К этой поговорке мы все давно привыкли, поэтому даже не задумываемся о её смысле и контексте употребления. Бабушки и родители часто говорят детям: «На обиженных воду возят!», когда призывают быть скоромнее и усмирить свою гордыню. Но почему на человеке, которого и без того унизили обидой, ещё и воду возят? Он ведь итак уже пострадал. Не уместнее было бы использовать здесь прилагательное «обидчивый». Мол, человек, который склонен к обидам и во всём видит оскорбления, поплатится за этот свой недостаток. Однако здесь есть своя логика. О ней и расскажем в этой статье.
Смысл этой поговорки состоит в том, что не надо отгораживаться от других и держать на них обиду или злость. Ведь в этом уязвимом положении человек становится слабым, им становится легко манипулировать, ему без особого труда можно навязать свою точку зрения. Вы удивитесь, но раньше эта поговорка была значительно длиннее и имела другое значение.
В книге Владимира Даля «Пословицы русского народа» зафиксирован такой вариант: «На сердитых воду возят». То есть в накладе оставались не те, кого итак унизили, а неприветливые и злые люди. А вот полная версия: «На сердитых воду возят, а на добрых сами катаются». Она несёт уже совершенно другой смысл: конечно, носить в себе негатив не конструктивно и даже разрушительно для человека, но быть излишне мягким и уступчивым тоже неправильно, ведь этим бессовестно будут пользоваться другие.
Истинное происхождение поговорки неизвестно, однако существует несколько версий. Все они связаны с петербургскими водовозами и Петром I. Так, известно, что до середины XIX века в городе на Неве не было централизованного водопровода, его функцию выполняли специальные служащие. Цена за воду регламентировалась, однако это не мешало ушлым водовозам завышать её. Чтобы бороться с этим произволом, российский император придумал наказание для жадных дельцов. Их заставляли распрягать лошадь и возить бочки самим. Разумеется, водовозы не были от этого в восторге, поэтому сердились и обижались. Но деваться было некуда.
Согласно второй версии, это наказание настигло водовозов, которые обманывали своих заказчиков. В белых бочках раньше развозили питьевую воду, а в зелёных и жёлтых – предназначенную для хозяйственных нужд. Тех служащих, которые занимались подменой и доставляли в белых бочках грязную воду, карали таким способом.
Третья версия отталкивается от выражения «на сердитых воду возят» и связана она уже не с предприимчивыми водовозами, а с людями, которые сопротивлялись нововведениям императора, который прорубил окно в Европу и решил, что страна будет жить по новой моде. За неповиновения и отрицание на людей надевали вёдра с ледяной водой, которая выплёскивалась при ходьбе и таким образом должна была остудить пыл бунтовщиков.
Что же касается профессии водовоза, она стала менее востребованной, когда в 1858 году Александр II подписал указ о строительстве в Санкт-Петербурге водопровода. Хоть она и ушла в небытие, поговорка «на обиженных воду возят» сохранилась в нашей речи и, как показывает история, не один раз поменяла своё значение. Это лишний раз показывает, что язык и культура – это не что-то каменное и устойчивое, а нечто живое, текучее и изменчивое.
Филолог Светлана Гурьянова в своей книге «В начале было кофе. Лингвомифы, речевые «ошибки» и другие поводы поломать копья в спорах о русском языке» доказала это на довольно актуальных для сегодняшнего времени примерах. Исследовательница уверена, что изменения и нарушение правил не только не портят язык, но и обогащают его. Кто знает, может, пройдут годы и столетия, и поговорка «на обиженных воду возят» снова изменится и обретёт новый смысл?
Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!