Где его применяют, и почему каллиграфия и шрифт — это другое
Содержание
- Отличия леттеринга от каллиграфии
- Чем леттеринг отличается от шрифта
- Где и для чего можно использовать леттеринг
- Восемь популярных стилей леттеринга
- Необходимые инструменты для леттеринга
- Как с помощью него зарабатывать
- Как обучиться леттерингу
Леттеринг — это техника создания надписей, когда буквы рисуют под конкретный случай в единственном экземпляре. Вид надписи ограничивается лишь фантазией автора. Техника близка к иллюстрации: автор скорее рисует буквы, чем пишет их.
Одна из старинных форм леттеринга — инициал. Это детализированная буква в книге, которая становится главной на странице.
Узнаваемые примеры можно найти на этикетках и афишах ХIX века. Сложные композиции и заигрывание с разными стилями букв служили маркетинговыми инструментами того времени.
Отличия леттеринга от каллиграфии
Каллиграфия предполагает написание букв, а леттеринг — рисование. В каллиграфии каждый штрих пишется за одно движение, характер штриха зависит от инструмента. Надпись создается с помощью остроконечного, круглого или плоского пера.
Каллиграф оттачивает навык письма годами, чтобы линии и форма букв получались ровными и пропорциональными. Не получилось красиво — переписывает надпись целиком на новом листе. Леттерер может позволить себе стереть неудавшийся штрих и перерисовать его аккуратнее, да и технически научиться леттерингу проще.
В чистом виде каллиграфия применяется в документах и пригласительных, также каллиграфы пишут на холстах, стенах, скульптурах. Письмо может быть декоративным или стать частью художественного высказывания.
Леттеринг тоже используется в искусстве и творчестве, но основные сферы применения — дизайн и реклама.
Иногда леттеринг имитирует каллиграфию, такая техника называется «скрипт». Его можно встретить в меню кофеен на меловых поверхностях: сначала автор делает набросок рукописных букв, а потом обводит их мелом и закрашивает. Чтобы надпись получилась качественной, леттереру достаточно быть знакомым с основами каллиграфии.
Имитация каллиграфии бывает и в логотипах — вспомним Coca Cola. В 1893 был отрисован знакомый нам знак, который впоследствии много раз дорабатывался и менялся. Он кажется написанным от руки, но эта надпись — леттеринг.
Каллиграфия и леттеринг имеют точки пересечения. Но в первом случае буквы пишут, а во втором – изображают.
Чем леттеринг отличается от шрифта
Шрифт — это единая система букв, цифр и знаков. В отличие от леттеринга он может использоваться многократно. Шрифтом набирают текст, а леттеринг рисуют под определенную задачу.
Шрифты создает дизайнер, задавая буквам единый стиль. Графический или веб-дизайнер может взять готовые шрифты и использовать на упаковке, баннерах, для текста на сайте. Ему не нужно создавать для этого надпись с нуля – шрифтовой дизайнер уже позаботился о буквах.
Это не значит, что шрифт лишен фантазии: даже простой шрифт сделать сложно. И существует выразительная акцидентная типографика. Она больше подходит для акцентных заголовков, логотипов или чтобы подчеркнуть ценности проекта.
Шрифт является комплектом знаков, собранных в один файл — вы можете скачать его на компьютер и набрать им текст. Леттеринг — это композиция из знаков, которую уже не поменять.
Где и для чего можно использовать леттеринг
Леттеринг — это инструмент, который помогает дизайнеру достичь нескольких целей:
- привлечь внимание потребителя
- создать уникальный и запоминающийся характер проекта
- добиться эмоциональной реакции пользователя
- зацепить нужную целевую аудиторию.
Леттеринг в айдентике
Леттеринг в логотипе способен подчеркнуть ключевые ценности бренда, а еще выделиться на фоне конкурентов. Он также применим в упаковке, на плакатах, баннерах, листовках.
Леттеринг в киноиндустрии
В кино тоже нужен дизайн, а с ним и леттеринг. Начертание названия фильма и начальных титров погружают зрителя в атмосферу картины. Вспомните свои ощущения, когда включаете «Гарри Поттера». Эти скачущие буквы с акцентной молнией отпечатываются в памяти навсегда.
Леттеринг в книгах
Интересно использовать леттеринг для запоминающихся обложек. А внутри книги – для заголовков и в качестве иллюстраций.
Леттеринг в интерьере
Меню в кафе на меловой поверхности, роспись стен в офисном помещении, декоративные постеры для дома — все это примеры леттеринга в интерьере. Слова, нарисованные от руки, делают помещение уютным.
Леттеринг в дизайне одежды
Может выполнять декоративную функцию, а может заявлять о позиции того, кто будет ее носить.
Стрит-арт
Леттеринг является инструментом не только дизайнера, но и художника. Автор вкладывает в текст определенный смысл, а характер букв позволяет его усилить.
Восемь популярных стилей леттеринга
Классический
Классический леттеринг отсылает нас к эстетике XIX века. Композиция может состоять из чередующихся шрифтов: первая строчка — с имитацией каллиграфии, на второй крупные буквы с засечками, на третьей тоже с засечками, но буквы поменьше, на четвертой — снова отсылка к каллиграфии. Часто надпись этого стиля обильно декорируют лентами, линиями, точками, растительными узорами.
Ретро
Стиль предполагает подражание буквам прошлых лет, чаще речь идет о XX веке. В этом периоде можно бесконечно черпать вдохновение благодаря разнообразию начертаний. Советский леттеринг тоже можно отнести к ретро.
Граффити
Граффити — это динамичный леттеринг, который «пришел» с улицы. Иногда надпись словно «раздутая», иногда наоборот — острая, часто — с обводкой.
Техно, или диджитальный
Современный и часто используемый стиль в дизайне интерфейсов. Для создания подобных работ леттереры вдохновляются цифровой эстетикой.
Готический
Готический стиль строится на каллиграфических западноевропейских начертаниях XII-XVII веков: это такие канонических шрифты как текстура, фрактура, ротунда. Леттереры осмысливают их по-новому — меняют конструкцию буквы, добавляют росчерки.
Этнический
Стиль подразумевает традиционные виды письма разных культур, кроме западноевропейской. Это может быть и арабская вязь, и китайские иероглифы, и русская скоропись.
Органический
Подражает природным формам и линиям. Такие буквы легко вписываются в иллюстрации, стиль подходит для эко проектов и крафтовых предприятий.
Handwriting
Он же «скрипт». Любая имитация письма от руки входит в этот стиль. Леттерер может написать фразу сначала вручную, а потом обработать в программах.
Выбранное вами направление повлияет на сферу его применения. Больше готического и этнического стиля вы встретите в фэнтези, заставках для видеоигр или обложках для книг. Handwriting и классический стиль пригодится для поздравительных наборов и открыток. А стили ретро, техно и граффити — для ярких рекламных креативов.
Необходимые инструменты для леттеринга
Чтобы попробовать себя в леттеринге, достаточно начать с небольшого набора инструментов: карандаша, ластика и бумаги. Со временем можно осваивать линеры, маркеры, краски, карандаши, мел.
Построение надписей из камней, веток, пластилина, ткани — тоже леттеринг. Для создания подобных экспериментальных надписей, как и для классических, важна композиция и объединяющая идея, а инструменты зависят от задачи и сферы применения.
Леттеринг для диджитал-проекта создают в программах Adobe Illustrator, Adobe Photoshop (если дизайнер или иллюстратор работает на компьютере) или Procreate (если специалист предпочитает iPad). Для работы в Photoshop лучше воспользоваться графическим планшетом.
Как с помощью него зарабатывать
То, что привлекает людей сегодня, завтра уже станет неактуальным, поэтому бренды всегда ищут способы впечатлить свою аудиторию и обратить ее внимание на новые предложения. Леттеринг справляется с такими задачами, поэтому специалисты в этой сфере пользуются спросом.
Часто леттеринг становится дополнительным навыком к текущей профессии, что повышает ценность сотрудника и его зарплату. Навыки леттеринга пригодятся графическим, шрифтовым дизайнерам и иллюстраторам.
Существуют специалисты, которые занимаются только леттерингом. Чтобы зарабатывать в этой сфере, важно развивать личный бренд, участвовать в фестивалях и конкурсах, делать работы для стоков и сотрудничать с дизайнерами и иллюстраторами. Не все умеют работать с буквами, и часто их легче заказать у специалиста. Таким образом, вы усилите совместные проекты и отточите навык работы в команде.
Как обучиться леттерингу
Освоить основы леттеринга можно самостоятельно. Для этого:
- внимательно изучайте приемы в работах опытных авторов
- развивайте фантазию, рисуя алфавиты в разных стилях (тут можно посмотреть, какие вариации одной буквы рисует Юлия Кузнецова)
- знакомьтесь с бесплатными материалами Bang Bang Education нашей школы (курсы «Леттеринг: от идеи до печати» и «1000 и 1 буква»)
Внедряйте знания в свою практику. Пробуйте работать с цветом, экспериментируйте с коллажами, исследуйте новые материалы. Так вы поймете, какие стили вам ближе и в какую сторону двигаться дальше.
Больше ресурсов и материалов для вдохновения буквами от автора статьи:
Бюробукв — команда и агентство из четырех дизайнеров, которые занимаются леттерингом и шрифтами.
Лекции Александры Корольковой, арт-директора первой шрифтовой студии в России Paratype. Советуем слушать все, что есть на ютубе, можно начать с записи «Буквы не то, чем кажутся».
У самой студии Paratype есть медиа со статьями о буквах и шрифтах.
Телеграм-канал художника и иллюстратора Виктора Пушкарева: у него много работ с русской вязью, со скандинавскими рунами и готикой в сочетании с иллюстрации.
«Книга про буквы от Аа до Яя» Юрия Гордона — база всего про буквы.
В соцсетях можно найти массу классных работ разных авторов по хештегу #365daysoftype
Подведем итоги
Леттеринг является способом изображения букв под конкретную задачу. В отличие от каллиграфии он менее зависим от инструментов, более — от фантазии автора. От шрифта леттеринг отличается законченной композицией.
Широкая сфера применения и разнообразие стилей позволяет расти количеству профессионалов в этой области. Для иллюстраторов и дизайнеров освоение леттеринга является хорошим способом расширить свои компетенции и увеличить доход.
Карьера графического дизайнера
Профессия дает полную свободу выбора — офис или работа из любой точки мира. Через 6 месяцев получите достаточно знаний, чтобы брать первые рабочие проекты. После учебы сможете претендовать на позицию Junior-дизайнера, а в перспективе — зарабатывать от 150 000 ₽.