Найти тему

Битва при Каррах. Незнание местности Крассом

Современные историки в подавляющем большинстве пришли к выводу, что трагический исход парфянского похода Марка Красса обусловлен серией ошибок, одной из которых являлось незнание римлянами местности ведения боевых действий. Подобного мнения придерживаются авторитетные российские исследователи А.Г. Бокщанин, С.Л. Утченко и С.П. Беликов. Данные историки также считают, что консул позволил парфянам заманить римлян в пустыню, что явилось следствием разгрома всей армии Красса. К примеру, А.П. Беликов считает, что одним из факторов поражения римлян в битве при Каррах послужило: «Незнание местности. Не зная условий местности, Красс выбрал не лучший путь, а кратчайший, что совсем не одно и то же. Еще В. Вегнер отмечал, что Красс предпочел путь ближайший, хотя малоизвестный. Не ориентируясь на местности, Красс не мог выбрать удобное для сражения место». Историк Ф. Штарк отмечает, что путь «был достаточно хорош для верблюдов, но не для пехоты».

Отмечу, что за десять лет Восточного похода армия Александра Македонского прошла путь в семнадцать тысяч километров по абсолютно незнакомой для себя местности, что не помешало царю победоносно вернуться в столицу образовавшейся империи - Вавилон. И не надо думать, что на месте битвы при Каррах по мнению Ф. Штарка легионеры Красса утопали по колено в песчаных дюнах, где пройти могли только верблюды. Иначе Сурена не смог бы активно задействовать свою многочисленную легкую кавалерию и, в первую очередь, бронированных и энергозатратных катафрактов. Я был на предполагаемом месте сражения при Каррах. Не скажу, что это райский уголок, но я заметил, что вся плодородная долина реки Белих (бывшая Белисса) используется в сельскохозяйственных целях и разбита на садоводческие участки. Войско Красса перед битвой перешло Беллису между городами Карры и Ихна, причем ближе к последнему. Именно к этому поселению советовали отступить Публию Крассу жители Карр, видя безвыходное положение римского отряда, оторвавшегося от основных сил армии.

Сильно преувеличен вышеперечисленными мною историками температурный режим во время битвы при Каррах. В материале Википедии о данной битве сказано, что: «Красс, потеряв ударную часть своей армии (пять тысяч всадников Публия), решил отступить к Каррам. Но в поражении римлян сыграл роль климатический фактор – армию Красса в основном составляли италики, а летом жара в Месопотамии достигает 38 градусов по Цельсию». Но, во-первых, Публий Красс потерял не пять тысяч, а 1300 всадников. Во-вторых, сражение при Каррах состоялось не летом, а весной в конце апреля месяца или 9 мая по юлианскому календарю. В данный период времени днем температура в северной Месопотамии достигает максимальной величины в 23-25 градусов, а ночью опускается до отметки в десять градусов. В этом я убедился лично, так как находился на предполагаемом месте битвы при Каррах именно в день сражения – 9 мая.

Не менее известный исследователь парфянского похода Красса Е.В. Смыков считает, что: «Мнение о том, что Крассу следовало идти безопасной дорогой, скорее всего, возникло post faktum. Целью Красса было не уклонение от встречи с парфянской армией, а, наоборот, ее разгром. В этом смысле стремление разбить Сурену и Силлака до того, как подойдет Ород, было вполне рациональным. Именно поэтому Красс повернул от реки и двинулся на сближение с врагом».

Плутарх так описывает маршрут армии Красса: «На пути лежали глубокие пески, и трудно было идти по безлесным и безводным равнинам, уходившим из глаз в беспредельную даль. Воины не только изнемогали от жажды и трудностей пути, но и впадали в уныние от безрадостных картин: они не видели ни куста, ни ручья, ни горного склона, ни зеленеющих трав – их взорам представлялись морю подобные волны песков, окружавшие войско со всех сторон».

Однако Е.В. Смыков опровергает утверждение Плутарха: «Отдельным деталям этого рассказа можно поверить – действительно, путь проходил в непривычных для воинов природных условиях, но в целом рассказ слишком драматичен. Дион Кассий уделяет гораздо меньше внимания тяготам похода, отмечая, что парфяне смогли до поры до времени укрываться от римлян – местность была местами холмистая и леса там были. В любом случае проводник Абгар вел легионы не по неизвестной местности, а по магистральному караванному пути с оазисами и небольшими поселениями, предназначенными для снабжения арабских торговцев и верблюдов в их караванах, не удаляясь на значительное расстояние от бассейнов рек. Причем это движение было прикрыто римскими гарнизонами расположенных неподалеку месопотамских городов. И это вовсе не было безрассудное стремление идти в пасть врага».

Изредка я встречаю комментарии на тему парфянского похода Красса, к которым, по сути, и возразить и добавить нечего по причине их аргументированности. Одно из подобных высказываний по поводу, якобы, абсолютного незнания местности Марком Крассом, я прочитал на канале «Администратор» и процитирую его полностью: «Уже в 65 году до новой эры легаты Помпея А. Габиний и Л. Афраний успешно оперируют войсками в междуречьи Евфрата и Тигра, то есть на парфянской территории – именно там, где через десять лет развивались основные события кампании Марка Красса. Что касается незнания местности римлянами, то эта претензия А.П. Беликова вообще абсурдна. Минимум две армии (Габиния и Афрания), солдаты которых продолжали служить в сирийских легионах и при Крассе, действовали в этой местности в 65 и 64 годах. Здесь же проходила кампания 54 года, которой командовал сам Красс (битва у реки Баллис проходила неподалеку от Ихн, где в прошлом году проходила римская армия, и где Красс оставил гарнизон). Остается предположить, что либо А.П. Беликов считает, что в начале новой кампании римляне совершенно забыли, где проходили боевые действия прошлого года (не говоря о старых походах с Габинием и Афранием), последний из которых точно был в Каррах, либо с целью обвинить Красса в неподготовленности похода, просто выдумывает его ошибки».

Дополню, что ссылки современных авторов на араба Абгара как единственного проводника в армии Красса несостоятельны по той причине, что сам Плутарх свидетельствует о присутствии в армии римлян жителей города Карр, которые прекрасно знали маршрут следования и с которыми Красс при необходимости также мог советоваться в плане ориентации на местности. Т. Моммзен пишет как: «Месопотамские греки, хорошо знающие местность, умоляли Публия уехать с ними и постараться таким образом спастись». Тем не менее, А.П. Беликов категорически утверждает, что: «При чрезмерном доверии один-единственный проводник смог существенно повлиять на успех всей кампании, поставив одну сторону в заведомо проигрышное положение, что, в конечном счете, и случилось». Одно из двух: либо А.П. Беликов невнимательно читает рассказы летописцев о битве при Каррах или он сознательно задался целью изобразить Марка Красса как никчемного полководца.

Карры. Развалины античного города
Карры. Развалины античного города
-2
Карры.
Карры.
Карры.
Карры.
Карры.
Карры.
Карры.
Карры.
Река Белисса (современная Белих).
Река Белисса (современная Белих).
Карры.
Карры.