Найти тему
Сеть трасс Автодор

80 лет со дня производства Ульяновским автозаводом первого собственного автомобиля

В мае 1944 года на ульяновском автомобильном заводе собрали первый опытный образец перспективного грузовика УльЗиС-253.

Источник: музейные фонды ОАО «УАЗ»
Источник: музейные фонды ОАО «УАЗ»

Главный конструктор УльЗИСА Борис Шапошник вместе с коллегами и при большом участии московского научного автотракторного института взялся за работу над 4-тонным грузовиком. Он получился совершенно оригинальным, с довольно далеко смещенной вперед кабиной и в силу этого весьма компактным; но самое главное было под капотом – трехцилиндровый двухтактный дизель, который предполагалось выпускать еще по довоенному соглашению с Джи-Эм.

Очень интересный и многообещающий грузовик вышел на испытания, но тут… случилось распоряжение об организации производства в Ульяновске газовской «полуторки». Так УльЗиС стал УАЗом, перейдя с одной орбиты – филиала ЗИС – на другую – партнера ГАЗ.

А проект модели 253… нет, не положили под сукно, а отправили на будущий Новосибирский автозавод.

Источник: музейные фонды ОАО «УАЗ»
Источник: музейные фонды ОАО «УАЗ»

Правда, его еще только предстояло построить, но ведь именно туда отправились лучшие силы из Москвы и Ульяновска. И в их числе – Борис Львович Шапошник. Ценой больших усилий в степи под Новосибирском вырастали корпуса НАЗ, 253-ю машину испытывали и доводили, Шапошник даже предлагал перепроектировать ее в более правильный для Сибири трехосный вариант, но тут грянуло новое распоряжение: проект НАЗ закрыть, передать все имущество на химическое производство, людей распределить по другим заводам.

Это был конец УльЗИСа и НАЗа-253…

Борис Шапошник попал в Минск, где возглавил специальное конструкторское бюро и сделал самые мощные и самые большие наши автомобили, от самосвала МАЗ-525 до многоосного ракетовоза. Все, что мы сейчас видим на парадах – развитие его машин.