75 подписчиков

Выбирайте нишу для стартапа, которая вас триггерит: Ольга Чумакова о создании онлайн-школы «Олвуд»

 Если вы задумались над созданием собственного стартапа, рекомендуем обратить внимание на сферу EdTech. Онлайн-образование и платформы дополнительного образования по-прежнему в тренде.

Если вы задумались над созданием собственного стартапа, рекомендуем обратить внимание на сферу EdTech. Онлайн-образование и платформы дополнительного образования по-прежнему в тренде. Аналитики посчитали, что суммарная выручка 100 крупнейших EdTech-компаний России по итогам только первого квартала 2024 года составила 33 млрд рублей. О том, как создать и успешно запустить EdTech стартап, рассказала редакции Аквамедиа Ольга Чумакова, сооснователь и директор ООО «Олвуд» – инновационной онлайн-школы с уникальной системой мониторинга развития ребенка по 15 критериям.

О том, как создаются проекты в сфере образования, почему важно выбирать нишу, которая триггерит и что значит быть в работе 24/7 читайте в нашем новом интервью.

– Расскажите о себе. Чем вы занимались до создания Олвуда? Какой путь привел вас к этому проекту?

– Моя профессиональная деятельность всегда была связана с системой образования. Первое образование экономическое, я преподавала в центре дополнительного образования “Малая академия” и ездила работать в лагерь вожатой. Потом поступила на факультет психологии и работала в гимназии. Был период, когда работала в министерстве образования под руководством первого заместителя Синюгиной Татьяны Юрьевны. Сейчас она заместитель министерства образования страны. Этот невероятный опыт заложил во мне установку, что все за что ты берешься нужно делать идеально, выкладываться на максимум. Когда я работала в министерстве образования, одно из направлений, которое я курировала – психолого-педагогическая служба края. Тогда родилась мысль, как здорово было бы обучать детей навыкам практической психологии прямо в школах. Эта мысль, как незакрытый гештальт, меня не отпускала. И я нашла себе напарника. Мы посчитали рынок, все продумали. И тогда мы попали на мероприятие Фонда развития интернет-инициатив, где презентовали свой проект. Спасибо большое Леониду, который нас заметил и отправил на обучение в Москву. Сейчас он кстати работает в “Воронке инновационных стартапов”. Нам все говорили, что проект не может стать коммерческим. Тогда мы познакомились с CustDev. На практике оказалось, что за этот продукт, к сожалению, родители сейчас не готовы платить.

Тогда мы познакомились с CustDev. На практике оказалось, что за этот продукт, к сожалению, родители сейчас не готовы платить.

– Что было дальше? Что помогло не опустить руки и продолжать работу над проектом?

– Мы были не готовы отпускать эту идею. У нас получилось выиграть президентский грант. Мы обучили 2500 школьников Южного федерального округа. Это был Краснодарский край, Волгоград, Адыгея, Ростов. Обучали старших школьников защите от манипуляций, формировали у них навык коммуникации, а также стрессоустойчивость перед сдачей ЕГЭ. Они вместе с нами искали свои способы защиты от стресса. Говорят, что это им очень помогло на экзамене. И вот уже были люди, которые попробовали наш продукт, но все еще не были готовы за него платить. Было видно, что это классный проект, что это важное дело, это ощущалось как миссия.

Сразу регистрировали ООО, сразу получали на него лицензию на образовательную деятельность. У нас не было сомнений, что проект в том или ином виде будет реализован.

– Как появилась школа Олвуд? В проекте два основателя. вы сразу запустили школу на двоих с партнером? Насколько это удобно? Как вы нашли друг друга?

– Мы сразу запускали школу на двоих с Ольгой Селезневой. Как мы шутим, что для удобства взаимодействия с нашим проектом у нас две Ольги Викторовны. Сразу регистрировали ООО, сразу получали на него лицензию на образовательную деятельность. У нас не было сомнений, что проект в том или ином виде будет реализован. У меня есть разный опыт партнерства. Проект, про который я рассказывала выше также был реализован с партнером. С Ольгой мы были знакомы через одно рукопожатие. Я уже порядка шести лет запускаю онлайн-проекты. И когда случился карантин, то Ольге, у которой сеть детских центров в Краснодаре, нужно было переводить свою деятельность из оффлайн в онлайн. Она обратилась за советом ко мне. Через время родилась идея запустить онлайн-курс. Я предложила Ольге запустить проект для родителей в разводе. Проект был также для детей, про детей, про то, как помочь им справиться с этапом расставания родителей. Так как каждая вторая семья в России распадается, и в каждой второй из этих семей есть дети, то аудитория, конечно, обширна. И мы сделали классный продукт. И до февраля 2022 года работали над ним. Потом мы совместно приняли решение поставить его на паузу. Наш проект школы вырос из опыта успешного сотрудничества. У нас была сверка по ценностям – мы хотим, чтобы проект был масштабным, мы хотим, чтобы школа вышла в топ-5 образовательных проектов в 25-26-ом году. Да, это коммерческий проект, но при этом нам очень важно, чтобы мы давали качественное образование. Когда мы заходили в это партнерство с учетом нашего опыта, мы сразу делили зоны ответственности, так как у нас на данный момент равнопроцентное партнерство, то мы сразу определяли, за кем, в каких блоках финальное слово. И прописывали сразу дорожную карту проекта на ближайшие 5 лет, чтобы опять же свериться, что мы совпадаем и в планировании, и в ценностях.

Наш проект школы вырос из опыта успешного сотрудничества. У нас была сверка по ценностям.

– В чем главная идея стартапа и ценность?

– Мир быстро меняется. Не всегда общеобразовательная школа поспевает за этим. Мы не конкурируем с государственной школой ни в коем случае. То есть это вообще совершенно другая структура, у которой свои задачи, цели. Нужны определенные стандарты для того, чтобы это все работало. Считается, что российский закон об образовании один из самых современных и демократичных в мире. Это здорово, что он позволяет реализацию таких проектов как наш. То есть у нас учебная программа по федеральным стандартам – по ФГОС. Но у нас есть возможность в эту школьную программу зашить наше видение того, как дети должны провести свои 11 школьных лет. 11 лет в Олвуде должны стать временем для становления, это прекрасное время, которое должно быть полно открытий, достижений и общения. Это время для силы и становления личности. Эти ценности мы пытаемся передавать родителям и детям. Основной подход в том, что мы даем качественное обучение, качественное образование, но с уважением и с заботой о детях.

11 лет в Олвуде должны стать временем для становления, это прекрасное время, которое должно быть полно открытий, достижений и общения.

– Насколько удобно иметь один проект на двоих? Как считаете, почему это не всегда приводит к успеху?

– Я знаю, что партнерство может быть очень неудачным. У меня есть разный опыт. С Ольгой у нас прописаны зоны ответственности, за кем последнее слово в том или ином блоке, то есть закреплено, что если решение в этой плоскости, то финальное слово, например, за мной, если в другом блоке, то за Ольгой. Сразу мы договорились по траектории развития. У нас расписана дорожная карта развития проекта на 5 лет с правом ее корректировки через какое-то время. Но вот прошел уже год, мы в декабре немного скорректировали направление совместно, так как у нас предполагается два раунда инвестиций. Следующий год и этот тоже расписаны. Например, у нас есть договоренность, что мы не масштабируемся до тех пор пока мы не поймем, что мы можем сохранить качество нашего продукта. Нам очень важно, какой уровень образования мы даем нашим детям, поэтому дорожная карта и этапы масштабирования школы прописаны с учетом того, что мы понимаем, как это желаемое качество сохранять. Хотя мы, конечно, коммерческий проект, а не просто два энтузиаста, но об этом мы тоже договаривались сразу на моменте запуска.

 Если вы задумались над созданием собственного стартапа, рекомендуем обратить внимание на сферу EdTech. Онлайн-образование и платформы дополнительного образования по-прежнему в тренде.-2

– Сегодня вы уже можете сказать, что проект успешен? И как вы считаете, что повлияло на успех? Ведь важна не только сама идея, но и все этапы.

– На этот вопрос пока сложно ответить. Давайте сделаем сверку в 2025-2026 учебном году, когда мы сможем масштабироваться до того уровня, какой мы запланировали и при этом сможем сохранить качественный подход к обучению с тем количеством учебных часов, которые необходимы для освоения школьной программы, а также обеспечить подготовку детей к экзаменам, поступлению в ВУЗ или получению будущей профессии с учётом их профориентации.. Поэтому я бы пока про успех не говорила. Но мы получаем обратную связь от наших родителей, которые говорят, что мы создаем вдохновляющую образовательную среду для детей, что обучаем их качественно, но при этом с заботой и с уважением, и что нас выбирают, сравнивая с частными школами, в которых чек за месяц равен стоимости обучения у нас за год. Пока про успех говорить рано, но мы точно на пути к нему.

Пока про успех говорить рано, но мы точно на пути к нему.

– Помогали ли вам какие-то государственные программы поддержки в выходе на рынок? Расскажите про опыт участия в акселераторе “Воронки”.

– Да, мы прошли акселератор от Фонда развития инноваций Краснодарского края. У меня был опыт участия в Демо дне в Москве от экспертов Фонда развития интернет-инициатив, мы общались там с командами, видели, как акселераторы помогают трекингу проекта, чтобы быстрее достигать своих целей, именно стартапу, поэтому я хотела попасть в акселератор. У Ольги не было этого опыта, она доверилась мне. Она, конечно, заходила скептически. Но все трекеры, которые у нас были помогли нам. Если бы у нас не было бы вот этого наставничества, я не уверена, что мы бы такими темпами продвигались так быстро, тестировали гипотезы, в том числе маркетинговые. Здорово, что такой опыт можно получить в рамках государственной поддержки совершенно бесплатно. Для нас акселератор стал хорошим трамплином, в том числе и для понимания того, как работают инвестиционные фонды.

– Расскажите, как сейчас обстоят дела с инвестициями в вашем проекте?

– Мы ведем переговоры с несколькими фондами и с частным инвестором. И у нас есть план А, план Б, план С. Один из планов – если мы не получаем к определенному сроку инвестиции, то рассматриваем вариант получения займа под сниженный процент. Это как раз региональная мера поддержки малого бизнеса.

– Расскажите про выход на рынок? Как быстро удалось выйти? Какие сложности возникали?

– На самом деле нам повезло, мы очень долго прорабатывали саму концепцию проекта, прописывали ценности, миссии школы, фиксировали зоны ответственности с партнером. А вот этап практического запуска совпал как раз с акселератором. Нас трекерил Владимир Коровин, он помог нам быть в тонусе, быстро тестировать гипотезы. И я думаю, что большая заслуга в том, что мы смогли запуститься, в том числе и нашего трекера.

Я из тех людей, которые очень много работают. И мне это нравится, я люблю то, что я делаю.

– Поделитесь, что вас вдохновляет в работе? Можете дать личные рекомендации? Путешествия, книги, какие-то каналы в сетях, люди, среда?

– Я из тех людей, которые очень много работают. И мне это нравится, я люблю то, что я делаю. В целом мой распорядок дня долгое время базировался только на одном пункте этого пресловутого колеса баланса – работа. И коллеги, которые тоже любят свою работу, даже они стали говорить, что нужно что-то менять. В какой-то момент я решила прислушаться и завела привычку пробовать новое хобби. Каждый год реализую тот или иной свой интерес. Уже попробовала катание на роликах, серфинг, барабаны. Какие-то хобби задерживаются дольше, например, социальная психология. И я читаю лекции про социальные эксперименты, про серийных преступников, про секты. Это хобби со мной уже несколько лет. Еще была запись подкаста. Это хобби не задержалось, но я надеюсь, что мы к нему вернемся для продвижения нашего бренда. Еще я играю в частном в театре в Краснодаре. Началось все с актерских курсов, и вот уже несколько спектаклей отыграно. Все репетиции обычно проходят по ночам. Недавно я начала трекерить студенческие стартапы. Надеюсь, что смогу быть им полезна также, как в свое время были полезны трекеры для меня.

В какой-то момент я решила прислушаться и завела привычку пробовать новое хобби. Каждый год реализую тот или иной свой интерес. Уже попробовала катание на роликах, серфинг, барабаны.

– Что посоветуете ребятам, которые только мечтают о своем стартапе? Что самое важно на старте?

– Во-первых, не слушать тех, кто говорит, что нет ничего хуже, чем работать на дядю. Очень многие идеализируют работу на самого себя. Я помню, что когда работала в школе, я уходила домой и все рабочие волнения оставались на территории школы. С тех пор, как я работаю на себя, я несу ответственность за команду, за качество продукта, за наших клиентов и учащихся. Запуская стартап, ты работаешь примерно всегда. Мне нравится, что у меня моя профессиональная деятельность совпадает с жизненными интересами. Поэтому нужно выбирать сферу деятельности по принципу того, что вас триггерит. Вот меня прям триггерит система образования. Что важно на старте? Наверное, важно быть готовым услышать, что продукт, который вы придумали, может быть на данном этапе не быть кому-то нужным в коммерческом плане. То есть это не значит, что продукт не классный, его просто не готовы покупать. Поэтому важно кастдевить, тестировать гипотезы, снова тестировать гипотезы, не сдаваться и не бояться обращаться за помощью, например, к трекерам акселератора.