юрьевна