Магадан
Год основания – 1929 (сначала как поселок Нагаева).
Статус города был присвоен Магадану через десять лет после его основания, в 1939 году.
Город расположен на берегу Охотского моря, является центром Магаданской области. Расстояние до Москвы – более 7000 км.
В 1920-х гг. в районе реки Колымы геологи нашли залежи золота, платины, олова, которые вскоре стали здесь добывать. Места эти были заселены крайне слабо, а рабочая сила требовалась. Также была нужна инфраструктура. Люди добирались до мест добычи золота сначала морем до бухты Нагаева Охотского моря, а оттуда до бассейна Колымы на лошадях, пешком …
Первыми территорию современного города осваивали коренные народы. В район реки Магаданка на летние пастбища приводили стада оленей эвены (другое название этого народа – орочи).
В 1929 на берегу бухты Нагаево появился поселок Нагаево (Восточно-Эвенкийская культбаза), позднее появился поселок Магадан. Постепенно эти населенные пункты разрослись и образовался город, который получил название Магадан. Первоначально назначение поселка было в повышении культуры местного населения (оленеводов) и облегчение их жизни, поскольку помимо школы и интерната для детей оленеводов здесь были построены больница и ветеринарный пункт. Примерно в одно время со строительством культбазы началось строительство порта. Большая часть зданий была возведена вдоль берега бухты Нагаева. Их строительством в основном занимались работники тех организаций, которые планировали здесь дальнейшую работу (предприятия по закупке у местного населения пушнины, морского зверя; добыче полезных ископаемых; ловле рыбы). Жизнь людей в начале строительства поселка была крайне трудной, поскольку порой не хватало запасов топлива, кормов для животных, и даже чистой питьевой воды. Из-за быстрого роста численности населения поселка, запасов продуктов не всегда хватало в полной мере, поэтому продукты питания порой закупались в США и Японии.
К 1931 году большую часть населения в поселке в бухте Нагаева составляли старатели, сотрудники научных экспедиций и хозяйственных организаций.
Прежде чем в поселке появилось достаточное количество жилых домов, многие жители города проживали в палатках, которые образовали целый палаточный городок.
От бухты Нагаева взяла начало дорога до Колымы. Сейчас эта автодорога является главной трассой, которая связывает побережье с Якутией и называется трасса «Колыма». Прежде чем здесь появилась оформленная дорога, людям пришлось пройти много испытаний. Разведывательные экспедиции добиралась до приисков сначала на тракторах (что являлось подвигом в условиях глубокого снега, метелей, неосвоенной тайги, крутых сопок и хребтов), а затем сплавлялись по реке. Чтобы трактора могли проехать, дорогу выстилали тонкими деревьями. Развилась дорожная сеть в связи с развитием золото-платиновых приисков. Вдоль трассы «Колыма» расположились прииски и небольшие поселки.
При освоении территории в долине Колымы очень не хватало рабочих, вольнонаемных граждан было мало, поэтому было принято решение использовать труд заключенных исправительно-трудовых лагерей, в том числе репрессированных. Заключенные занимались строительством жилых домов, бараков, порта, служили в качестве технического персонала при больнице и других учреждениях, работали на приисках. Интересно, что один рабочий день на добыче золота засчитывался за два. Некоторые заключённые, имеющие профильное образование, занимали управляющие должности.
Город разделен на две части рекой Магаданка, рядом с ним находится несколько поселков, в которых в первоначально в бараках жили заключенные ГУЛАГа. В середине 1930-х гг. основным населением Магадана также являлись заключенные лагерей.
Для усиления контроля за жителями с 1933 года в городе ввели паспортную систему. Каждый житель города с 16 лет должен был иметь паспорт.
Большое количество заключенные оказало влияние на жизнь города: некоторые люди занимали ответственные должности и вносили лепту в культурную жизнь города в частности, и колымского края в целом. Другие люди обостряли криминогенную обстановку в крае. В 1937 году очень много заключенных были расстреляны по приказу НКВД. Они подозревались в подрыве советской власти и шпионаже. Порой людей расстреливали без расследования.
Тысячи заключенных погибли на Колыме, в том числе от холода, голода, непосильной работы, в результате репрессий.
Магадан раскинулся среди сопок. Климат в городе суровый. Даже в июне может идти снег. Часто дуют холодные ветры, идут дожди. Магадан находится в районе многолетней, «вечной» мерзлоты и относится к районам «Крайнего Севера». Погода в Магадане и его пригородах может значительно отличаться. Сильные морозы могут установиться с середины октября. Тем удивительнее развитие сельского хозяйства в таких условиях уже в начале 1930-х гг.
Летом в городе наступает время белых ночей, а зимой – полярных ночей.
Сейчас Магадан связан с другими крупными городами автодорогой «Колыма», морским и авиационным транспортом (в городе круглогодично работает международный аэропорт «Магадан»). С 1935 года было налажено пароходное сообщение с другими портами нашей страны. Затем порт стал международным. В самом Магадане проживает чуть более 90 тыс. человек населения.
В Магадане работают предприятия по добыче и переработке золота, цветных металлов, развита добыча рыбы. Рыбный промысел здесь развивался с 1920-х гг.
История города связана с именем Ю.А. Билибина, геолога, экспедиция которого впервые определила районы залежей драгоценных металлов в этих местах.
Чтобы не зависеть от товаров, привезенных с материка, в городе достаточно быстро стали развиваться разные производства промышленных товаров, а также сельское хозяйство.
В музее СВКНИИ ДВО РАН находится крупнейший найденный в России метеорит.