Найти в Дзене
Два чая

И всё-таки их именно ДАВАЛИ. Про квартиры в СССР

Сейчас идёт активная антисоветская пропаганда, и иногда слышишь такую чушь, что диву даёшься. Особенно от никогда не живших в СССР либерастов типа Варламова. Например, любят распространять такой миф, что все и каждый пахали 30 лет на урановых рудниках, чтобы получить квартиру, а значит, эти квартиры не давались, мол, бесплатно, а покупались рабским трудом. Ответственно заявляю: ВСЁ ЭТО – ПОЛНАЯ ЧУШЬ И ВРАНЬЁ. Абсолютному большинству именно давались. И бесплатно. И быстро. Вообще многими исследованиями доказано, что за всю историю человечества самыми счастливыми людьми были именно советские люди, жившие в 1950–1970 гг. И решение жилищного вопроса внесло весомую лепту в это субъективное ощущение благополучия. Жильё было гарантировано всем, даже самым простым людям, а не только самым предприимчивым москвичам или жителям других миллионников. Например, мои родители оба из деревенских многодетных семей. В семье отца было семеро детей, в семье матери – четверо. Их родители (мои бабушки и деду

Сейчас идёт активная антисоветская пропаганда, и иногда слышишь такую чушь, что диву даёшься. Особенно от никогда не живших в СССР либерастов типа Варламова. Например, любят распространять такой миф, что все и каждый пахали 30 лет на урановых рудниках, чтобы получить квартиру, а значит, эти квартиры не давались, мол, бесплатно, а покупались рабским трудом. Ответственно заявляю: ВСЁ ЭТО – ПОЛНАЯ ЧУШЬ И ВРАНЬЁ. Абсолютному большинству именно давались. И бесплатно. И быстро.

Вообще многими исследованиями доказано, что за всю историю человечества самыми счастливыми людьми были именно советские люди, жившие в 1950–1970 гг. И решение жилищного вопроса внесло весомую лепту в это субъективное ощущение благополучия. Жильё было гарантировано всем, даже самым простым людям, а не только самым предприимчивым москвичам или жителям других миллионников.

Вид из окна нашей квартиры, построенной в СССР.
Вид из окна нашей квартиры, построенной в СССР.

Например, мои родители оба из деревенских многодетных семей. В семье отца было семеро детей, в семье матери – четверо. Их родители (мои бабушки и дедушки) тоже были без высшего образования, блата, ничем детям особо помочь не могли и образованием их не занимались, их образовывало исключительно государство – никаких репетиторов, кружков и т. п. Один мой дедушка был вообще реабилтированным политзаключённым ГУЛАГа. Поэтому только советская общеобразовательная и музыкальная школы. Отец вообще толком и в обычной-то школе не учился, потому что было необходимо заниматься сельскохозяйственными работами дома. Вообще в его семье иной раз стоял вопрос, кто сегодня пойдёт гулять, потому что сразу после ВОВ на всех семерых детей даже галош не хватало. У мамы ситуация была получше: её родители были достаточно обеспеченными и жили в крупном селе типа посёлка городского типа, но тоже пришлось и в школе-интернате поучиться, и из дома с одним чемоданом в 14 лет уехать на учёбу в город за 300 км.

Сегодня дети из таких семей мыкают горе. Без образования, без какого-либо материального старта, они долгие годы отдают ползарплаты за съём страшненькой комнаты или убитой квартирёшки, работая за копейки, рожают в лучшем случае под 40 в студии на 20 этаже жуткого человейника, взятой в ипотеку на десятки лет. Но мои родители родились в СССР, поэтому их жизнь сложилась благополучно. После восьмого класса оба мои папа и мама из разных деревень приехали в мой родной маленький промышленный город, где и познакомились, поженились и живут всю жизнь. Мама окончила музучилище и стала учителем музыки, папа – нефтехимический техникум и устроился аппаратчиком на нефтехимический завод, на котором потом и проработал всю трудовую жизнь до пенсии. Во время учёбы они оба жили в хорошем, чистом, бесплатном общежитии и получали стипендию, на которую реально можно было жить. Поэтому, когда маме иногда присылали какие-то деньги родители, они шли не на еду, кино или проезд, а на красивую одежду, покупку золотых серёжек и т. п. На остальное – базовое – с лихвой хватало стипендии. Для сравнения: я, поступив в 2005 году в Казанский государственный университет (старейший в России после МГУ и очень престижный), даже учась на дневном бюджете на одни пятёрки, получала 1100 рублей повышенной стипендии (обычная была 800 рублей), 700 из которых уходило на проезд, оставшиеся 400 – это на те цены один раз сходить в магазин за продуктами или купить бытовую химию и шампунь с мылом (и верёвку :-D).

В 1975 году мои родители поженились и тут же получили малосемейку. Причём мой папа даже не писал сначала заявление на получения ордера, так как привык, что все его сослуживцы получали ордер на жильё прямо на свадьбе от приглашённого на торжество начальника цеха. Настолько это было само собой разумеющимся и поставленным на поток. Шла всесоюзная стройка, а город моего детства тогда получил золотую медаль на ВДНХ за проект, по которому был построен. Жильё для молодёжи возводилось стахановскими темпами.

Вид на благоустроенный парк с фонтаном, круглосуточным видеонаблюдением и охраной с нашего балкона. Квартира-распашонка, и из каждого окна мы любуемся деревьями. Может ли себе позволить такое житель современных бетонных мешков даже премиум-сегмента?
Вид на благоустроенный парк с фонтаном, круглосуточным видеонаблюдением и охраной с нашего балкона. Квартира-распашонка, и из каждого окна мы любуемся деревьями. Может ли себе позволить такое житель современных бетонных мешков даже премиум-сегмента?

Сначала сразу после армии отец работал мясником в магазине до 26 лет. В 26 лет он женился на моей матери и устроился по профессии аппаратчиком на нефтехимический завод. Через четыре года, в 30 папиных лет, когда первому ребёнку моих родителей был 1 годик, они получили двухкомнатную квартиру. При этом – внимание! – мой отец всю жизнь работал строго от звонка до звонка по нормированному восьмичасовому графику 2 через 2 (для сравнения: сейчас график 2 через 2 почти всегда означает 12-часовой рабочий день). Работал в аппаратной заводского цеха, следил за показателями, нажимал на кнопочки и рычаги. Мама вообще всю жизнь работала полдня с 8 до 12-14 часов. При этом они ежегодно ездили отдыхать на Чёрное море в санатории по бесплатной путёвке от папиного предприятия, сначала вдвоём, а потом с ребёнком. Вышли на пенсию в 48 и 50 лет по выслуге лет (по стажу).

Внимание, вопрос: какой мужчина сегодня, при капитализме, имея фактически ПТУшное образование, работая рабочим на заводе по пятнадцать строго восьмичасовых рабочих дней в месяц и отдыхая ежегодно в отпуске на море с супругой, работающей пятидневку полдня себе «на чулки и булавки», может позволить себе купить малосемейку к 26 годам и двухкомнатную квартиру к 30 годам? И не в ипотеку, потому что после получения квартиры, даже если сотрудник увольнялся, ЖИЛЬЁ ОСТАВАЛОСЬ ЕМУ, то есть он его реально получил в стопроцентном объёме, а не в долг и не в рассрочку. Проработав нормированно на заводе три-четыре года на тот момент. Есть у вас такие примеры? Вот и у меня нет.

Более того: Россия до сих пор остаётся одной из самых обеспеченных ЖИЛЬЁМ В СОБСТВЕННОСТИ стран именно благодаря тому, что у людей есть мамкины и бабкины квартиры, полученные в СССР. В которых они живут сами или продают их и с доплатой покупают новострой. В хвалёной Европе большинство и мечтать не могло и до сих пор даже не мечтает о личной квартире, даже самой маленькой, только съём. Причём у стариков зачастую пенсии не хватает и на съём, и на оплату к/у, и на еду, и на одежду – вот и работают «бодренькие» европейские пенсионеры, даже получая социальную помощь для частичного покрытия арендных плат. Для сравнения: в России коэффициент домовладения (владения собственным жильём) составляет 92%, в США – 66%, в Швейцарии – 42%, в Германии – 4,5%, в Австрии – 54%, во Франции – 64%. Больше, чем в России, обеспечены жильём только жители Косово (97%), Румынии (95%) и Словакии (93%). Типичная ошибка выжившего брать в расчёт только небольшую часть самых обеспеченных европейских пенсионеров, которые могут позволить себе куда-то путешествовать и телепаются у нас на виду, когда мы тоже выезжаем отдыхать. У нас такие пенсионеры тоже есть, но они тоже не основная масса.

Поэтому мне смешно слышать, что в СССР жильё было менее доступным, чем сейчас, и его чуть что отбирали или давали только через -надцать лет рабского труда. Труда более рабского, чем сейчас, не было точно. Тогда и профсоюзы были не чета нынешним, нормы соблюдались, а к начальству можно было войти в буквальном смысле с ноги – не было ни вертушек, ни карточной пропускной системы. И рабочие вполне себе ходили и ругались с начальством на совсем не литературном языке.

Аналогично быстро получили жильё четверо родных братьев и две родные сестры моего отца, а также два родных брата и одна родная сестра моей мамы, хотя они работали в разных местах, в разных городах, были разных профессий, то есть это не узко-территориальная или узко-отраслевая выборка. Практически все были самыми простыми специалистами со среднеспециальным образованием или рабочими. Один мамин брат был военным. Получил квартиру в СПб сразу, как вернулся из службы в ГДР, во время службы жил с семьёй в служебных квартирах на территориях военных городков. Без блата, связей. «Выбился в люди» только один папин брат, очень одарённый самоучка, который стал начальником экологической полиции, но у него была ровно такая же квартира, как у всех, и в такие же сроки. Такой же сценарий получения жилья был у всех друзей и знакомых моих родителей.

В советское время дворы в моём родном городе озеленялись крупномерами: в каждый двор ехала вереница камазов, у каждого в кузове – по одному взрослому высокому дереву со всей корневой системой. Сейчас крупномерами не озеленяют даже элитные жилые комплексы, максимум – взрослые саженцы, поэтому даже через 50 лет в них не будет такого вида из окон.
В советское время дворы в моём родном городе озеленялись крупномерами: в каждый двор ехала вереница камазов, у каждого в кузове – по одному взрослому высокому дереву со всей корневой системой. Сейчас крупномерами не озеленяют даже элитные жилые комплексы, максимум – взрослые саженцы, поэтому даже через 50 лет в них не будет такого вида из окон.

И НИКТО ИЗ НИХ НЕ ЖИЛ ХУЖЕ ЛЮДЕЙ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ И НЕ СЧИТАЛ СЕБЯ ЧЕЛОВЕКОМ ВТОРОГО СОРТА. Для достойной жизни всем им было более чем достаточно среднего образования. Вообще в СССР труд почти любого человека был почётным, хорошо оплачиваемым, и многие специально шли в рабочие, чтобы ещё быстрее получить квартиру. Один из маминых братьев, имея образование инженера, всю жизнь работал прорабом, потому что строителям квартиры раздавали как горячие пирожки, ещё и в кооператив вступить было легче и выгоднее. К 35 годам он построил две квартиры себе и одну бабушке.

Конечно, были города, где очередь на жильё была подольше: Москва, Петербург, региональные столицы. Обычно там всякая либерастная повестка про плохой СССР и американскую капиталистическую мечту заходит лучше всего. Но опять же: нежелающие ждать жильё в столицах всегда могли уехать в провинцию на всесоюзную стройку и получить там жильё быстро, причём это была не подыхающая провинция типа сегодняшней Воркуты, а молодые, красивые города с работой, перспективами, постоянным развитием, кучей молодёжи. А сегодня даже такой возможности уехать в глушь и получить бесплатное жильё с хорошо оплачиваемой работой нет: в провинциальном городе жильё стоит бешеных денег, если в этом провинциальном городе есть хоть одно градообразующее предприятие. В частности, двушка в городе, где живут мои родители, в 2024 году стоит 6-10 млн рублей. Город с населением 250 000 человек и нефтехимическим градообразующим предприятием, очень зелёный и ухоженный, с красивой и удобной планировкой улиц и микрорайонов. Сможет ли купить к 30 годам двушку с нуля хотя бы за 6 млн рабочий со среднеспециальным образованием? Работая там же и тем же – аппаратчиком? Не на первоначальный взнос накопить и влезть в ипотеку, а именно купить всю квартиру полностью и с этого момента всю зарплату тратить на свои нужды, а не на оплату ипотеки. Конечно, нет. А мой отец получил, работая нормированно на единственном рабочем месте и регулярно выезжая в отпуск на море.

Кроме того, тогда, как и сейчас, жильё можно было купить, только не с бешеной переплатой по ипотеке, а в беспроцентную рассрочку, вступив в кооператив. И это жильё было на порядок качественнее нынешнего.

В этом и была прелесть СССР: жизнь кипела не только в трёх самых крупных городах. А БОЛЬШИНСТВО СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН ЖИЛИ ИМЕННО В ПРОВИНЦИИ, где квартиры раздавались как горячие пирожки. Поэтому кто бы что ни пел из тех, кто в советское время или ещё не родился, или под стол пешком ходил, а жили в СССР почти все очень хорошо по сравнению с нынешними временами. А то, что было потом, в 80-е – это уже не СССР, а планомерный, специально организованный развал СССР, то есть совсем не то, как в СССР было обычно и всегда с 1950 по 1980-й. Хотя и в период развала СССР, в 1980-е годы, многие продолжали получать жильё.

И сейчас большинство россиян живёт в провинции, только уже умирающей, без работы и с дикими ценами на жильё. Переедут в Москву или ещё куда в город покрупнее – опять не накопить: львиная доля заработанного уходит на съём. И я так отдавала ползарплаты за съём паршивой комнатушки – благословенный капитализм, при котором "намного больше возможностей купить квартиру". У кого больше? У барыг, которые по 15 квартир в одном подъезде скупают, а потом мигрантам сдают? А по 50-70% квартир не распродано в новостройках тоже потому, что у всех и каждого при капитализме куча возможностей купить себе жильё?

P. S. Мне квартиру в мои 25 лет купили мои родители, потому что честным трудом с нуля я не смогла бы её заработать даже с моим прекрасным высшим образованием. Вот такой уровень зарплат и цен на жильё у нас при капитализме. И знаете, не мне поколение СССР, а моим родителям наше поколение очень жалко:

«Несчастная сейчас молодёжь. Пашут с утра до ночи, детей не видят, живут в каких-то конурах-студиях. Дворы – вонючие бетонные мешки. Все разговоры только об ипотеках и кредитах, о том, где бы ещё поднадорваться и заработать. В советское время у нас вообще не болела голова о материальном. Вот вообще. Разговоры были в основном о высоком, о музыке, об искусстве, об отдыхе, потому что все знали: квартира будет, машина, пусть простая, но тоже будет у всех работающих гарантированно, как и детсад, кружки, школы и всё остальное в шаговой доступности от дома. Было время и на досуг, и на самодеятельность. Оттого и дружба была более искренней, и люди были проще, расслабленнее». (с)