Автор литературной платформы «Литнет» Ксения Кис рассказала, какие книги читать начинающему писателю, чтобы лучше разобраться в литературных тропах ФЛР (фэнтезийный любовный роман) и СЛР (современный любовный роман).
В современном мире, переполненном информацией, книги продолжают оставаться тем самым уникальным убежищем для души, куда мы приходим за эмоциями. И хотя качество написания, обложка и грамотная редактура играют важную роль, настоящая ценность книги раскрывается через эмоциональный отклик, который она вызывает у читателя.
Это эмоциональное послевкусие определяет, захочет ли читатель вновь вернуться к вашему произведению. Нам, как авторам, важно сделать так, чтобы читатели к нам изначально приходили за той эмоцией, которую мы готовы предложить в данной конкретной книге.
А для этого важно понять, что такое «троп».
И да, вы можете сказать, что троп — это стилистическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Но современные авторы употребляют это слово в другом значении.
«Троп» в переводе с греческого значит «поворот», поэтому его также используют, чтобы сгруппировать или обобщить те или иные повороты сюжета, характерные для данной задумки. Например, в современных произведения в жанре флр и слр очень популярны следующие тропы:
- босс и подчиненная;
- разница в возрасте;
- сводные;
- от ненависти до любви;
- няня;
- попаданка в другой мир и другие.
Тропов большое множество, и очень важно понимать, чем троп отличается от хэштега, который вы добавляете к своему произведению: хэштег указывает на наличие определенных деталей, а троп задают канву произведения.
Приветствуется смешение тропов для создания более насыщенного и многогранного сюжета. Однако важно помнить, что один или два тропа должны оставаться ведущими, определяя основные линии повествования.
Разберемся с тропом на примере
Представьте, что у вас книга про девушку, которая попала в другой мир, оказалась в волшебной академии, влюбилась в ректора, но не сразу, а сначала у них возникли противостояние и ненависть. Тэгов у этой истории уже собралось большое количество, а вот как быть с тропами?
Тут вы должны решить, на чем будут делаться акценты именно в вашей истории. Если на том, как тяжело девушке с Земли в другом мире и на том, как ей помогает ректор это преодолеть, то берите за основу повороты сюжета «попаданка» и «ректор и ученица». Но если в вашем произведении говорится, что девушка с Земли только в начале, а потом вы это никак не обыгрываете, то и тропа у вас этого как такового не будет.
Если вы хотите, чтобы сюжет был построен на том, как развиваются отношения ректора и студентки, как они от ненависти приходят к любви и как на это смотрит общество, то посмотрите в сторону тропов «разница в возрасте» и «от ненависти до любви».
То есть троп – это собрание сюжетных поворотов, которые ждут читатели.
И нам, как авторам, важно правильно заявить в аннотации то, о чем мы пишем, а потом оправдать ожидания. Если мы скажем, что «девушка с земли попала в другой мир, в котором ей сложно, но все сложности ей поможет преодолеть ректор», то к нам придут читатели, которые ждут юмористическое произведение с шутками, основанными на разнице менталитетов миров. И именно такую историю мы им должны предложить. Читатели будут ждать теплую историю любви, в которой ректор помогает бедной студентке.
Но если мы напишем в аннотации: «девушка случайно попадает в академию другого мира, где кроме сложных и непонятных законов ей приходится взаимодействовать с ректором, который мечтает, чтобы она вылетела…» к нам придут другие читатели за другой эмоцией и за другими поворотами сюжета.
Как разобраться в современных писательских тропах?
Как понять, какие повороты использовать в той или иной задумке? Можно найти подходящие курсы, а можно развивать свою насмотрелось, т.е. читать большое количество книг соответствующих сюжетов, которые давно заслужили любовь читателей, но не копировать, а анализировать: какие повороты их объединяют.
Часто можно обратиться к классике. Если вы хотите написать про запретную любовь темных и светлых: перечитайте перед этим «Ромео и Джульетта». Если вы хотите написать историю в стиле Золушки – прочитайте первоисточник и посмотрите, какие повороты сюжета использованы там.
Вот несколько современных книг, которые я могу посоветовать почитать
- «Сводный гад» Янки Рам и Эли Пылаевой хорошо отражает троп «сводные».
- Отличная книга по тропу «отбор» от Екатерины Флат «Аукцион невест» обратите внимание, что несмотря на то, что книга про попаданку, повороты сюжета всё равно идут по тропу «отбор», и по аннотации сразу понятно, что тут не будет юмора по освоению попаданкой нашего мира.
- А вот в книге «Попаданка в работе. Избранная синей пыльцой» уже в названии заявлена попаданка, и сюжет там строится именно на непринятии нового мира и разницы менталитетов.
Заключение
В конечном счете, главная задача автора – не просто рассказать историю, а вызвать у читателя те эмоции, за которыми он пришел к вам. Понимание и грамотное использование тропов является ключом к созданию эмоционального соответствия между произведением и его читателями.