В преддверии Дня Победы хотим погрузиться в историю и вспомнить, какие авто удостоились чести провезти главнокомандующих по Красной площади перед лицом народа.
Вначале были кони
Парад победы в 1945 году маршал Жуков принимал на коне по распоряжению Сталина. Генеральный секретарь хотел оставить традицию Советской армии, и не согласился использовать машинную технику. Коня звали Кумир, а его масть была светло-серой. Несмотря на название, окрас таких лошадей – белоснежный.
Изменение традиций
На конях принимали парады вплоть до смерти вождя. Впервые после войны автомобиль появился в 1953 году. Первопроходцем стал ЗИС-11ОБ – четырехдверный фаэтон весом 2,5 тонны. Внешне кабриолет взял пример с Packard Super Eight 180 и Buick Limited.
Автомобиль соответствовал вкусам Сталина. Тогда мощность авто достигала 140 лошадиных сил, а в тормозах появился гидравлический привод. Для автомобилей того времени это стало новшеством. ЗИС-11ОБ проектировали еще во время Второй мировой. К 9 мая 1953 года в автомобиль смонтировали специальную рукоятку для командующего парадом, за которую он мог держаться и сохранять равновесие.
3 авто XX века
С 1953 года в парадах участвовали еще три автомобиля.
На смену сталинскому фаэтону пришел ЗИЛ-111В. В 60-е годы этот автомобиль возил именитых личностей, например, Юрия Гагарина, и правительственные делегации. Для участия в параде пассажирское кресло превратили в площадку командующего, где дополнительно установили микрофонную стойку и поручень.
ЗИЛ-111В работал на V-образной «восьмерке» и двухступенчатой автоматической трансмиссии. Сотню автомобиль достигал за 23 секунды, а внешне был похож на кабриолеты из Америки.
Следующий кабриолет сделали двухдверным. Им стал светло-серый ЗИЛ-117В, цвет которого разработали специально для церемонии парада. Кроме количества дверей, от предшественника его отличал мотор в 300 лошадиных сил, стойка на два микрофона и расположение поручня в центре авто. Автомобиль участвовал в парадах долгое время – с начала 70-х до 1980-го ездил по Красной площади, а по Дворцовой площади в Санкт-Петербурге – вплоть до 2008 года.
Последний в XX веке – парадный ЗИЛ-115В в трех экземплярах. Под капотом – атмосферный двигатель на 7,6 литров и 353 лошадиных силы, а функционал не уступает современным авто. ЗИЛ-115В мог похвастаться кондиционером, подогревом сидений и пола, автоматическими омывателями и очистителями фар. В багажнике автомобиля находилась радиостанция, которая воспроизводила знаковую фразу «Здравствуйте, товарищи!».
Голубое авто выехало на Красную площадь в 1981, а на пенсию отправилось лишь в 2009 году.
Последний в эпохе ЗИЛ
Последним ЗИЛом для парада стал кабриолет модели 41041 АМГ. Радикальным внешним изменением был цвет авто – первый раз автомобиль покрасили в черный, а не светло-серый цвет. Внутри модели стоит американское шасси от пикапа GMC Sierra, двигатель V8 на 6 литров и 353 «лошади», а также АКП из 6 ступеней.
К 2006 году автомобиль разработали нижегородские «Атлант-Дельта», хотя эмблему оставили исторической – с завода им. Лихачева.
Принципиально новый Aurus
Самый мощный парадный автомобиль с 598 лошадиными силами выступил на Красной площади в 2019 году. Кабриолет входит в проект «Кортеж», в котором также разработали представительские лимузины, седаны и микроавтобусы. Автомобиль работает на гибридном двигателе V8 объемом 4,4 литра, включающим турбонаддув и электромашину. В автоматическую коробку передач российский разработчик KATE заложил 9 ступеней и специальный парадный режим.
Как вы считаете, стоит придерживаться традиций советского автопрома, или на праздничном параде найдется место для новых форм?
Делитесь мнением в комментариях и подписывайтесь на канал КЛЮЧАВТО|Автомобили с пробегом. Мы составляем интересные подборки и сравнения, а также берем интервью у наших покупателей.