Добрый день, уважаемые читатели и подписчики.
Сегодня разберём два частных случая поломок, которые при наличии желания и отсутствия боязни техники можно решить самостоятельно.
Кейс 1. МФУ отказывается сканировать и копировать
Замятия в копировально-множительной технике - вещь настолько обыденная, что, казалось бы, чему тут удивляться. Однако же, когда перед вами стоит задача обработки огромного количества информации на бумажном носителе, а сроки крайне сжаты, даже самое простое замятие выбивает из привычной колеи, и воображение рисует стоящих над душой сердитых начальников, которые спят и видят, за что бы вас уволить или отругать, и тут такая прекрасная возможность, ага. Утрирую, конечно, но всё-таки попадаются и такие пользователи.
Причины замятий бумаги могут быть самыми разнообразными, и общую статью, где будет детальный разбор каждого возможного замятия и его причин, я уже наметил отдельно. Ну, а здесь разберем частный, и на мой взгляд, один из самых вопиющих случаев.
Клиента указывать не буду из соображений сохранения коммерческой тайны.
Итак, одним прекрасным утром подразделение одного из моих клиентов решило как обычно воспользоваться своим МФУ для сканирования и копирования. Прогнали оригинал через автоподатчик. Вроде все как обычно, документ прошел путь и вышел. Но вместо копии или отчета об успешном завершении операции они получили следующее:
При этом ещё раз подчеркну: документ не застрял, а вышел без проблем. Что указывает на то, что об износе узлов подачи и протяжки речи не идет. Но тут в дело вступает второй игрок - электроника. В нашем случае датчики.
В случае с копировально-множительной техникой используются датчики, показанные на фото выше. Состоят они из двух частей - электронной (оптическая пара, показанная на втором фото) и механической (флажок и пружинка на первом). Для корректной работы устройства на заводе в электронные платы управления записывается такой параметр, как таймер срабатывания датчика. Для каждого датчика расписано с точностью до доли секунды. И если где-то датчик своевременно не отрабатывает, как правило, аппарат прекращает работу и сигнализирует о застревании бумаги, причем в случае более "умных" устройств даже указывает, где именно эту бумагу искать. Иногда датчики могут не отрабатывать своевременно, даже если замятий реально нет. Это происходит по причине загрязнения оптических пар. Лечится исключительно чисткой. А загрязнение может образовываться как за счет пыли, в том числе бумажной, так и за счет ненадлежащих условий эксплуатации.
В данном конкретном случае было именно второе. Вся верхушка аппарата была припорошена штукатуркой, непонятно откуда просыпавшейся. И, как будто этого было мало, еще бонусом по всему тракту прохождения оригиналов в автоподатчике были кружочки бумаги, которые обычно остаются после прохождения документа через дырокол. По совокупности все это и обуславливало такую симптоматику. Плюс периодически оригиналы реально застревали, наткнувшись на тот или иной кружочек, который был потревожен при предыдущей операции и был сдвинут так, что препятствовал прохождению. Собственно почистил, перетряхнул, проверил, все работает.
Итак, что делать, чтобы избежать таких неприятностей?
1) Следите за условиями эксплуатации оборудования. Крайне не рекомендуется использовать аппарат в помещении, где на него со стен или потолка может что-то сыпаться. В противном случае проблемы с автоподатчиком могут стать меньшим из возможных зло. От такого дела может пострадать и печатная часть.
2) Не допускайте использования автоподатчика как подставки, на котором колете бумагу дыроколом, делаете иную работу, после которой могут остаться посторонние предметы. Они могут попасть внутрь. Особенно "шикарен" эффект попадания скрепки в механизм. Редукторы привода автоподатчика, да и любого иного привода тоже, это очень "любят". Отдельным пунктом обозначу недопустимость использования автоподатчика как подставки для ваз с цветами, чашек с чаем или кофе, иной тары с жидкими или сыпучими веществами. В зависимости от того, что именно пролилось или просыпалось, вам будет предстоять веселый квест по удалению загрязнений. так как что-то можно убрать влажной салфеткой с водой, а что-то не берет даже 90%-й изопропиловый спирт.
Приведу галерею мест, за чистотой которых следует следить во избежание неприятностей с автоподатчиком.
Кейс 2. Аппарат периодически вместо отпечатка выдает "лист Малевича"
"Листом Малевича" для простоты обозначения проблемы я называю явление, когда принтер вместо изображения или текста выдает просто залитый сплошняком черным цветом лист. Ну, или частично залитый, в зависимости от ситуации.
Для полного понимания, чем это обуславливается, надо знать теорию ксерографии. Её я освещу в отдельной статье. Здесь же озвучу наиболее частые причины возникновения такой проблемы.
В принципе, все эти причины можно объединить в одну большую под названием "неисправность узла формирования и переноса изображения". Какие частные случаи могут иметь место:
1) Неисправность узла лазера/светодиодной линейки. С их помощью на печатном узле формируется изображение, которое потом оказывается на бумаге.
2) Пробой или просто отсутствие срабатывания узлов переноса или снятия заряда. Происходит за счет загрязнения рабочей поверхности этих узлов, в результате чего не происходит намагничивание или размагничивание поверхности бумажного носителя или узла переноса изображения.
3) Загрязнение или неисправность самого узла переноса изображения.
В нашем случае, похоже, имел место второй вариант. В качестве пациента выступал аппарат с узлом формирования и переноса изображения, состоящим из двух модулей - отдельно тонерного картриджа и принт-картриджа, он же драм-юнит или блок фотобарабана. Как правило, в таких модулях присутствует специальный коротрон, который отвечает за заряд поверхности фотобарабана. Он бывает двух видов:
Преимущества такой реализации - крайне сложно повредить. Но, чтобы его почистить, приходится иногда разбирать узел формирования изображения. Чистится уже ранее упомянутым изопропилом.
Этот вариант хорош тем, что в его конструкцию, как правило, включен подвижный элемент с губкой, которая чистит саму нить, которая показана на втором фото в "карусели" выше. Минус в том, что нить можно случайно порвать, с ней надо обходиться крайне осторожно. И он больше подвержен загрязнению - в моей практике были случаи, когда внутрь аппарата на нить коротрона попадали пушинки извне или даже мелкие насекомые.
Опять же, никакой узел не застрахован от неправильных условий хранения аппарата. В нашем случае помимо типового загрязнения коротрона ещё большой вопрос по условиям, в которых до распаковки аппарат хранился, так как металлический каркас коротрона был покрыт непонятным налетом, который я сперва принял за ржавчину. Привожу фото ниже.
Обычно я в подобных случаях предпочитаю не рисковать и рекомендую к замене коротрон или драм в сборе. Но в силу отсутствия на тот момент нужных деталей ограничился чисткой, слава богу, она помогла.
Итак, что делать, чтобы избежать такой неприятности?
1) При распаковке новых узлов фотобарабана и картриджа тщательно проверяйте. чтобы все упаковочные элементы были удалены. Как бы это ни было банально, зачастую пользователи забывают снимать упаковочный материал с фотобарабана, что может приводить к такому варианту, а иногда и провоцировать заторы бумаги-носителя печатаемой информации.
2) Опять же, следите за условиями эксплуатации.
3) Если уверены в своих силах и/или не готовы тратить деньги на вызов мастера по ремонту оборудования, потратьте немного времени на изучение документации по эксплуатации и обслуживанию своего печатного друга. Многие вещи настолько элементарны, что с ними справится даже воспитанник подготовительной группы детского сада, не говоря уж о вас, матером взрослом, который является "акулой офиса/бизнеса"(нужное подчеркнуть).
Послесловие
Данная статья, как и последующие в рубрике "устрани проблему своими руками" рассчитана на тех, кто уверен в своих силах, знает, с какой стороны подойти к аппарату не только как пользователь, но и как полноправный владелец, для которого пресловутый аппарат не просто инструмент для печати, а партнер, друг, ну, и конечно же, на тех, кто, повторюсь, не готов потратиться на вызов специально обученных людей для обслуживания и ремонта. Если все перечисленные пункты к вам не относятся, лучше перестраховаться и вызвать инженера по ремонту или оттащить захворавшего печатного друга в сервисный центр.
На этом у меня всё. С уважением, ваш М. С.