Найти тему
Захар Прилепин

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦРЕАЛИЗМ

Продолжаем пасхальную рубрику: православные работы советских мастеров.

Наш постоянный комментатор Михаил Дача касательно позапрошлой подборки выдал замечательный текст, цитируем.

«Христос Воскрес!
Всех с праздником!

Теперь о Божественном в отечественной живописи, буквально пару слов.

Русская школа иконописи, храмового убранства и церковной утвари создала такой пласт произведений искусства, что веками накапливаясь в храмах и монастырях, всё это наследие, а также иконы в домах людей - стали большой частью уже как бы мирской, современной живописи.

Церковь - в пейзаже, икона - в интерьере.

Портреты священников и монашества - тоже часть великолепной школы портрета.

И конечно, никуда эта тема из соцреализма исчезнуть не могла.

Сообразуясь с красотой образа Христова, образа Богородицы, ангелов и архангелов, образов святых, формировалась такая техника портрета, которая подчеркивала божественность и духовность человека.

Соцреализм отражал светлые помыслы на лицах как вождей, так и простых людей, аналогично иконному стилю портрета. Почему? Величие идеи, служение людям было знаком времени. От Корина до Нестеренко.

Отдельно замечу, что в подборке, например у Моисеенко и у Попкова прослеживается молитвенная роль матери. И здесь - портрет смиренности русской женщины пересекается с Богородичной тематикой.

Вообще, из сельского пейзажа храм не исчезал столетиями. К 1980-1990м годам ряд работ православной тематики стал напитываться символизмом, так как в это время происходил поколенческий возврат к вере и воцерковленности.

Что мы и видим в воздушном образе Христа на фоне храма или в виде облаков, напоминающих крылья ангелов.

Конечно, переместить в бытовой жанр портреты иерархов РПЦ у Корина невозможно, но совокупность интерьеров с иконами на стенах, созданных художниками периода соцреализма и их ассоциативность вполне определенны. Жанры музейной живописи дополнялись домашними пейзажами и натюрмортами, как любая икона деревенского письма дополняет письмо школьное. Чем дополняет? Верой!»

А теперь ещё несколько шедевров и наш комментарий в финале.

 Борис Кустодиев. «Масленица». 1920
Борис Кустодиев. «Масленица». 1920
Павел Корин. «Митрополит Сергий». 1937
Павел Корин. «Митрополит Сергий». 1937
Владимир Стожаров. «Церковь Благовещения». 1963
Владимир Стожаров. «Церковь Благовещения». 1963
Борис Семёнов. «Утро в Ленинграде». 1970
Борис Семёнов. «Утро в Ленинграде». 1970
Евсей Моисеенко. «Из детства». 1972
Евсей Моисеенко. «Из детства». 1972
Евгений Спасский. «Праздник». 1976
Евгений Спасский. «Праздник». 1976
Татьяна Назаренко. «Пасхальный натюрморт». 1981
Татьяна Назаренко. «Пасхальный натюрморт». 1981
Василий Криворучко. «За землю русскую». 1983
Василий Криворучко. «За землю русскую». 1983
Гелий Коржев. «Иуда». 1987
Гелий Коржев. «Иуда». 1987
Тамара Глытнева. «Ожидание Пасхи». 1987
Тамара Глытнева. «Ожидание Пасхи». 1987

И ещё пару слов.

Отдельные комментаторы в традиционных поисках за что бы уцепиться, цепляются то за то, что «все работы 20-х…» (когда руки ещё не дошли), или «все работы 50-х» («сталинское послабление»), или «все работы 80-х…»; или ещё пишут «…а чего это они советские художники? Раз с 1917 по 1991 - то сразу советские?!»

Всё это забавно: видно, как у людей происходит слом канона, и они изо всех сил противятся. Ищут «объяснения».

Итак.

Работы в подборках охватывают все периоды; самые большие сложности с этой темой были с 1927-1937 - в две сталинские «безбожные пятилетки», но даже тогда работа не прекращалась.

На пике советского проекта (в 60-е и далее) - множество советских мастеров вообще занимались исключительно церковной живописью, например, ряд художников заново воспроизводили классические работы Рублева, Грека; работал целый класс реставраторов и вообще ценителей. Это была абсолютно легальная и огромная тема. Но - как и например, церковный подъём в ленинские 20-е - об этом сегодня практически не пишут, и процессы эти не изучают.

Теперь что касается вопроса: а почему это у меня работы именуются «советскими» - отвечаю по факту: работы диссидентов и эмигрантов я не публикую - а публикую именно что признанных советских мастеров, признавших новую власть и на неё работавших, и получивших премии. Большинство публикуемых работ выходило в советских альбомах большими тиражами (оттуда я их чаще всего и перефотографирую для вас) и выставлялись.

Резюмирую: советская культура оставила богатейшее легальное наследство в смысле разработки христианской тематики.

Всем добра, родня.

Христос Воскресе.

Ну и напоследок ещё одна прекрасная работа.

Татьяна Горшунова. «Свадьба Ленина и Крупской в Шушенском». 1987
Татьяна Горшунова. «Свадьба Ленина и Крупской в Шушенском». 1987