Найти тему
Адреса Москвы

Девушки с инвентарём

«Сталинская скульптура» — это словосочетание всё ещё рождает устойчивые ассоциации — мускулистые физкультурники, пионеры с горнами и, конечно же, девушки с вёслами. Эти последние оказались, пожалуй, самым запоминающимся и парадоксальным наследием эпохи советской неоклассики, которая вместо традиционной аллегорической атрибутики вручила девушкам совершенно новый инвентарь.

Если в пятидесятые годы на современной территории Москвы были сотни (если не тысячи) бетонных, гипсовых и бронзовых скульптур, то сейчас остались лишь единицы, да и те далеко не всегда пребывают в хорошем состоянии. За прошедшие десятилетия статуи обросли насмешливыми ассоциациями, неблагородной патиной и голубиными отметинами, но немногочисленные выжившие выстрадали главное — право быть памятниками, причём не только историческими, но и художественными.

Одна из «Девушек с веслом» скульптора Ромуальда Иодко. Весло к моменту съёмки (1950-е годы) было утрачено. Фотография предоставлена Алексеем Петуховым
Одна из «Девушек с веслом» скульптора Ромуальда Иодко. Весло к моменту съёмки (1950-е годы) было утрачено. Фотография предоставлена Алексеем Петуховым

В революционном ХХ веке скульптуру крепко связали с идеологией. Изваяния стали серьёзными, а прежняя занимательность — неуместной. «Наступает новая эпоха скульптуры монументальной», — констатировал Анатолий Бакушинский, добавляя: «Мы не очень далеко <...> от нового Ренессанса». Мыслить и творить наравне с античными героями и титанами Возрождения — такая планка установилась уже к 1919 году, когда у обелиска Свободы перед зданием Моссовета на Тверской появилась фигура во фригийском колпаке, держащая в руках небесную сферу. Скульптор Николай Андреев создал настоящую советскую, революционную Нику. Увы, обелиск уничтожили ещё перед войной — лишь голова от Свободы дошла до потомков.

В начале 1930‑х годов пал авангард, так и оставшись чуждым и вождям, и массам. В шаткое межвоенное двадцатилетие всевозможные игры с классикой — воплощением фундаментальности и порядка — стали модой в искусстве не только тоталитарных стран (например, Италии и Германии), но и всего мира.

«Доярка» перед павильоном «Сибирь» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Открытка 1939 года из собрания Сергея Морозова
«Доярка» перед павильоном «Сибирь» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Открытка 1939 года из собрания Сергея Морозова

Зрительного комфорта жаждало и население СССР: о монументальных «фигурах» современников трудящиеся заявляли в своих «наказах» творческим кадрам. Теперь в образе античных героев воплощается не только возвышенная Свобода, но и простые колхозницы, рабфаковки или метростроевки. «Из нас героем становится любой» — пелось в популярной песне.

На улицы и в парки, на путепроводы и башни шлюзов высыпали сотни белоснежных воплощений отдыха, спорта и разнообразных профессий — каждый со своими атрибутами. За рецептами московские ваятели обратились к античности — благо Музей изобразительных искусств обладал богатейшей коллекцией гипсовых слепков с греческих и римских статуй, заказанных за границей ещё в начале ХХ века.

Наследниками античного культа обнажённого тела оказались советские физкультурники. Главной богиней пантеона стала «Девушка с веслом» работы Ивана Шадра — ученика прославленного француза Аристида Майоля. Пятиметровая статуя украсила в 1935 году центр главного фонтана ЦПКиО имени Горького. Спустя год свою вариацию на ту же тему предложил скульптор Ромуальд Иодко.

Самая тиражная модель сталинской эпохи, её некогда осязаемый и зримый символ, сегодня «Девушка с веслом» целиком мифологизирована и в науке, и в массовом сознании. Легенда о героине возвысилась до символики античной трагедии — спортсменка, послужившая моделью скульптору, в 1941 году ушла в партизанский отряд и погибла спустя неделю после разрушения немецкой бомбой статуи в парке Горького...

-3
-4
-5
Скульптурные композиции на фасаде высотного здания на Кудринской площади. Фотографии Алексея Степанова
Скульптурные композиции на фасаде высотного здания на Кудринской площади. Фотографии Алексея Степанова

Увидеть «Девушку с веслом» в Москве можно лишь на мозаичном плафоне работы Александра Дейнеки на станции метро «Маяковская», скульптурных её копий в Москве не сохранилось — лишь одна может скрываться где-то на территории Люблинского механического завода.

Встреча со сталинскими физкультурницами более вероятна в Подмосковье, но и там их очень немного. Одна спортсменка настойчиво упражняется с мячом в Рошали, другая — метает диск в Ступино, а третья — лучащаяся гордостью девушка-призёр — единственной сохранившейся рукой крепко держит кубок у входа на стадион в Серпухове. Последняя статуя, кстати, — это сильно упрощённая копия работы уже упоминавшегося скульптора Иодко — автора целой галереи предвоенных спортсменок и тружениц.

В сериях скульптур (чаще всего их создавала бригада самого плодовитого довоенного ваятеля-«оптовика» Матвея Манизера) постепенно складывался набор образов советских девушек, напоминающий строчки из песенки 1930‑х годов:

«Одна из них артистка,
Стройна как лань она.
Пловец, парашютистка —
Не девушка — весна!
Вторая — славный лётчик —
такую угомонь!
И нету смеха громче —
Не девушка — огонь!
А третья — та строитель.
И ум, и красота...
Ну что ни говорите —
Не девушка — мечта!»

«Физкультурница» в подмосковном городе Рошаль. Фотография Николая Калашникова
«Физкультурница» в подмосковном городе Рошаль. Фотография Николая Калашникова

Почти буквальная иллюстрация этого текста — женские фигуры на станции метро «Площадь Революции». Здесь и сжимающая стропы парашютистка, и студентка с книгой, физкультурница с мячом, колхозница с роскошным петухом, матери с младенцами, школьницы, пытливо рассматривающие глобус...

Другой многофигурный «заповедник» расположился на аттике библиотеки имени Ленина. В порядке семейного подряда заказ на многие женские фигуры получила Елена Янсон-Манизер. Особенно удались ей два контрастных подхода к науке: многомудрая дама с тяжёлым фолиантом и романтичная, смотрящая вдаль студентка с модной стрижкой каре — стопка забытых книг спряталась где-то позади. Среди учёных дам — мощная колхозница со снопом (работа Надежды Крандиевской).

Другая колхозница вместе с напарником охраняет угловую арку общежития начсостава РККА на Яузском бульваре. Винтовка, вложенная в её руку Алексеем Зеленским, явно радовала глаз красных командиров.

Фрагмент фасада высотного здания на Кудринской площади. Фотография Алексея Степанова
Фрагмент фасада высотного здания на Кудринской площади. Фотография Алексея Степанова

Символом открытого в 1938 году канала Москва — Волга стала девушка на аллее перед Речным вокзалом. В её руках целая стихия — вода с лёгкой яхтой. Автор этой фантазии — Юлия Кун, ближайшая подруга и ученица знаменитого Степана Эрьзи. У московской речной Ассоль есть и сестра-близнец — её точная копия на 5‑м шлюзе канала.

Водопроводная система — часть канала Москва — Волга также получила своих героинь. На монументальных пропилеях Сталинской (ныне — Восточной) станции водоснабжения (1939) брутальная работница в широких штанах демонстрирует большой штангенциркуль и, вероятно, карту производимых работ.

С приходом войны московские девушки-статуи взяли в руки оружие. На станции «Партизанская» стоит на посту у колонны при входе в подземный зал Зоя Космодемьянская работы Матвея Манизера. Здесь вспоминается модель «Девушки с веслом» — Виктория Волошина, повторившая судьбу Зои. Другому мастеру, Николаю Томскому, принадлежит триумфальная фигура на Ленинградском путепроводе: девушка-боец с выбивающимися из-под пилотки кудрями поднимает автомат в победном жесте.

Трогательный и уникальный памятник, возможно, связанный с военными годами, сохранился на путях станции «Депо» в Люблино: девушка машет платком уходящим поездам.

Немалое число девушек-статуй сохранилось на ВДНХ. Большинство из них появилось в 1954‑м — в год «второго открытия» выставки. Наиболее любопытны скульптуры зверовода с лисятами у сгоревшей «Охоты и звероводства» и вызывающих умиление кролиководов под колоннадой профильного павильона.

Трудолюбивые дети и подростки — любимая дидактическая тема позднесталинской городской пластики, привязанная, как правило, к детсадам и школам. Статуи пионерок можно увидеть в одном из дворов в 1‑м Хорошёвском проезде или в усадьбе Виноградово на Дмитровском шоссе — там юные девушки «вооружены» книжкой и лейкой.

Оттепель прекратила шествие гипсовых и цементных клонов по городам. Сталинская гендерно-тематическая иерархия испарилась, а скульпторы робко предлагали «девушкам» новые нетривиальные образы, например, заменяя традиционный инвентарь вымышленным. В 1957 году на Цветном бульваре появилась группа из трёх юных колхозниц, автором которой был Михаил Бабурин, недавний создатель колоссальных женщин с серпами на высотных зданиях. Название скульптуры романтично и нематериально — «Песня», и напрямую отсылает к 1960‑м, когда быт стал эфемерным, а романтика осязаемой: «Склоняется песня ко мне на плечо / В прозрачном платочке она».

Адреса Москвы | Девушки с инвентарём