Грехопадение, описанное в третьей главе книги Бытия - это общехристианский богословский конструкт, основная цель которого - показать, что человек, некогда безгрешный и общающийся с Богом лицом к лицу, пал и своими действиями впустил в мир смерть.
Мы не знаем наверняка, как именно оно произошло. Кто-то считает, что его нужно понимать буквально, кто-то - что аллегорически. Для многих людей, религиозных и нет, наш мир - цельный и гармоничный, в котором горести и катастрофы понимаются как необходимые части бытия, а смерть - это полноправный участник всеобщего генезиса.
Мы даже не можем однозначно утверждать, что грехопадение действительно произошло. Это, опять-таки, часть предмета нашей веры. Не знания, а веры. Потому что, если бы не было грехопадения, Богу не пришлось бы приходить в мир. А раз мы верим, что Он пришёл, значит, для этого нужна была причина вселенского масштаба.
Поэтому мы просто принимаем это как случившийся "факт", заложенный в основание нашего мировоззрения. Итак. Мы принимаем идею отпадения человека от Бога.
Хочется поднять тему последствий грехопадения, а именно - появившихся в результате него границ/барьеров внутри и снаружи самого человека.
В результате грехопадения, описанного в Библии, произошло три разрыва:
- между разумом и чувствами (внутри человека),
- между человеком и человеком,
- между человеком и Богом.
Разум vs. чувства
И увидела женщина, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3:6).
Ранее Бог заповедал Адаму не брать плодов с дерева познания добра и зла (Быт. 2:16). А третий стих третьей главы показывает, что и Ева знала об этом повелении.
Почему же она не послушала Бога?
Можно потеряться в догадках и толкованиях, но важно одно - Ева, обладая знанием о запрете, уступила своим чувственным мотивам ("хорошо для пищи", "приятно для глаз", "вожделенно"). То есть, разум и чувства "законтрились", теперь они по разные стороны от пролегшей между ними границы.
Человек vs. человек
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3:7).
После вкушения запретного плода Адам и Ева из единого целого
и будут двое одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт. 2:24-25)
стали двумя отдельными людьми. И обозначили и усилили своё разделение одеждой. Потому что... так сглаживается неловкость. Потому что, если мы видим оголённое тело другого человека, нам хочется закрыть глаза или прикрыть его, потому что это не наше тело, это не мы. Не потому что оно неприятно, а потому что нам не хочется переступать границы Другого.
И... Тут уже может быть похоже на морализаторство, но мне лишь хочется обозначить позицию. Когда мы смотрим на чужое оголённое тело (не наших супругов/супруг), мы как раз переступаем какую-то грань, присваиваем себе то, что не наше. Именно в этом, полагаю, и состоит грех просмотра порнографической продукции и заглядывания на других людей. Т.е., проблема не в удовольствии как таковом, а в том, что мы пытаемся ухватить чужое, воспользоваться им в своих нуждах.
Человек vs. Бог
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня, и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт. 3:8).
Сразу же после случившегося грехопадения человек теряет непосредственную связь с Богом, он уже не предстоит перед Его лицом, а слышит где-то вдали Его голос. Более того, старается убежать от Него, спрятаться, скрыться. А, когда человек закрывается от Источника жизни, он принимает смерть. Смерть приходит в мир и становится результатом его поступка.
Ещё немного о втором разрыве:
Сегодня хочется больше уделить внимания появившемуся разделению между людьми.
После грехопадения мы разобщены, мы все - отдельные личности, и это теперь - абсолютная норма. Мы отделены друг от друга своими телами и образами мысли. Мы отграниченные и разные.
Выводы
Во мне есть многое от грехопадения.
Я далеко не всегда люблю быть в обществе людей, особенно малознакомых. Я расстраиваюсь, когда выхожу на свою любимую набережную и по количеству толп гуляющих с сожалением осознаю, что сегодня праздник или выходной: мне нравится гулять и не чувствовать стеснения чужим разнонаправленным движением.
Порой я удивляюсь чужому мнению, забывая, что другой человек мыслит иначе, чем я, и это нормально.
Некоторые люди абсолютно не терпят инакомыслия и гонят от себя тех, кто с ними в чём-то не согласен, но, если посмотреть чуть глубже, можно прийти к выводу, что, на самом деле, они стремятся к близости. Да, вот так извращённо и бесполезно, со скандалами и тотальным непониманием своей неправоты, но они стараются реализовать своё непреодолимое желание единства с другими людьми. Единства тела, разума и чувств.
Абсолютно невозможное желание в силу грехопадения.
На протяжении всей истории мы наблюдаем всевозможные расколы, от семейных до общенациональных, по всевозможным причинам. По-другому и быть не может. Это тоже - последствие грехопадения.
Что мы можем с этим сделать?
Увидеть плоды отпадения от Бога, понять, что в корне изменить мы этого не сможем, при желании - пытаться уменьшить расстояние между собой и людьми, хотя бы близкими.
Абсолютно единым целым мы можем стать только во Христе. Отчасти - в этой жизни, подходя к Чаше. Глобально - в восьмой день генезиса, когда
"...Бог будет всяческая во всём" (1 Кор. 15:28).