Найти тему
"Ваша газета"

Самая крепкая связь

В Нижнекамске много семей, которые могут служить примером для молодых, начинающих совместную жизнь. Сегодня «ВГ» рассказывает о супругах Алексее и Клавдии ЧЕРНИКОВЫХ, которые прошли испытание войной, которых уже нет на свете, но они оставили в наследство детям золотые неписаные правила любви и взаимоуважения в семейной жизни.

Связистом быть интереснее

17-летний Алёша работал в частной кузнице в посёлке под Грозным. Однажды его увидел знакомый механик из конторы связи. Поинтересовался у парня, кем он тут работает.

- Молотобойцем, - ответил Алёша и назвал имя хозяина кузницы.

- Приходи к нам, у нас для тебя найдётся работа поинтереснее.

На следующий же день парень явился к связистам. Приняли его монтёром. Алёша с увлечением взялся за новое дело, которое действительно оказалось намного интереснее, чем бить кувалдой по раскалённому металлу. Он учился тянуть линии, укладывать кабели, копался в телефонах, изучал аппаратуру и уже через полгода начал работать самостоятельно. Одним из отличительных качеств молодого монтёра было его добросовестное отношение к работе, желание самому доискаться до главных секретов.

В 1929 году Алексей Черников устроился в «Грознефтьобъединение». К тому времени он уже был женат - Клава стала для мужа настоящей опорой. Экзаменом на профессионализм стала работа в Молдобекском районе, куда Черников был командирован объединением для организации связи. Алексей своими руками ставил телефонную станцию, руководил всеми работами.

Вскоре врачи настоятельно посоветовали семье сменить климат, и Черниковы переехали в Сталинград. Здесь и застала их война. В воскресенье 22 июня Алексей Варфоломеевич узнал о вероломном нападении фашистов, уже через день в эшелоне ехал на фронт.

С заданием – в тыл врага

Черников всю войну был связистом, дважды ранен, освобождал Карпаты, Львов, Будапешт, Брно, Дьёр, о чём напоминают пожелтевшие листки благодарностей Верховного главнокомандующего.

- Подвигов я не совершал, делал своё дело, как все, - отвечал обычно ветеран на просьбу рассказать о своём героическом пути.

Да, приказы, которые он тогда выполнял, для него были выполнением работы, только вот приходилось всё это совершать под свист пуль и разрывы снарядов.

В Карпатах Черников должен был провести связь на сопку, что находилась в 20 километрах от Ужгорода и с которой просматривались местность и дороги. Идти до сопки три километра, но тот, кто бывал в Карпатах, знает, какие там леса - дремучие, непроходимые, с крутыми склонами. За спиной только катушка с проводом, в руках - оружие. По проводу, протянутому связистом, вскоре прошли тысячи советских солдат, а на следующий день Ужгород был взят.

Или взять другой факт. При взятии Будапешта шли особенно кровопролитные бои. Гитлеровцы умело расставили огневые точки, которые наносили нашим войскам огромный урон. Сержант Черников вместе с заместителем командира дивизии ночью проникли в тыл противника, на чердаке многоэтажного дома установили наблюдательный пункт и по рации руководили огнём артиллерии, которая за короткий срок уничтожила огневые точки противника. И таких случаев было много.

- Связист на войне шёл впереди. Такова наша служба, - так обычно подводил итог Алексей Варфоломеевич фронтовым воспоминаниям.

Скоро придёт Победа

Всегда вспоминал семью, с тревогой думал о жене: как она там справляется с двумя сыновьями? Домой писал часто, короткие письма заканчивал всегда одинаково: «Мы бьём фашистов, победа будет за нами. Береги себя и детей».

Клавдия Феоктистовна тоже отвечала регулярно: «Мы все живы-здоровы. У нас всё хорошо».

Знал бы глава семьи, каких трудов стоило жене прокормить и сохранить сыновей, какие ужасы пришлось ей испытать от гитлеровцев - пригород Сталинграда, где они жили, оказался оккупирован врагом. Всё это солдат узнает в октябре 1945 года, когда вернётся домой, победив гитлеровскую Германию и милитаристскую Японию.

Клавдия рассказывала: когда гитлеровцы приказали местным жителям явиться в комендатуру, чтобы поставить в паспортах штамп о германском подданстве, она наотрез отказалась.

- Они хотят нас в Германию потом увезти, - объясняла она соседкам, которые пришли к ней за советом. - Надо зашить паспорта, а на улице появляться как можно реже.

Дом, который они построили перед самой войной, разбили, и семья перебралась в землянку. Оставив детей, Клавдия Феоктистовна с соседками уходила в поле собирать хлеб, который стоял созревший и уже осыпался. Этим они и кормились.

- Потерпите, дети, ещё немного. Скоро придёт Победа, - говорила она сыновьям. Поддерживала она эту веру и в соседках.

К делу с творческой смекалкой

Семья после войны снова переехала в Грозный, Алексей Варфоломеевич вновь поступил в «Грознефтьобъединение», а в 1950 году по приказу заместителя министра нефтяной промышленности был командирован на освоение нефтяных скважин Татарии и Башкирии. Черников приехал в Уруссу, стал работать на местной ГРЭС инженером связи, потом начальником цеха связи. В своё время Черникову не пришлось много учиться. Жизнь тем временем неумолимо выдвигала новые требования. Огромная практика, накопленная за десятки лет, не всегда выручала из трудных положений. В 1962 году Алексей Варфоломеевич, которому было уже 52 года, успешно окончил Казанский техникум связи.

В Нижнекамск Черниковы приехали в 1964 году. Глава семьи участвовал в строительстве линии связи Нижнекамск - Казань, Нижнекамск - Набережные Челны, Набережные Челны - Альметьевск, руководил монтажными работами по проведению оперативной, диспетчерской и телефонной связи на «Нефтехиме». Здесь к его боевым наградам - ордену Красной Звезды, медалям «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги», «За взятие Праги» и другим - прибавились награды за мирный труд - орден Октябрьской революции, медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда».

Одно из ценных качеств в работе Черникова - творческий подход к делу. После войны он вернулся на станцию, которую строил ещё в 1934 году. Многое пришлось реконструировать и усовершенствовать. В то время ощущалась острая нехватка в мембранах. После нескольких самостоятельных опытов Алексей Варфоломеевич предложил использовать обыкновенную бумагу, на которую наклеивал тонкий слой пыли каменного угля. Такие мембраны работали около двух лет, а когда появилась нужда в конденсате для зарядки аккумуляторов, монтёр сделал аппарат, и электролит начали получать на месте. Хватало не только для себя, но ещё и другим давали. В 1954 году Черников в отпуске побывал на этой станции и, к своему удивлению, увидел аппарат всё ещё действующим. И так везде - на Уруссинской ГРЭС, на «Нефтехиме» - Алексей Варфоломеевич находил узкие места на производстве и работал над их усовершенствованием. В 1974 году ему было присвоено звание «Отличник изобретательства и рационализаторства».

Алексей Варфоломеевич - отец трёх сыновей, он по опыту знал, как важен в воспитании авторитет родителей, как важно уберечь детей от плохих поступков и дурного влияния. А чтобы этого не случилось, нужно самому быть примером.

- Ни разу на моих сыновей не пожаловались ни в школе, ни на улице, и за внуков также краснеть не приходится, - говорил Черников-старший.

- В строгости детей держали. Учили, чтобы не брали чужого, не привыкали врать, - раскрывает один из секретов воспитания Клавдия Феоктистовна.

Все трое - Юрий, Евгений, Леонид - получили образование и нашли специальность по душе. А уже поднялись внуки, подрастают правнуки, которые по рассказам родителей знают, какими героями были их замечательные дед и бабушка.

Газимзян САБИРОВ.