Найти тему

Влияние сезонности на дебиторскую задолженность и способы справиться с этим

Оглавление

Сезонность в бизнесе – это значимый фактор, который может оказать существенное влияние как на финансовые показатели компании в целом, так и на ее дебиторскую задолженность. Рассказываем, что нужно об этом знать.

Что такое сезонность в бизнесе

Сезонность в экономике и бизнесе представляет собой регулярные и предсказуемые колебания спроса, предложения и других рыночных параметров, которые обусловлены изменениями погодных условий, каникулами, праздниками и другими естественными или социокультурными факторами.

Сезонность в той или иной мере влияет на многие компании, однако представители некоторых отраслей подвержены ей особенно сильно. Приведем часть из них:

  • туризм и индустрия гостеприимства – туроператоры, экскурсионные агентства, отели и гостиницы сильно зависят от колебаний туристического спроса, связанных с отпусками, праздниками и сменой времен года;
  • индустрия развлечений – спрос на услуги в этой области значительно возрастает в периоды каникул и праздников, а также в сезоны отпусков;
  • розничная торговля – в данной отрасли сезонные изменения спроса связаны с праздниками (например, Новым годом, 8 марта, 23 февраля), сезонными распродажами (например, «Черной пятницей» или «Киберпонедельником») и изменениями предпочтений потребителей в зависимости от времени года (например, спрос на сезонные овощи, фрукты и иные продукты питания);
  • сельское хозяйство и пищевая промышленность – производство и сбыт сельскохозяйственной продукции подвержены воздействию климатических и погодных условий;
  • климатическое оборудование – компании, занимающиеся продажей и обслуживанием систем отопления, кондиционирования, вентиляции, увлажнения и очистки воздуха, регулярно сталкиваются с сезонными колебаниями спроса, вызванными сменой времен года и погодных условий.

На что влияет сезонность

Сезонность нередко оказывает влияние на многие аспекты деятельности компаний – например, на:

  • продажи и доходы – в зависимости от отрасли, некоторые предприятия могут сталкиваться со значительными колебаниями в объемах продаж и доходов в зависимости от времени года;
  • затраты и издержки – сезонность также может влиять и на расходы бизнеса: например, компании, зависящие от поставок сельскохозяйственной продукции, могут сталкиваться с повышенными затратами на покупку сырья в определенные периоды года;
  • управление кадрами – в связи с сезонными колебаниями спроса некоторые предприятия могут временно наращивать количество сотрудников во время пиковых сезонов, а затем сокращать его в периоды пониженной деловой активности;
  • финансовое планирование – некоторым компаниям необходимо строить прогнозы и формировать бюджеты с учетом сезонных колебаний, чтобы эффективно управлять своими финансами;
  • маркетинг и продвижение – рекламные кампании, акции и скидки часто адаптируются к сезонным особенностям спроса.

Сезонность и дебиторка

Помимо всего вышеперечисленного, сезонность также существенно влияет и на дебиторскую задолженность многих компаний. Вот как это может проявляться:

  • В периоды высокого спроса клиенты компании могут сталкиваться c потребностью в дополнительных производственных мощностях, и для того, чтобы сберечь средства на их развертывание, они способны предпочесть оплате по факту покупку товаров и услуг предприятия в кредит.
  • В периоды низкого спроса или замедления деловой активности дебиторы компании, столкнувшиеся с проблемами ликвидности, могут инициировать переговоры об увеличении сроков оплаты.
  • Также сезонные финансовые трудности могут привести к задержкам в оплате счетов со стороны дебиторов с пониженной платежной дисциплиной.

Чтобы организовать эффективное управление дебиторской задолженностью в условиях сезонности, предлагаем вам воспользоваться следующими советами:

  1. Выполните детальный анализ сезонности и ее влияния на спрос со стороны ваших клиентов и составьте прогноз ожидаемых колебаний – для этого вы можете использовать данные за предыдущие сезоны.
  2. Разработайте четкие кредитные условия для потенциальных дебиторов, учитывающие специфику сезонности и платежеспособность клиентов в разные периоды.
  3. Учитывайте особенности каждого клиента при установлении условий оплаты, а также предусмотрите скидки и гибкие условия сотрудничества для постоянных партнеров.
  4. Регулярно мониторьте состояние дебиторской задолженности, проводите анализ платежей, вовремя выявляйте проблемных должников и оперативно реагируйте на образование просрочек оплаты.
  5. Создайте финансовые резервы на случай просрочек платежей во время сезонных колебаний, чтобы минимизировать возможные негативные последствия.

Эффективное управление дебиторкой в условиях сезонности требует системного подхода: тщательного планирования, строгого контроля, оперативного реагирования, а также гибкости и адаптивности со стороны компании-кредитора. При нехватке трудовых ресурсов для надлежащего обеспечения этого комплексного процесса его можно перепоручить сторонним специалистам – например, ООО ПКО ЭОС. Компания обладает большим опытом и глубокой экспертизой в области управления дебиторской задолженностью и ее взыскания.