Найти тему
Epoch Times Russia

Единственный морской пейзаж Рембрандта и великое ограбление

Оглавление

ПОХИЩЕННАЯ В 1990 Г. КАРТИНА РЕМБРАНДТА «ХРИСТОС В БУРЕ НА ГАЛИЛЕЙСКОМ МОРЕ» ДО СИХ ПОР НЕ НАЙДЕНА

Автор: Мишель Пластрик

«Христос в бурю на Галилейском море», 1633, Рембрандт. Масло на холсте; 63 дюйма на 50 3/8 дюйма. Украдена в 1990 году из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон. (Public Domain)
«Христос в бурю на Галилейском море», 1633, Рембрандт. Масло на холсте; 63 дюйма на 50 3/8 дюйма. Украдена в 1990 году из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон. (Public Domain)

«Христос во время бури на Галилейском море» — библейская картина легендарного художника Рембрандта ван Рейна. Созданная в начале его карьеры, эта динамичная и мощная картина является единственным морским пейзажем в его творчестве.

Работа считается одним из наиболее значимых образцов творчества художника, принадлежащим коллекции бостонского Музея Изабеллы Стюарт Гарднер. Однако полотна нет. Оно было украдено из музея в 1990 году вместе с 12 другими произведениями искусства во время дерзкого ограбления, и до сих пор не найдено.

Покровительница искусств

(Слева) Портрет Изабеллы Стюарт Гарднер 1889 года работы Денниса Миллера Банкера в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. (Public Domain) Вид на внутренний двор и сад музея Изабеллы Стюарт Гарднер. (Mark Zhu/Shutterstock)
(Слева) Портрет Изабеллы Стюарт Гарднер 1889 года работы Денниса Миллера Банкера в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. (Public Domain) Вид на внутренний двор и сад музея Изабеллы Стюарт Гарднер. (Mark Zhu/Shutterstock)

Музей Изабеллы Стюарт Гарднер — это построенный её покровительницей дворец с розовой лепниной в венецианском стиле, в котором в соответствии с её идиосинкразическим видением представлены шедевры таких художников, как Тициан, Боттичелли, Джон Сингер Сарджент и Рембрандт.

Изабелла Стюарт Гарднер была одной из самых ярких меценаток и личностей позолоченного века. Она родилась в Нью-Йорке в богатой семье и вышла замуж за представителя старинного бостонского рода. Супруги стали ярыми коллекционерами искусства, во главе которых стоял вкус Изабеллы, и приобрели важные картины, скульптуры, мебель, редкие книги, гобелены и предметы декора со всего мира, охватывающие период от античности до XIX века.

После смерти мужа Гарднер руководила созданием музея, который должен был воплотить их мечту о постоянном экспонировании коллекции «для просвещения и удовольствия публики навсегда». Автопортрет молодого Рембрандта по-прежнему выставлен в музее, но три другие ценные работы Рембрандта (две картины и офорт) пропали через 34 года после их кражи.

Большое ограбление

Одна из украденных картин Рембрандта из музея Изабеллы Стюарт Гарднер. Рембрандт «Дама и джентльмен в чёрном», 1633 год. Масло на холсте; 51 13/16 дюйма на 42 15/16 дюйма. (Public Domain)
Одна из украденных картин Рембрандта из музея Изабеллы Стюарт Гарднер. Рембрандт «Дама и джентльмен в чёрном», 1633 год. Масло на холсте; 51 13/16 дюйма на 42 15/16 дюйма. (Public Domain)

Ограбление — самая крупная кража произведений искусства в современной истории — произошло рано утром 18 марта 1990 года. Двое грабителей, переодетых в полицейских, обманом заставили двух охранников пропустить их в музей. Воры связали охранников скотчем и принялись за работу, разбив защитное стекло над картинами Рембрандта и вырезав полотна из рам. Кроме того, они вынесли редкую картину Вермеера, пять работ Дега на бумаге, картину Мане, пейзаж ученика Рембрандта, старинный китайский бронзовый стакан и бронзовую финтифлюшку наполеоновского орла.

Ограбление длилось 81 минуту, и кража была обнаружена только после того, как дневная смена охранников прибыла на место происшествия около 8:15 утра. Разгорелся скандал по поводу слабой охраны музея и возможности того, что ворам помогали изнутри.

Похожая версия этой гравюры Рембрандта была украдена из музея Гарднера в 1990 году. Автопортрет в мягкой кепке, около 1634 года, автор Рембрандт. Офорт; 2 1/16 дюйма на 1 7/8 дюйма. Кливлендский художественный музей. (Public Domain)
Похожая версия этой гравюры Рембрандта была украдена из музея Гарднера в 1990 году. Автопортрет в мягкой кепке, около 1634 года, автор Рембрандт. Офорт; 2 1/16 дюйма на 1 7/8 дюйма. Кливлендский художественный музей. (Public Domain)

Морской пейзаж «Соле» Рембрандта

Рембрандт (1606-69) считается главным художником голландского Золотого века. Он родился в городе Лейдене, а около 1631 года переехал в шумный портовый город Амстердам, который предоставлял больше возможностей для молодого и амбициозного художника. Он прославился своими историческими картинами, портретами и автопортретами, которые отличаются драматическим использованием света и тени, скульптурными текстурами и, в более поздних работах, широкими мазками.

«Христос в бурю на Галилейском море», 1633, Рембрандт. Масло на холсте; 63 дюйма на 50 3/8 дюйма. Украдена в 1990 году из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон. (Public Domain)
«Христос в бурю на Галилейском море», 1633, Рембрандт. Масло на холсте; 63 дюйма на 50 3/8 дюйма. Украдена в 1990 году из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон. (Public Domain)

Картина «Христос в бурю на Галилейском море» была написана в 1633 году и обладает характерными признаками раннего периода творчества Рембрандта: яркие краски, внимание к деталям, отточенная кисть и группа фигур с разными выражениями лиц. В Евангелиях от Марка и Матфея представлен сюжет о Христе и Галилейском море — озере на территории современного северного Израиля, где произошёл ряд важных библейских событий. На этой картине изображено повествование об Иисусе, усмиряющем бурю, возникшую на озере, из Евангелии от Матфея 8:24–27.

Большая вертикальная картина вовлекает зрителя в драму благодаря яркому изображению разбивающихся волн, непрекращающегося движения и зловеще почерневшего неба. Для того чтобы сделать композицию более понятной, Рембрандт расположил сцену в современном стиле, с точки зрения одежды и рыбацкого судна. На картину ссылаются в книге «Глаз обладателя: Шедевры из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер», искусствовед Майкл Зелл пишет:

«Затем мы становимся свидетелями испуганных реакций учеников, и каждая из них тщательно охарактеризована, чтобы поощрить и поддержать длительный, сопереживающий взгляд».
Деталь картины Рембрандта «Христос в бурю на Галилейском море», 1633 год. (Public Domain)
Деталь картины Рембрандта «Христос в бурю на Галилейском море», 1633 год. (Public Domain)

Команда в панике борется с морской бурей, пытаясь уберечь корабль от столкновения со скалами на левом переднем плане. Оторванный парус в центре полотна усиливает предчувствие гибели. Далее по оси — ученик в красном одеянии, перегнувшийся через борт корабля. Рядом с ним находится единственная фигура, которая смотрит прямо на зрителя. Одной рукой он держится за верёвку, чтобы устоять на ногах, а другой сжимает шапку. Черты его лица напоминают художника. Единственная фигура, сохраняющая спокойствие в композиции, — Христос, изображённый справа, с сиянием вокруг головы, который готовится унять бурю и предотвратить трагическое кораблекрушение.

Новаторские и эмоциональные работы Рембрандта стали важнейшим источником вдохновения для молодых художников его времени. Они и по сей день отбрасывают длинную тень и желанны для коллекционеров.

Переход из рук в руки

На месте картины «Христос в бурю на Галилейском море» в музее осталась пустая рама. Федеральное бюро расследований. (Public Domain)
На месте картины «Христос в бурю на Галилейском море» в музее осталась пустая рама. Федеральное бюро расследований. (Public Domain)

Картина «Христос в бурю на Галилейском море» находилась в Амстердаме под разными владельцами до конца XVIII века. Длительное время она была частью коллекции англо-голландской банкирской семьи Хоуп, которая также владела и дала своё имя печально известному бриллианту Хоуп. Передаваясь из поколения в поколение, картина Рембрандта попала в Англию. Она покинула династию в 1898 году, проданная в известную художественную галерею. В том же году галерея продала её Изабелле Стюарт Гарднер через известного американского искусствоведа Бернарда Беренсона. Беренсон был главным советником многих коллекционеров позолоченного века. Цена картины в то время составляла £ 6 тыс. (около $1,2 млн сегодня).

С конца XIX века денежная стоимость картины только возросла. В настоящее время общая оценка 13 работ, похищенных в 1990 году, составляет полмиллиарда долларов, а за информацию, которая приведёт к их успешному возвращению, назначена награда в $10 млн.

В 2013 году ФБР объявило, что, по его мнению, удалось установить личности двух грабителей, оба из которых умерли в течение года после ограбления. Оба погибших были сообщниками бостонского мафиози, который, как считается, организовал кражу. Он тоже теперь мёртв. Последний оставшийся предполагаемый мафиози, представляющий интерес, умер в 2021 году. Следователи подозревают, что после ограбления произведения искусства были перевезены в Коннектикут, а затем некоторые из них были отправлены в Филадельфию. Больше никаких сведений о них не сохранилось.

Гарднер оговорила в своём завещании, что в её галереях ничего нельзя менять, а в случае постоянных изменений все работы должны быть отправлены в Париж и выставлены на аукцион, а вырученные средства переданы Гарварду. Таким образом, в музее продолжают висеть рамы с украденными работами, хотя они пусты, и их присутствие остаётся призрачным. Подобно тому как «Христос в бурю на Галилейском море» показывает возникающее чудо, может потребоваться современное чудо, чтобы вернуть Рембрандта в его законный дом.

Источник: The Epoch Times