Продолжаем пасхальную рубрику: православные работы советских мастеров.
Наш постоянный комментатор Михаил Дача касательно позапрошлой подборки выдал замечательный текст, цитируем.
«Христос Воскрес!
Всех с праздником!
Теперь о Божественном в отечественной живописи, буквально пару слов.
Русская школа иконописи, храмового убранства и церковной утвари создала такой пласт произведений искусства, что веками накапливаясь в храмах и монастырях, всё это наследие, а также иконы в домах людей - стали большой частью уже как бы мирской, современной живописи.
Церковь - в пейзаже, икона - в интерьере.
Портреты священников и монашества - тоже часть великолепной школы портрета.
И конечно, никуда эта тема из соцреализма исчезнуть не могла.
Сообразуясь с красотой образа Христова, образа Богородицы, ангелов и архангелов, образов святых, формировалась такая техника портрета, которая подчеркивала божественность и духовность человека.
Соцреализм отражал светлые помыслы на лицах как вождей, так и простых людей, аналогично иконному стилю портрета. Почему? Величие идеи, служение людям было знаком времени. От Корина до Нестеренко.
Отдельно замечу, что в подборке, например у Моисеенко и у Попкова прослеживается молитвенная роль матери. И здесь - портрет смиренности русской женщины пересекается с Богородичной тематикой.
Вообще, из сельского пейзажа храм не исчезал столетиями. К 1980-1990м годам ряд работ православной тематики стал напитываться символизмом, так как в это время происходил поколенческий возврат к вере и воцерковленности.
Что мы и видим в воздушном образе Христа на фоне храма или в виде облаков, напоминающих крылья ангелов.
Конечно, переместить в бытовой жанр портреты иерархов РПЦ у Корина невозможно, но совокупность интерьеров с иконами на стенах, созданных художниками периода соцреализма и их ассоциативность вполне определенны. Жанры музейной живописи дополнялись домашними пейзажами и натюрмортами, как любая икона деревенского письма дополняет письмо школьное. Чем дополняет? Верой!»
А теперь ещё несколько шедевров и наш комментарий в финале.
И ещё пару слов.
Отдельные комментаторы в традиционных поисках за что бы уцепиться, цепляются то за то, что «все работы 20-х…» (когда руки ещё не дошли), или «все работы 50-х» («сталинское послабление»), или «все работы 80-х…»; или ещё пишут «…а чего это они советские художники? Раз с 1917 по 1991 - то сразу советские?!»
Всё это забавно: видно, как у людей происходит слом канона, и они изо всех сил противятся. Ищут «объяснения».
Итак.
Работы в подборках охватывают все периоды; самые большие сложности с этой темой были с 1927-1937 - в две сталинские «безбожные пятилетки», но даже тогда работа не прекращалась.
На пике советского проекта (в 60-е и далее) - множество советских мастеров вообще занимались исключительно церковной живописью, например, ряд художников заново воспроизводили классические работы Рублева, Грека; работал целый класс реставраторов и вообще ценителей. Это была абсолютно легальная и огромная тема. Но - как и например, церковный подъём в ленинские 20-е - об этом сегодня практически не пишут, и процессы эти не изучают.
Теперь что касается вопроса: а почему это у меня работы именуются «советскими» - отвечаю по факту: работы диссидентов и эмигрантов я не публикую - а публикую именно что признанных советских мастеров, признавших новую власть и на неё работавших, и получивших премии. Большинство публикуемых работ выходило в советских альбомах большими тиражами (оттуда я их чаще всего и перефотографирую для вас) и выставлялись.
Резюмирую: советская культура оставила богатейшее легальное наследство в смысле разработки христианской тематики.
Всем добра, родня.
Христос Воскресе.
Ну и напоследок ещё одна прекрасная работа.