Всем привет! В прошлой статье мы разбирались, как отличить у спортивных пар сложную поддержку от легкой.
В этой статье мы постараемся разобраться в еще более сложной теме - ТАНЦЕВАЛЬНЫХ поддержках.
Если вы помните, то у спортивных пар разделение поддержек на различные группы (5 групп) идет по типу подъема партнерши со льда в высокую позицию + каждая поддержка получает уровни (максимум 4) в зависимости от числа черт усложнения.
Танцевальные поддержки тоже глобально делятся на группы и каждая группа может получить уровнь сложности от базового до 4 (максимум 4).
Типы танцевальных поддержек: делятся по типу "траектория движения партнера на льду"
Разделение поддержек на группы идет по типу продвижения партнера по льду - какую форму имеет траектория движения партнера.
Партнер может:
- вращаться на месте (StaLi -стационарная поддержка)
- ехать по прямой (SlLi - straight line lift)
- ехать по дуге (CuLi - curve lift)
- или вращаться и одновременно продвигаться по льду (RoLi - rotational lift)
Все эти поддержки имеют одинаковую базовую стоимость - при исполнении на 4 уровень 5,45.
Также можно "склеить" две поддержки в одну, тогда получиться комбинированная поддержка базовой стоимостью 5,45*2 = 10,9 баллов, в протоколах она так и будет как склеенная выглядеть, например "StaLi + RoLi" означает, что после стационарной была исполнена вращательная поддержка.
Некоторые комбинированные поддержки получили собственные названия, например "поддержка серпантин/Serpentine Lift" просто означает, что пара склеила две поддержки по дуге: партнер сделал дугу в одну сторону, потом в другую и на льду остался след S (отсюда серпантин), но это в любом случае комбинированная поддержка.
Каждая поддержка должна длиться не более 7 секунд, а при превышении этого времени пара получает штраф -1 балл дедакшна. Комбинированная поддержка состоит из двух, поэтому может длиться не более 12 секунд. Почему 12, а не 14, спросите вы - потому что первая поддержка в комбинации окажется без выхода, а вторая поддержка в комбинации без входа, на этом сэкономится 2 секунды.
В ритм-танце допускается одна поддержка, а в произвольном три (при этом комбинированная считается за две). Все три поддержки должны быть разные (либо могут быть 2 одинаковые, если они объединены в комбинированную).
Если исполняются две поддержки одного типа, то первая будет засчитана как поддержка (с базовой стоимостью 5,45), а вторая как хореографический элемент (с базовой стоимостью 1,1, но зато с возможностью получить большие бонусы).
"Поднимающий партнер": поддержки "наоборот":
Согласно правилам ФК "поднимающим" в танцах может быть партнер любого пола. Т.е. вовсе не запрещается, чтобы партнерша поднимала партнера. Мне, кстати, интересно, действует ли это в спортивных парах, ведь в регламенте спортивных пар встречаются фразы, которые четко указывают на пол партнера, например "рука партнера при подъеме партнерши не ниже его плеча" или "нельзя держать партнершу за конек". Я думаю, что это могут быть особенности перевода: переводчики не стали заморачиваться, сочтя, что в спортивных парах все равно никто из партнерш не будет пытаться поднимать взрослого парня на одной вытянутой руке.
А вот в танцах на льду "обратные поддержки" встречаются, хотя и непопулярны.
Я думаю, что секрет непопулярности этих поддержек не только в физических возможностях партнерш, но и в том, что многие зрители считают такие поддержки комичными и неуместными. Самая известная и успешная пара, практиковавшая "поддержки наоборот" - это Марина Анисина/Гвенден Пейзера. Согласитесь, несмотря на неплохое исполнение, выглядит это... странно? Неловко?
Марина Анисина далеко не единственная партнерша, которая поднимала партнера, но самая титулованная, известная и успешная.
Оценка уровней поддержек в танцах на льду
Как и у спортивных пар, у танцевальных пар поддержка должна набирать уровни от базового до 4. Уровни выставляет тех. бригада.
Чтобы поддержка получила хотя бы первый уровень, должны быть выполнены строгие правила к количеству оборотов и секунд, в течение которых удерживается позиция партнера и поза партнерши (у партнера позиция: кораблик, присяд, пистолетик и т.п., а у партнерши красивая поза): если позы или позиции "не додержали", то уровень будет сильно падать.
Уровни выставляются немного по разному для вращательной поддержки и для всех остальных поддержек.
Для начала рассмотрим "все остальные" поддержки, в которую включена и "стационарная" - т.е. где партнер вращается, но на месте, без продвижения.
Черты усложнения отчасти похожи на черты спортивных пар.
Черта усложнения 1: Сложная позиция партнера:
Партнер не просто стоит на двух ногах во время поддержки, а делает кораблик, ласточку, выпад, бауэр, "пистолетик" и т.п. При этом сложную позицию нужно удержать минимум на 3 секунды.
Самый простой и один из самых популярных вариантов сложных позиций - это глубокий присяд на двух ногах.
Этот вариант очень популярен даже у лучших из лучших пар. Чаще всего исполняется в стационарных поддержках (где партнер вращается на месте), но может исполняться и "по прямой"
Ну а самая наверно популярная позиция - это "кораблик" (в том числе и кораблик "бести"), его исполняет наверное каждый партнер в поддержках "по прямой" и "по дуге".
Кораблик проще, чем позиции "бауэр", "циркуль" и "на одной ноге", а выглядит очень эстетично и красиво. Особенно в таком исполнении, как у топовых пар.
Сложнее в исполнении и реже встречаются, чем кораблик и присяд, позиции "бауэр" (ноги партнера двигаются во двум параллельным прямым одна впереди другой)
а также "выпад" (одна нога впереди другой, опорная нога согнута до прямого угла между голенью и бедром или сильнее)
Что-то среденее по сложности между "на двух ногах" и "на одной ноге" - это позиция "циркуль", популярная в стационарных поддержках.
Даже бывает, что какой-то партнер делал присяд, потом раз и стал делать "циркуль", от сезона к сезону его циркуль становился все увереннее, нога все больше вытягивалась в сторону, а потом он раз и в определенном сезоне показывает "пистолетик". Самый лучший "циркуль" в мире, конечно, у Никиты Кацалапова. Он практически выпрямляет свободную ногу и почти не опирается на нее, а сама позиция безусильная, очень эстетичная и вращение выполняется на высокой скорости.
Также мне хочется выделить самого скандального мальчика наших танцев Валеру Ангелопола. Как бы кто к нему ни относился, но у Валеры есть ряд неоспоримых для парника достоинств. И одно из них - он прекрасно работает в поддержках. У него уже много сезонов есть отличный "циркуль", глубокий и выполняемый уверенно.
А также Валера может вращаться на одной ноге в стационарной поддержке, правда пока что стоя:
Анжелика Крылова готовила Ангелопола к поддержкам на одной ноге, включая "пистолетик", и дело продвигалось. Посмотрим, сможет ли он продолжать.
Говоря о поддержках стоя на одной ноге невозможно не вспомнить поддержку из произвольного танца Чок/Бейтс в этом сезоне. Одна из самых оригинальных стационарных поддержек за многие годы:
Поддержки стоя на одной ноге чаще встречаются в стационарных поддержках с вращением на месте, но бывают и "по прямой".
Великолепную, очень эффектную и сложную поддержку в этом сезоне продемонстрировала новая и пока что не очень успешная пара Софья Качушкина/Марк Волков. Я не фанат этой пары, но эта поддержка у них фантастическая. Судьи пока не ставят выше +3, потому что на мой взгляд не могут достаточно долго удержать эту позу ребята, но со временем, не сомневаюсь, эта поддержка войдет в число самых дорогих на внутренних российских стартах.
Не каждый партнер может удержать партнершу и себя, продвигаясь на одной ноге, даже если это "на одной ноге стоя". Тем удивительнее, что с этим справляется новый партнер Софьи Тютюниной Матвей Грачев. Я в очередной раз скажу, что я не понимаю "сочувствия" в сторону Софьи Тютюниной и закатывание глаз самой Софьей, парень импозантен и перспективен, а еще высокий и физически крепкий, надо брать.
Не проблема "показать ласточку" и для Егора Базина, он делал поддержки стоя на одной ноге и "по прямой" и "по дуге" и стационарную. К сожалению, в поддержке на фото ниже Лиза скуксилась, не успела расправить грудную клетку и опустить плечи, смазав все впечатление.
Наконец, как я уже упоминала в прошлых статьях, самая сложная для партнера позиция - пистолетик. И мы знаем парня, который так умеет:
При этом заметьте, что Эван Бейтс и Николас Бакленд на 30см выше своих партнерш и намного тяжелее (Бейтс 187см, Мэдисон Чок 15см, Николас Бакленд 182см, Пенни Кумс 152см), тогда как Иван Букин лишь на 12 см выше Александры Степановой, которая при ее росте 170см является крупной и тяжелой партнершей, что, конечно, никак не отменяет ее длинноногости, сексуальности и соблазнительного сложения.
Также вы удивитесь, но очень сложносочиненную позицию с "пистолетом" (еще и со сложным балансом) демонстрировал юный Егор Базин со своей прошлой партнершей Софьей Евдокимовой:
Кому интересно, даю ссылку на видео с привязкой к времени: https://youtu.be/SWm6sCKb8Xo?t=32
Надо сказать, Егор и с Лизой Худайбердиевой исполняет интересные поддержки и даже стоя на одной ноге, но таких вот низких поддержек, которые были его фишкой "по молодости" почему-то больше нет(
Подчеркну еще раз, что любая из этих позиций будет зачтена как "сложная" - в плане получения уровня нет разницы исполнять "присяд", "кораблик" или "пистолетик". Но вот на судей более сложная позиция партнера произведет лучшее впечатление и судьи стараются поощрить баллами GOE поддержки, в которых партнер исполняет более сложные позиции (т.к. если не поощрять риск и трудность, все будут делать одни кораблики и присяды).
Черта усложнения 2: Трудная поза партнерши
При исполнении поддержки партнеры должны выбрать: партнерша будет исполнять "трудную позу" и удержит ее в течение 3-х секунд или она будет исполнять "смену поз" (при этом сменяющиеся позы могут быть не трудными для нее). Зрители обычно находят наиболее эффектным первый вариант (сложная/трудная поза), хотя на соревнованиях чаще встречается второй.
Трудной позой считается поза, которая требует либо особой гибкости/растяжки, либо поиска сложного баланса.
Вариации сложных поз:
Полный шпагат
Ноги партнерши разведены на 180 градусов, положение любое.
Полный бильман
Достаточно редко встречается, т.к. в этой позе неудобно удерживать партнершу. Из программ последних сезонов вспоминаются Варя и Тимур:
Полное "кольцо" или полный "бублик"
"Кольцо" - если обе ноги согнуты, почти касаются головы, "бублик" если одна нога выпрямлена. В отличие от "бильмана" оценивается расстояние от головы до конька, оно должно быть очень маленьким, голова почти касается лезвия.
На фото ниже Александра Назарова и Максим Никитин - украинская пара, которая ничего крупного в мире не выиграла, но поддержки у них были поразительные.
Вверх ногами в сочетании с трудным хватом
Классическую и довольно популярную вариацию показывали Шанаева/Дрозд:
Также весьма популярна вариация с упором руками в колени партнера:
Очень красивая вариация от Анны Яновской и Сергея Мозгова:
Ну и как тут не вспомнить еще одну распавшуюся пару:
Поза с отклонением наружу/назад/вперед
Это все те позиции "на балансе", в которых партнерша стоит (обычно на одной ноге) и как будто намеревается падать "вбок оот оси", но руки партнера останавливают ее.
Поддержки такого плана очень любили вставлять в программы Синицина/Кацалапов. Да простят меня поклонники этой пары, но я считаю, что причина в не самой лучшей акробатической подготовке Вики, которая никогда не могла похвастаться шпагатами, бильманами и кольцами: в итоге у пары оставалось не так много возможностей разнообразить трудные позиции.
Трудные позы могут сочетаться друг с другом: например, поза Иры Хаврониной нам нравится не просто так: ведь у нее можно сказать "2 в одном" - и полный шпагат и отклонение наружу с опорой на руку партнера:
А вот еще один прекрасный пример позиции "2 в одном" от Тессы и Скотта - полный шпагат у партнерши + отклонение наружу, причем точкой опоры являются руки, а не ноги, а дополнительно партнер удерживает партнершу за ногу. Поскольку тут явный "шпагат вверх ногами", я так думаю, что на соревнованиях такая поддержка будет запрещена.
Баланс в горизонтальной позиции только с одной дополнительной точкой опоры или с опорой на плечи/верхнюю часть спины
Соль в том, что тело должно быть вытянуто по горизонтали, а партнерша должна удерживаться в этой позе каким-то хитрым способом, а не просто лежать на плечах партнера, например.
"Как надо" покажет нам Саша Степанова:
И еще раз:
Уже знакомая украинская пара Александра Назарова и Максим Никитин, поза партнерши будет засчитана как трудная: держит баланс на бедре + дополнительная страховка руками партнера за ногу, две точки опоры, держать баланс сложно:
А вот такая поза не считается за трудную для партнерши, Вика хоть и расположена горизонтально, но фактически лежит центром масс на плечах партнера + держится своей рукой + партнер ее держит правой рукой:
И еще один вариант: поза Вики на фото ниже НЕ считается за трудную, у нее три точки опоры: лежит бедром на бедре Никиты + держится своей рукой за его шею + он ее держит рукой за ногу у колена. Удерживать баланс в такой позиции несложно.
Еще один пример горизонтальной позиции, которая не будет зачтена как трудная для партнерши поза: у Аннабель Морозов целых 3 надежных точки опоры - Андрей держит ее за талию (причем она полностью лежит талией на его руке) + второй рукой за ногу (ей не нужно мышцами пресса удерживать ноги горизонтально, как приходится делать Саше Степановой) + она еще себя и придерживает собственной рукой за шею партнера.
Другие позы со сложным балансом (например, за спиной партнера)
Сложность в том, что Василиса располагается за спиной партнера, опираясь коньком в замок его сомкнутых за спиной рук. Аналогичная позиция впереди партнера (если бы Валера держал замок рук перед собой) не считалась бы сложной.
Еще пример поддержки за спиной партнера, на этот раз от чемпионов и лидеров:
Полный заклон:
При "полном заклоне" голова должна располагаться не выше бедер на протяжении 3 секунд.
Заклоны Василисы Кагановской вне всякого сомнения должны засчитываться как полные: голова на уровне ягодиц/бедер, поза удерживается длительное время.
А сейчас я скажу крамольную вещь: заклон Тессы не должен был быть засчитан за трудную позицию и пара не должна была получать 4 уровень за эту поддержку. Очевидно, что Тесса отклоняется недостаточно сильно, ее голова очевидно выше бедер.
Но поскольку Тессу и Скотта критиковать нельзя, они непогрешимы, то все сделали вид, что так и надо. Это не Тесса не гнется, это хореографическая задумка, вы нипанимаете, это другое, вариант Тессы намного красивее чем у дурех, которые спины гнут. Но я думаю, всем очевидно, что условная Кагановская за такой заклон как у Тессы получит дулю с маслом, а не уровень.
А вот заклон Аннабель Морозов, хоть и не очень красив по линиям, но получит уровень как сложная поза. Правда не за самзаклон, а за "отклонение вперед/наружу".
Второй вариант "усложниться" для партнерши: движение через смену поз.
Если партнерша не может или не хочет удерживать сложную позу 3 секунды, она может двигаться через смену поз. Это может быть как демонстрация двух "не очень сложных поз" с фиксацией, так и движение через постоянную смену поз.
Что такое "движение через постоянную смену поз" наглядно видно на примере уже упомянутого произвольного танца Тессы и Скотта. Очень много различных позиций, из которых в первой половине поддержки вообще ни одна не фиксируется, фиксируется ненадолго лишь финальная поза.
Еще пример: непрерывная смена поз у Арины Ушаковой:
А на коллаже ниже моя любимая поддержка с постоянной сменой поз партнерши: это вариация Мэдисон Чок и Эвана Бейтса из "змеиного" произвольного танца и она шикарна:
Также возможен другой популярный вариант: партнерша показывает и ненадолго фиксирует две зрелищные позы, которые должны сильно отличаться друг от друга (так, чтобы в объективе фотографа казалось, что это две разные поддержки). Чертой усложнения в этом случае служит смена поз, а не сами позы, поэтому позы партнерши могут быть простыми: так, например, позы Габриэллы на скрине ниже недостаточно трудные, чтобы быть чертой усложнения самими по себе.
Но есть пары, которые показывают сложные позы даже в том случае, если за черту усложнения берут "смену позы". Техбригада засчитает только +1 уровень, если партнерша показывает трудную позу в процессе смены поз, но обычно стараются поощрить таких партнерш дополнительными бонусными баллами GOE.
Поэтому, например, неудивительно, что поддержка с непрерывной сменой позы от Худайбердиевой/Базина получает высокие GOE:
А "моя любимая" кракозябра с бессмыссленным и беспощадным мотылянием Тютюниной за подмышки надо льдом не получала высоких GOE, хотя теоретически такая "смена поз" могла бы считаться выполнением требования "на уровень":
Используя черту усложнения "смена позы" можно показывать 2 несложные позы и все равно получать уровень: дешево и сердито
Если партнеры юные, неопытные, усталые и грустные, если партерша кажется тяжеловатой партнеру, то они обычно начинают совместные выступления с исполнения банальных и давно известных поз, которые красиво смотрятся и при этом несложны в исполнении. Иногда они могут видоизменять эти позы, чтобы вариация выглядела оригинально, но суть при этом не меняется, оставаясь относительно несложной для исполнения. Подобные поддержки нежно любимы "новодельными" парами, которые пока не успели отработать сложные позиции и позы или не могут удержать их 3 секунды.
Относительно простые позы:
1) партнерша находится лицом к лицу с партнером, обхватив его на манер медвежонка, карабкающегося по стволу, или разнообразные вариации этой позы. Если ваш молодой человек/ваша девушка достаточно бесстрашны, после небольшой тренировки вы легко изобразите такую поддержку у себя дома перед зеркалом.
2)Несложными являются все те вариации поз, когда партнерша лежит на плечах партнера или он держит ее "на ручках" на манер романтичного ухажера. На коллаже ниже Софья Тютюнина из одной несложной позы "лежа на плечах партнера" переходит в другую несложную "на ручках у партнера".
Несложными позами разбавляют свои поддержки и пары, у которых с возможностями партнерши все хорошо, просто нужно же вносить разнообразие + потратили оригинальные позы на другие поддержки:
Один из популярных простых способов сделать эстетичные ноги - это согнуть их на манер двух треугольников. Сделать это гораздо проще, чем держать ноги прямыми, например, партнеру вращать удобно, держать удобно, а выглядит красиво.
Этот лайфках на протяжении всей карьеры использовался парой Виктория Синицина/Никита Кацалапов. Поймите меня правильно, я не хейтер Вики и Никиты, но поддержки - это их слабое место.
Если можно Кацалаповым, то бедному Андрею Ежлову, который совсем недавно был КМС, а теперь взял партнершу на вырост и претендует на ТОП-10 страны, сам Боженька читерить велел:
3)Не очень сложные позы, в которых партнерша сидит на плечах партнера.
Итак, с позами партнерши вроде разобрались))
Осталось разобрать всего 2 черты усложнения:
Черты усложнения: сложный вход и сложный выход:
Существует два способа получить +1 к уровню за вход в поддержку. Первый вариант - это наворотить какой-то акробатики на входе: крутить-вертеть партнершу на входе или партнеру принять сложную позу. Второй вариант используется редко, т.к. черту "сложная поза партнера" пары хотят использовать как отдельную черту.
На коллаже выше скандальный вход в поддержку от Хаббел/Донохью: по правилам танцев запрещено исполнять поддержки, держа партнершу выше головы. Однако есть уточнение, что если поза промежуточная и используется для перехода, то как бы можно. В данном случае американская пара позиционировала свою "поддержку над головой" как промежуточное положение при входе в основную позу "на плечах партнера".
Однако, как я уже упоминала, высшим шиком считается умение использовать второй вариант получить +1 за вход - "неожиданный" вход в поддержку "без заметной подготовки", т.е. когда пара входит в поддержку как будто мимоходом. Такой заход используется обычно при заходе на стационарную и вращательную поддержки. Если помните, я отмечала такой вход у Мироновой/Устенко в этом сезоне:
Все топовые пары этим навыком владеют.
Синицина/Кацалапов (ссылка на видео с привязкой ко времени): https://youtu.be/Xj82yp2Z2ok?t=149
Пападакис/Сизерон:
https://youtu.be/Z2mGS09dn4A?t=26
https://youtu.be/7ErLlXtjzFg?t=270
Степанова/Букин:
https://youtu.be/yb8lGuz6NaA?t=237
Ну и конечно отметим шикарный вход Мэрил Дэвис/Чарли Уайт, который одновременно и неожиданный и "со сложных и необычных шагов ли комбинаций": https://youtu.be/lrFwokp3z48?t=72
При сложном выходе из поддержки обычно наворачивают акробатику с переворачиванием партнерши туда-сюда.
На этом вроде бы разобрались со всеми поддержками, кроме вращательной.
Особенности вращательной поддержки:
Вращательная поддержка - это поддержка, в которой партнер не только вращается, но и продвигается по льду (в отличие от стационарной, в которой вращается на месте).
Если обобщить и упростить, то получить нужный уровень за вращательную поддержку можно двумя способами: использовав так называемую "Опцию 1" (попроще) и навращав побольше оборотов либо использовав "Опцию 2" и навращав поменьше оборотов.
Обычно пары предпочитают использовать Опцию 1 и навращать побольше оборотов (6 оборотов для 4 уровня).
Опция 2 предполагает исполнение поддержки одной рукой: одной рукой нужно поднять партнершу, повращать и поставить на лед тоже одной рукой, тогда оборотов можно делать поменьше.
Для самых крутых можно дополнительно усложнить Опцию 2: в дополнение к одной руке ненадолго (хотя бы на 1 оборот) поднять одну ногу ЛИБО одна рука должна "быть вытянута на значительное расстояние".
Говоря по правде, очень сложно оказалось найти пример, где партнер бы поднимал, крутил и ставил партнершу на лед, используя только одну руку и чтобы контакт был только "по руке" на протяжении всей поддержки.
Наиболее близкий вариант исполнения у Ивана Букина: он исполняет 2 оборота (ближе к концу поддержки), удерживая партнершу одной рукой и ставит ее на лед одной рукой, при этом присутствует дополнительная черта "1 оборот на одной ноге", но поднимает и удерживает партнершу он все же не одной рукой.
Однако прилагаю ссылку на видео с привязкой к времени: https://youtu.be/yb8lGuz6NaA?t=179
Ни у кого из топовых пар не припомню такого исполнения, чтобы прям вся поддержка на одной руке. Если кто-то знает, то буду рада посмотреть на это.
Дополнено позднее: наткнулась на такую поддержку в исполнении Домниной/Шабалина, вот она: https://youtu.be/7GlD6WTrat4?t=32
Во вращательной поддержке для получения 4 уровня также необходимо использовать смену позы или сложную позу партнерши и сложный вход или выход.
Ну вроде на этом все)) Сложно спорить с тем, что правила оценивания поддержек в танцах на льду действительно более сложные и замороченные, чем у спортивных пар. Но я постаралась хоть как-то пролить свет на этот вопрос.