Профессия геолог-разведчик у большинства людей ассоциирует с романтикой трудных, но интересных будней людей, посвятивших свою жизнь поиску полезных ископаемых.
Отчасти все так и есть, но лишь отчасти, так как работа эта требует не только высокого морального духа, но и немалых физических усилий.
Геологам часто приходиться работать в условиях отсутствия цивилизации, поэтому без технической поддержки это сложно, а порой и невозможно.
Правительство Советского Союза, понимая, что людям тяжело работать без вспомогательной техники, дало задание обеспечить геолого-разведывательные партии всем необходимым, включая машины и другие типы механизмов.
Проекты, созданные инженерами, не все оказались удачными, но, как говориться, на ошибках учатся.
ЛуАЗ-1901 «Геолог»
Полное название марки вездехода ЛуАЗ-1901 «Геолог» дали позже, после того как проект был полностью готов.
Причиной, почему так произошло, являлось то, что первично заказ на создание легкого маневренного вездехода поступил от военной структуры.
Военным ведомствам требовалась легкая модель грузового автомобиля, способная двигаться по бездорожью и перевозить небольшой груз.
Обязательным условием являлось максимальная маневренность и способность выполнять боевые задачи даже в случае, если машина получала легкие механические повреждения от осколков.
Наличие шести колес, небольшой, но мощный и «живучий» двигатель с воздушным охлаждением разгонял вездеход по хорошей дороге до 60 км/ч.
В условиях горной и болотистой местности машина легко вскарабкивалась на возвышения с 600-ой крутизной, стабильно двигался со скоростью в 10 км/ч.
Моделью, послужившей основой к разработке, стал ЛуАЗ-967, предназначавшийся для подвоза военного снаряжения и эвакуации раненых.
Прототип «Геолог» был легче, не более 2 т. и с меньшей грузоподъемностью, всего 0,66 т. и вполне подходил по своим техническим характеристикам.
Вездеход обладал плавучестью и мог преодолевать водные преграды со скоростью до 5 км/ч, что тоже вполне устраивал геологов.
Пройдя ряд испытаний, в котором участвовала вся собранная партия, коллектив завода приготовился к сборке первой партии автомобилей.
К сожалению, было выпущено всего 8 экземпляров и на этом все закончилось. Скорее всего, причиной стало отсутствие финансирования для постройки новых заводских линий и закупки оборудования.
Те машины, которые эксплуатировались геологами, были незаменимы для прохождения сложных участков бездорожья.
Маленький, невзрачный автомобиль прекрасно зарекомендовал себя в процессе эксплуатации как транспорт, и геологи неоднократно посылали запрос на изготовление новых машин.
Одна из моделей чудом сохранилась и была реставрирована частными коллекционерами советской техники.
АТ-Т
Модель тягача с танковым двигателем, созданная Харьковскими работниками танкового завода в период Великой Отечественной войны, предназначался для передислокации артиллерийских орудий.
Тягач на гусеничном ходу был рассчитан на буксировку 35 тонных грузов и доставку личного состава орудия в количестве 20 человек.
Оставшиеся после войны экземпляры были переданы геолого-разведывательным управлениям для перевозки локаторов и других грузов в районах крайнего Севера.
Чуть позже эта модель была взята в качестве образца при создании знаменитого всему миру тягача «Харьковчанка», который вошел в список техники для исследования Антарктиды.
Про вездеход для Антарктиды было рассказано по приведенной ссылке выше.
АТ-Т был признан одним из лучших вездеходов в мире, хотя настоящий победу харьковские инженеры праздновали после того, как все машины, вошедшие в список экспедиции по Южному полюсу, добрались до места стоянки американских геологов-разведчиков.
Единственная модифицированная модель серии КрАЗ-255Б
КрАЗ-255Б, больше известный в народе как «Лаптежник» из-за своеобразного формата протекторов колес, мог развивать на участках бездорожья скорость до 30 км/ч.
На ровном участке дорог с более-менее качественным покрытием скорость увеличивалась вдвое.
Для вездехода с такой грузоподъемностью и вместительным грузовым отсеком были нестрашны не только бездорожья, но и критические погодные условия низких температур.
Грузовик прошел испытания в условиях крайнего Севера, и немалое количество машин серийно были собраны и переданы для работников этих регионов.
Почему Кременчугские инженеры решили, и главное собрали на основе этой модели всего одну машину для геологов, остается непонятным, но факт остается фактом.
Кузов разделили на два отсека, операторный и лебедочный. В операторном блоке были созданы условия для работы и проживания геологов, в лебедочном отсек находились тросы и другое нужное оборудование.
Модель только поверхностно протестировали, но в серию не запустили, хотя советские геологи крайне нуждались в подобной технике.
Как это ни странно, но даже в нерабочем состоянии вездеход долго находился в одном из ангаров, а не на свалке.
ГАЗ-71
Горьковский снегоболотоход на гусеничном ходу ГТ-С пройдя модификацию по совершенствованию, получился весьма удачным проектом.
По окончанию, в 1968 году часть машин серийно собранных небольшой партии машин была перенаправлена в геолого-разведывательные управления, работающие в Сибири.
Несмотря на то, что модель считалась модифицированной, от старого транспортера-вездехода в нем не было практически ничего. Машину собирали, используя не только отечественные технические наработки, но и присматриваясь к иностранным разработкам.
Расположенный между кабиной и отсеком для груза мотор, несмотря на свои большие размеры, был удачным во всех отношением решением.
Вездеход стал ниже, что усилило его устойчивость на крутых участках и холмах. Машиной было легко управлять, при этом маневренность была лучшей, чем в предыдущей модели.
Единственным недостатком вездехода была «прожорливость» двигателя. На бездорожья для преодоления 100 км требовалось почти 150 л. топлива, но зато транспортер преодолевал такие участки, где любая другая техника грузла или глохла от перегрева двигателя.
Транспортер длиною в 5,4 м за раз перевозил 1 т. груза и 10 пассажиров, которые размещались в этом же отсеке, немного отдельно, в закрытой будке.
Все, что конструкторы оставили от прежней модели без изменений, это систему управления вездехода и запасные топливные баки для горючего.
Плоское днище, высокий дорожный просвет и широкие гусеницы делали вездеход просто фантастическим по проходимости.
Даже если машина садилась на «брюхо» геологи не ждали помощи. На бортах по сторонам всегда имелись заготовленные бревна, которые закрепив на траки цепями, поднимали с помощью вращения гусениц машину из болота и проезжали малым ходом опасный участок.
Хотя конструкторы не планировали машину для преодоления водных преград, тем не менее, на практике оказалось, что на вездеходе можно было не только ездить, но и плавать, правда скорость передвижения была всего 5 км/ч.