Найти в Дзене

От петровского переноса столицы в Петербург до доставки беспилотниками: история развития логистики России

Оглавление

Эпоха Петра I в российской истории ознаменовалась большим количеством реформ. Преобразования затронули государственное управление и в корне изменили его устройство. В руках императора оказалась вся полнота власти, а его главной опорой стали армия и чиновничий аппарат.

В это же время в государстве начали появляться зачатки логистики. Выражались они в укреплении связей с европейскими странами. Для этого император основал новый город Санкт-Петербург и сделал его столицей государства, вместе с этим открыв новые торговые коридоры.

Как написали в одном из номеров журнала «Молодой ученый», Петр I реализовал целых 3 крупных логистических проекта:

  • Для строительства города организовал маршрут для поставки большого количества строительных материалов, вахтовый метод дежурства со сменой работников для беспрерывности строительных работ;
  • От петровского переноса столицы в Петербург до доставки беспилотниками: история развития логистики России
    Создал крупный центр, в котором началось бурное развитие торговых отношений с европейскими странами и развитие оборонных отраслей промышленности и, в-первую очередь, кораблестроения;
  • Организовал переезд столицы вместе с царским двором, чиновниками, сенаторами, гос. службами и иностранными посольствами.

19 век тоже считается одним из самых преобразовательных. В это время, например, отменили крепостное право (1861 год). Тогда же начала свое развитие логистика как наука. Ее становление происходило в военной сфере. Началось все с того, что военный теоретик Жомини написал книгу по логистике, которую позже прочитал российский император Александр II.

В то время логистику воспринимали как тактику управления войсками в разрезе дислокации военных подразделений, снабжения и армейского транспортного обслуживания.

Ж/Д дороги с принципом «чем дальше – тем дешевле»

Кроме того, в тот же период начали производство первых российских локомотивов и строительство мостов через крупные реки. Была проложена стратегически важная оренбургская железная дорога – военный и торговый путь в Азию. Для освоения же Сибири и Дальнего Востока в 1857 году приняли решение строить Транссибирскую магистраль.

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Огромный вклад в эту область сделали П. П. Мельников, при котором строились самые дешевые дороги, и С. Ю. Витте, который предложил ввести государственную монополию на железнодорожные тарифы, а также реализовать принцип, по которому до сих пор определяется стоимость железнодорожных билетов, – «чем дальше — тем дешевле».

Перенос предприятий в годы войны

Великая Отечественная война стала настоящим вызовом для Советского Союза. В 1941 году накануне исторической битвы за Москву в Куйбышев эвакуировали правительственные органы во главе с М. И. Калининым, часть военных управлений.

Большое количество фабрик и предприятий эвакуировали в Самару во время Великой Отечественной войны из городов, которые стали добычей фашистов. Фабрики перевозили вместе с их рабочими, и численность горожан значительно выросла.

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Стоит отметить, что помимо основных помещений, промышленные предприятия нуждаются в фундаментальной промышленной инфраструктуре - подъездных путях и дорогах, электросети и генерирующих мощностях, часто водоснабжении. Довоенные проекты индустриализации Урала обеспечили, чтобы все это было доступно в новом промышленном регионе, а новое собранное оборудование можно было подключить к основным коммуникациям, если не сразу, то хотя бы в ближайшем будущем.

Мегапроекты в новейшей истории России
Сейчас логистика России открывает новые горизонты. Появились десятки инфраструктурных мегапроектов. Например, в 2018 году построили Крымский мост через Керченский пролив за 228 млрд. рублей. Также создали скоростную трассу из Москвы в Санкт-Петербург М-11 «Нева» и трассу М-12 «Восток» от Москвы до Казани почти за триллион рублей (900 млрд). Об этом ранее писали «Ведомости».

Константин Михальчевский/РИА Новости
Константин Михальчевский/РИА Новости

Что касается железных дорог, модернизируется железнодорожная инфраструктура Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Также происходит перевод железнодорожной инфраструктуры на Сахалине на общероссийскую колею.

Способы доставки тоже не стоят на месте. К привычным авиа, железнодорожным и морским перевозкам добавились беспилотники. Так, с 2019 года беспилотные роверы Яндекса доставляют еду пользователям сервиса Яндекс.Лавка в Москве и Казани.

Строятся и новые логистические терминалы. Среди них – логистический комплекс имени Дэн Сяопина, который расположился в Тукаевском районе Татарстана и по планам заработает уже осенью 2024 год. Проект станет оказывать услуги по хранению грузов, погрузочно-разгрузочным работам и учету складируемых товаров, взвешиванию и маркировке товаров, формированию партий грузов и др. Планируемая мощность терминальной площадки логистического комплекса составляет 100 тысяч контейнеров в год.

-5

Новый комплекс улучшит логистическую инфраструктуру страны и обеспечит более комфортные условия для транспортировки грузов внутри региона.