Найти тему

Фридрих Ницше и Михаил Врубель: век Сверхчеловека или убить Демона

Врубель и Ницше принадлежали к одной эпохе Модернизма, и как трансляторы одних и тех же культурных ценностей были, что называется, на “одной волне”. Ницше был гениальным провидцем, угадавшим роковые катаклизмы XX века, Врубель облек в художественную форму образ бунтующего человеческого духа, создав Демона. Однако как Cверхчеловек для Ницше, так и для Врубеля его Демон стал гранью, преодоления которой не выдержал разум творца. Кто он, этот загадочный Сверхчеловек — Антихрист, Демон или Новый Спаситель, а может быть, наш современник, мы сами?

Демон сидящий, 1889 г.  Государственная Третьяковская галерея.
Демон сидящий, 1889 г. Государственная Третьяковская галерея.

Михаил Врубель начал писать своего первого «Демона сидящего» в 1889 г., в этом же году на улице Турина упал от апоплексического удара Фридрих Ницше. Последовавшее состояние безумия философа длилось десять лет, впрочем, как и у Врубеля два десятилетия спустя. Книга «Так говорил Заратустра» вышла за четыре года до безумия Ницше в 1885 году всего в сорока экземплярах за счет автора для близких друзей. Из этого числа философ подарил только семь, так как больше дарить было некому, а в письмах Ницше извинялся за просьбу ознакомиться с его книгой. Буквально через несколько десятилетий книга была переведена на многие языки мира. Незадолго до смерти философа в 1899 г. в России появился первый легальный перевод «Заратустры», Врубель работал в это время над панно «Демон летящий»: будто Сверхчеловек расправлял крылья.

Ницше был совершенно необычным философом, по сути, поэтом-пророком, и значение его личности в целом для культуры ХХ века невозможно переоценить. Давайте сначала разберемся в том, какую революцию Ницше совершил в философии. Как известно, столпами классической философии являются Платон и Аристотель, именно они заложили основу рационализма и логоцентризма. Логос - это связь слова, понятия и рационального начала, принцип структурного расчленения бытия и мышления. Вся классическая философия до появления Ницше была построена на рациональном логоцентрическом языке. Ницше решил отказаться от этого принципа и предложил обратиться не к поколению древнегреческих философов периода классики, а возродить дологическое синкретическое мышление досократиков, которые писали поэмы (например, как Парменид "О природе"). Он считал, что Платон и Аристотель создали ущербную модель западного мышления, основываясь только на рациональном начале, поэтому он попытался уйти от метафизики, выбрав центральной концепцией не разум, а волю к жизни. Вслед за ним экзистенциалисты (Хайдеггер, Сартр и другие) продолжили развивать иррациональную тенденцию в философии, поставив во главу угла жизненные переживания человеческого бытия, что и называется неклассическим способом философствования. Вину за дисбаланс европейской культуры Ницше возлагал на Сократа, называя его, кстати, Демоном (буквально по-гречески даймон), потому, что он свое теоретическое знание поставил выше жизни (выпил яд), с этого момента классическая западная культура пошла по пути рационализма.

Жак Луи Давид. Смерть Сократа, 1787 г. Метрополитен-музей (Нью-Йорк, США).
Жак Луи Давид. Смерть Сократа, 1787 г. Метрополитен-музей (Нью-Йорк, США).

Классическая парадигма гносеологии (теории познания) основана на следующем представлении: есть мое сознание, и есть бытие, как объект познания, они воспринимаются раздельно, что называется субъект-объектными отношениями. Проблема субъекта и объекта снимается в неклассической философии, которая рассматривает сознание как момент присутствия в мире. Всем неклассическим философам присуще неомифологическое сознание, то есть особый способ построения текстов, для них, как и для художников-модернистов, изобретение нового языка становится методом достижения истины.

Кто такой Сверхчеловек? Ницше кратко объясняет эту концепцию в аллегории о превращениях духа. Первая стадия превращения - верблюд, выносливый дух, имеется в виду среднестатистический представитель западной культуры, который несет на себе все бремя накопленных знаний и ценностей. Вторая стадия превращения – лев «я хочу», который борется с драконом «я должен». Лев – бунтующий дух, воплощение воли к жизни, восстает против установленных правил. Третья стадия сверхчеловека - состояние ребенка, младенца (напоминает концепцию даосизма). Взгляд ребенка на мир характеризует невинность и забвение, новое начало, первое движение, святое “да”. То есть пройдя через отрицание и нигилизм, дух обретает абсолютно новый взгляд на мир и формирует свою систему естественной морали.

Набросок к поэме Лермонтова "Демон".
Набросок к поэме Лермонтова "Демон".

Важная концепция, объясняющая позицию Ницше в отношении пересмотра христианских ценностей, - баланс Аполлонийского и Дионисийского начал в механизме развития культуры, она подробно описана в книге “Рождение трагедии из духа музыки”. Дионисийская стихия, как момент нарушения покоя и источник трагического переживания, дает ощущение реального. Дионисийские празднества у греков помогали слиться с природой на уровне телесных ощущений, выйти за рамки своего единичного сознания, приобщиться к своей животной природе через культ плодородия. Аполлон - это противоположная Дионису стихия порядка, красоты и индивидуализма, которая проявляется в классической архитектуре и скульптуре. «Искусство нам было дано, чтоб не умереть перед этой истиной» - один из самых известных афоризмов Ницше, говорит о том, что искусство и культура в целом создают иллюзии, а также идеалы прекрасного и смысла жизни. Ницше видел выход из кризиса в балансе этих двух стихий: в любом порядке должен возникать элемент хаоса для дальнейшего развития.

На русской почве идеи Ницше были восприняты положительно представителями Серебряного века. Что касается Врубеля, то он никогда себя не причислял к поклонникам Ницше, но его жена писала о Демоне, как о настоящем "ницшеанце". Образ Демона, действительно, на первый взгляд резонирует с идеей Сверхчеловека, как с образом бунтующего духа, но если вспомним аллегорию, то это всего лишь стадия льва! Врубель говорил, что демона часто путают с дьяволом, но его Демон – это скорее символ души и метущегося человеческого духа, он "не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый".

Демон летящий (фргамент), 1899 г. Государственный Русский музей.
Демон летящий (фргамент), 1899 г. Государственный Русский музей.

Человеческие судьбы Врубеля и Ницше очень похожи. Ницше изначально готовился к роли пастора, но потом потерял веру и интерес к этой профессии. Врубеля, закончившего академию художеств, пригласили в Киев расписывать Кирилловскую церковь. Он пытался соблюдать иконописные традиции, но при работе над этими фресками вносил слишком много модернистских изменений в канонические образы. В процессе работы над фресками он страстно влюбился в жену начальника, курировавшего эти работы. Она была замужем и не могла ответить ему взаимностью. Но Врубель был страстным человеком и, как все художники, воспринимал все слишком близко к сердцу, в состоянии влюбленности он изображал свою музу в образе Богоматери. Но как писал один из очевидцев, друг художника, в моменты депрессии, когда Врубель мучился от неразделенной любви, появились наброски демона. Можно увидеть схожие черты у Богоматери и Демона в иллюстрациях к поэме Лермонтова.

Иллюстрация к поэме Лермонтова "Демон".
Иллюстрация к поэме Лермонтова "Демон".
Набросок к росписи Кирилловской церкви в Киеве.
Набросок к росписи Кирилловской церкви в Киеве.

В 1890 году художник создал картину “Демон сидящий” - самого знаменитого и впечатляющего своего Демона. Видно, что он оторвался от литературного образа, здесь он воплотил свои личные переживания и модернистский бунтарский дух. В какой-то степени он затаил обиду на то, что его не признали в Киеве, и он не реализовал всего задуманного (проект росписи Владимирского собора достался Васнецову). Дальше его судьба вновь складывалась не очень успешно, его долго не признавали, он считался каким-то странным художником, Третьяков не хотел покупать его работы, на выставки его не приглашали. После череды неудач, демон все чаще стал появляться в его набросках и рисунках, “Демон летящий” был создан в 1899 г.

Демон летящий, 1899 г. Государственный Русский музей.
Демон летящий, 1899 г. Государственный Русский музей.

В 1902 году появляется последняя ипостась в развитии Демона Врубеля, она называется “Демон поверженный”. Это самый страшный образ Демона, переломанный, с ужасным выражением лица. Картину Врубель начал писать с того момента, когда у него родился сын, но ребенок вскоре умер. Маковский в своих воспоминаниях пишет, что Врубеля это событие сильно поразило и встревожило. Возможно, он почувствовал свою вину за то, что изображал Демона, ощущая, будто судьба или Бог его наказали. Из-за этого трагического события его разум помутился, и он решил убить, уничтожить своего Демона, возможно, чтобы искупить вину. Картину «Демон поверженный» художник переписывал много раз, доходя до полного исступления, сначала она выставлялась в Париже под названием «Икона», потом в Петербурге, где Врубель переписывал постоянно лицо своего героя не в силах остановиться. Отчаяние в связи с личными обстоятельствами привело Врубеля к безумию, вскоре его поместили в психиатрическую больницу. Восемь лет он провел в клинике доктора Ф. Усольцева в Москве, где, по воспоминаниям очевидцев, последние годы жизни художник постоянно молился. Он говорил, что на него наложена епитимья, что он должен искупить свою вину:

Это он (Врубель разумел Дьявола), он делает с моими картинами. Ему дана власть за то, что я, не будучи достоин, писал Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил.

Демон поверженный (фрагмент), 1902. Государственная Третьяковская галерея.
Демон поверженный (фрагмент), 1902. Государственная Третьяковская галерея.

Как и Врубеля, Ницше также долгое время не признавали в Германии, многие его произведения объявлялись антигуманными, антихристианскими, его даже называли немецким антигероем. В отношениях с женщинами Ницше тоже фатально не везло, хотя он был достаточно симпатичным немецким интеллигентом. Мало, кто знает, что Ницше писал музыку, и будучи начинающим композитором, сошелся с Вагнером, которого боготворил. Разрыв с Вагнером был тяжелым ударом для Ницше, но вскоре в его жизни произошла еще одна судьбоносная встреча, он познакомился с девушкой русского происхождения по имени Лу фон Саломе. Эта девушка, интеллектуалка и феминистка, писала на немецком языке собственные работы по психоанализу. Когда она познакомилась с Ницше, она абсолютно приняла его идеи, восхищалась им как философом, он предложил ей руку и сердце, но она ему отказала, а потом предложила экстравагантный вариант тройственного союза с его другом-философом. В результате всех душевных переживаний здоровье философа сильно подкосилось. В 1889 году с ним случился приступ, и с того момента его поместили в психиатрическую клинику, десять лет он провел в состоянии безумия и умер в 1900 году.

Лу фон Саломе, Ницше и Пауль Ре.
Лу фон Саломе, Ницше и Пауль Ре.

Каких жертв требует от художника его пророческая миссия? Что значит, заглянуть в бездну? За дружбу с Демоном гений получает неограниченные творческие возможности, но расплата неизбежна:

…искусство есть чудовищный и блистательный Ад… Именно в черном воздухе Ада находится художник, прозревающий иные миры. И когда гаснет золотой меч, протянутый прямо в сердце ему чьей-то Незримой Рукой, тогда происходит смешение миров, и в глухую полночь искусства художник сходит с ума и гибнет. Когда Художник начинает принимать порождения собственной фантазии за действительность, они становятся демонами-тиранами художника. Разрешением этой коллизии должно стать обретение утраченного золотого меча. Неизвестно, что он такое, но его предназначение – пронзать хаос, организовывать и усмирять бушующие лиловые миры (Александр Блок).

О том, как Достоевский повлиял на Ницше, читайте здесь

Из моей книги - Строева О.В."Искусство и философия. Удивительные параллели, необычные интерпретации". Полностью читайте здесь