Поезда милосердия: роль санитарных поездов в разные военные периоды

153 прочитали

Каждый год Музей железных дорог России вместе со всей страной отмечает великий праздник — День Победы! Мы приглашаем всех желающих посетить тематические выставки — следите за новостями на нашем сайте и в социальных сетях.

Железные дороги сыграли важнейшую роль в обороне страны, эвакуации граждан, спасении жизней раненых солдат и доставке боеприпасов на фронт. Например, о роли маневровых локомотивов в обороне Ленинграда можно прочитать в одной из наших прошлых статей.

Сегодня в преддверии Дня Победы хотим рассказать о роли железных дорог в обороне страны в разные годы, а именно о военно-санитарных поездах.

Санитарные поезда — это железнодорожные составы, переоборудованные под передвижные госпитали. Они служили для эвакуации и оказания медицинской помощи раненым солдатам. Каждый санитарный поезд обслуживали старший врач, фельдшеры, сестры, повара и другой персонал.

Каждый год Музей железных дорог России вместе со всей страной отмечает великий праздник — День Победы!

В составе санитарных поездов работали вагоны разного типа: для легкораненых и тяжелораненых, аптеки, перевязочные и операционные, кухни, склады и багажные отделения.

Посмотрите, как выглядел вагон аптека-перевязочная 1935-1939 годов в нашем прошлом выпуске.

Роль санитарных поездов в разные военные периоды

Впервые санитарно-железнодорожный транспорт начал использоваться в период Русско-турецкой войны.

Во времена Русско-японской войны стали появляться более совершенные вагоны. В то время, например, появился вагон с рентгеновским кабинетом. В этот период санитарные поезда перевозили уже свыше 500 тысяч солдат и офицеров. Количество военно-санитарных составов достигло максимальных значений во времена Первой мировой войны.

Каждый год Музей железных дорог России вместе со всей страной отмечает великий праздник — День Победы!-2

В результате революционных событий Советская власть утвердила временную инструкцию поэтапной транспортировки раненых солдат. Из полевых пунктов раненых везли до госпиталей, а затем в глубокий тыл. В 1920 году на всех фронтах работало более 200 санитарных поездов и 70 летучек.

Каждый год Музей железных дорог России вместе со всей страной отмечает великий праздник — День Победы!-3

С 1921 года военно-санитарные составы применялись для перевозки демобилизованных военнослужащих и для эвакуации детей. А в 1930-е годы начались работы по переоборудованию санитарных вагонов в связи с мобилизационной подготовкой. В 1938 году на Калининском заводе было изготовлено 3 вагона с длиной кузова 20,2 метра: вагон для тяжелораненых, вагон аптека-перевязочная, вагон-кухня. Вместе они были постоянной частью состава военно-санитарного поезда.

В 1939 году, к началу Советско-финской войны, был сформирован фронтовой эвакуационный пункт в Ленинграде с 66 военно-санитарными поездами. На тот момент военно-санитарные поезда оснащались современными медицинскими приборами — среди них был, например, электрический автоклав, который применялся для стерилизации хирургических инструментов.

Каждый год Музей железных дорог России вместе со всей страной отмечает великий праздник — День Победы!-4

22 июня 1941 года СССР вступил в Великую Отечественную войну. Через два дня железным дорогам было дано указание сделать 288 военно-санитарных поездов.

Во времена битвы за Москву на протяжении 7 месяцев боев с сентября 1941 года бойцов поддерживали и железные дороги. 32 санитарных поезда вывозили раненых в тыл. Роль санитаров и железнодорожников сложно переоценить — за несколько дней в октябре 1941 года удалось перевезти более 18 тысяч человек.

Каждый год Музей железных дорог России вместе со всей страной отмечает великий праздник — День Победы!-5

В июне 1941 года началось формирование санитарных поездов в Ленинграде. Это были временные поезда, прикрепленные к каждой армии, а также постоянные поезда, занимающиеся эвакуацией граждан.

Последний санитарный поезд уехал из Ленинграда 28 августа 1941 года. На следующий день из-за авианалётов была разрушена станция Мга, что разорвало связь Ленинграда с Большой землей. В период осажденного времени в Ленинграде работали санитарные летучки, обслуживающие пригородные поездки. После прорыва блокады Ленинграда на первый поезд было погружено 397 раненых, которые были вывезены на Большую землю.

В 1942 году было издано руководство по организации военно-санитарных поездов. В нём регламентировались обязанности медицинского персонала, схемы поездов и вагонов. Здесь даже было прописано меню питания для раненых солдат.

9 мая 1945 года наступила долгожданная победа! В июне было принято решение расформировывать военно-санитарные поезда, в результате чего было снято 100 постоянных, 120 временных военно-санитарных поездов и 150 санитарных летучек.

В 1950-е годы был принят проект по модернизации военно-санитарных поездов. Он включал в себя: замену вагонных тележек, замену винтовой сцепки автоматической, создание цельнометаллических вагонов.

Санитарные поезда стали неотъемлемой частью железнодорожной медицины и символом надежды. Они требовались медицинской службе каждого фронта, без этих составов не обходилась ни одна сухопутная военная операция.

До 1991 года военно-санитарные поезда в основном хранились на базах запаса, а затем стали пополнять коллекции железнодорожных музеев. В нашем музее — Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге — хранится память о подвигах героев, их вкладе в спасение жизней и приближение великого Дня Победы.

Посмотрите видеоэкскурсию «Поезда милосердия», чтобы узнать больше о военно-санитарных составах:

Прочитайте наши прошлые выпуски на тему железнодорожной медицины:

И приходите в Музей железных дорог, чтобы ещё больше узнать о подвигах железных дорог в разные временные периоды.