Только недавно к нам пришли труды замечательного человека, ученого – историка, публициста и общественного деятеля Андрея Сергеевича Вязигина. Его книга «Манифест созидательного национализма» была издана издательством «Институт русской цивилизации» в 2008 году.
Андрей Сергеевич Вязигин родился в 1867 году в дворянской семье на хуторе Федоровка Волчанского уезда Харьковской губернии, в своем родовом имении.
В его воспитании значительную роль сыграла его бабушка – М.А. Худякова. «Она сумела внушить своему внуку с раннего детства твердые религиозные убеждения и непоколебимое чувство долга».
С ранних лет Андрей полюбил деревню и всю жизнь «всегда близко принимал к сердцу нужды и запросы крестьянской и мелкопоместной Руси». Во время обучения в Третьей Харьковской гимназии Андрей проявил значительные способности, особенно в изучении истории. Инспектор гимназии М.В. Алексеев отзывался о нем. Как о «выдающемся ученике».
В 1896 году Вязигин поступил на историко – филологический факультет Харьковского университета. Его серьезное отношение к учебе и способности были высоко оценены деканом факультета профессором В.К. Надлером.
В 1892 году Вязигин был оставлен в университете для подготовки к ученому званию. В 1894 году Андрей Сергеевич выдержал экзамен на степень магистра всеобщей истории и получил ученое звание приват – доцента. В этом качестве он читал лекции в университете. В 1898 году Вязигин блестяще защитил магистерскую диссертацию, которая получила высокую оценку у специалистов – историков.
После рождения второго сына Вязигину предложили перейти в Юрьевский (ныне г. Тарту в Эстонии), затем в Киевский университет на гораздо лучших для него условиях, но Вязигин отказался.
В те годы страну сотрясали антиправительственные выступления, в которых активно участвовали студенты. Ещё в 1898 году в Харькове был создан комитет социал – демократов. Кроме того, Харьков стал одним из центров партии эсеров. Революционные настроения проникали во все слои общества – даже Харьковскую думу возглавил либерал.
Эти факты заставили патриотов из числа харьковской профессуры предпринять ответные шаги, и активно включиться в общественную деятельность. В 1902 году они подали заявление в Совет Русского Собрания с просьбой открыть в Харькове его отдел.
В этом профессоров поддержала часть студенчества. В том же 1902 году во время Великого поста в Харьковском университете образовалась группа студентов, «пожелавших противодействовать возникшим в то время забастовкам учащейся молодежи и успевших воспрепятствовать студенческим сходкам и прекращению учебных занятий». Но этого явно было недостаточно – требовалась более серьезная организация.
В феврале 1903 года было получено разрешение на открытие в Харькове отдела Русского Собрания (ХОРС). В марте 1903 года для управления Отделом был избран Совет из шести профессоров; председателем был избран Вязигин.
В 1902 году усилиями Вязигина стал издаваться «толстый» журнал правого толка «Мирный труд». Само название журнала говорило о целях отдела Русского Собрания. В программной статье журнала говорилось:
- Не пустые и звонкие слова, не боевые кличи и громкие речи, способные сладким дурманом опьянить юные головы, нужны нашей дорогой, терзаемой общественными недугами родине…Наше отечество, прежде всего, нуждается в скромных тружениках, делающих свое «маленькое дело» ради подъема общего культурного уровня, являющегося следствием настойчивой работы каждого из нас над самим собою, а не туманных стремлений к насильственным и коренным переворотам, заранее осужденным историей на полную неудачу: единственной зиждущей силой, выдержавшей вековые испытания, был и остается мирный труд.
Печатались в журнале видные экономисты, публицисты, депутаты Государственной Думы.
В 1905 году Харьков был охвачен революционным движением. В октябре университет был захвачен студентами и рабочими, окружен баррикадами. Часть студентов, поддерживаемая либеральными профессорами, стала бойкотировать профессоров – членов ХОРС, перестала записывать их лекции и требовать их удаления из университета.
Патриотам стало ясно, что пора действовать. В декабре 1905 года Вязигин предложил учредить в Харькове отдел Союза Русского Народа (ХСРН) и 15 января отдел был торжественно открыт. К этому времени в нем насчитывалось 1100 человек. А.С. Вязигин был членом Совета ХСРН и очень активно участвовал в его деятельности. Отдел Союза начал издавать газету «Черная сотня», брошюры и листовки. Только в первый год существования отдела было издано более 20 различных изданий общим тиражом 544 тысячи экземпляров. Члены Совета отдела выступили с инициативой по открытию чайных – читален, отделов Союза в уездах губернии. На это требовались средства, а их не хватало. Чтобы решить эту проблему, в июле 1906 года, А.С. Вязигин предложил идею самообложения русских людей хотя бы одной копейкой в день. Впоследствии эта идея распространилась по всей Империи, получив название «Мининской копейки».
Активная деятельность монархистов вскоре принесла результаты. Хотя на выборах в I Думу они проиграли, уступив кадетам, то на выборах во II Думу – выиграли. Сам Вязигин блестяще выиграл выборы в III Думу, причем применил в своей предвыборной борьбе своеобразное ноу – хау: привлек к составлению листовок и прокламаций черносотенцев из простонародья, которым была близка и понятна жизнь простых людей.
После отражения революции в 1905 – 1907 годах Вязигин призывал единомышленников не успокаиваться, не почивать на лаврах, а произвести анализ обстановки, выяснить причины смуты и устранить их, не допустить её повторения.
В своих статьях он отмечал, что революция появилась не сразу, не вдруг, а готовилась долго и подспудно. Долгие годы революционные организации – различного рода «тайные общества» - готовили сплочение всех, кто был врагом русского народа, с презрением относился к устоям русской жизни.
Их лукавая, лживая пропаганда привела к тому, что «над Россией все гуще и гуще спускался сумрачный туман приближавшихся смутных дней».
А. С. Вязигин видел, что революцию удалось остановить во многом организованным сопротивлением патриотов, что революционный натиск разбился о «черносотенную плотину, это неприхотливое сооружение стихийных народных чувств».
Современные исследователи А.Д. Каплин и А.Д. Степанов едины во мнении: победа Черной сотни в Харькове «была обеспечена ещё и тем, что с конца 1906 года ХОРС и ХСРН совместно выступили против красносотенцев». К концу 1907 года в губернии действовало 26 отделов ХСРН с численностью не менее 10 000 человек.
Но Вязигин постоянно напоминал, что революция не кончилась и надо продолжать действовать: «Опасность отсрочена, но не миновала, и надо укрепить воздвигнутую народом преграду».
Будучи членом III Государственной Думы, Вязигин много и часто там выступал. От имени правых он резко протестовал против посягательства Думы на права Монарха, против принятия закона о переходе из одного вероисповедания в другое, ратовал за укрепление религиозного вероисповедания.
Во время одного из выступлений, когда Вязигин проводил анализ национального состава студенчества, отмечая непропорциональное преобладание в нем еврейского элемента, из зала раздался выкрик, что выяснение национальности – это мракобесие, Вязигин спокойно отметил:
- Если до меня говорили представители различных национальностей и отстаивали свои интересы, то мне, как русскому человеку, можно отстаивать интересы того народа, к которому я принадлежу.
Во время своего пребывания в Думе А.С. Вязигин сблизился с В. М. Пуришкевичем и его Русским Народным Союзом имени Михаила Архангела (РНСМА). В это же время Вязигин являлся членом редакционной комиссии «Книги русской скорби», рассказывающей о фактах преступлений революционеров против государства и народа.
Вязигин был одним из наиболее трезвомыслящих политиков. Он прекрасно понимал, какие силы угрожают России, знал, что антигосударственные настроения царят и в высших слоях русского общества. Ещё в 1908 году он писал своей жене:
- Все разваливается, все трещит. Самые черные дни у нас ещё впереди, и мы быстрыми шагами несемся к пропасти. Для меня ясно, что у нас не ни государственности, ни хозяйства, ни армии, ни флота, ни суда, ни просвещения, ни даже безопасности, но самое главное – у нас нет народа, а есть только население, обыватели. Нет веры, а без веры человек – труп.
Уже в 1912 году он предвидел надвигающуюся катастрофу и видел сакральные её причины – отступление народа от Веры. В том же году он писал об этом своей жене:
- Тут непреодолимые действуют силы, и карающая десница Божия занесена над нашей Родиной. Впереди только чудо может спасти нас от общей участи – разложения государственности. Россия ещё долго может сопротивляться, но её мозг поражен болезнью, и эта болезнь главная. Сюда должны быть направлены все заботы врачебные. Увы, этого не видят, или не хотят видеть.
По окончании работы III Думы Вязигин в следующую Думу избираться не стал – предпочел сосредоточиться на научной и общественной работе в родном городе. С весны 1913 года он приступил к преподавательской деятельности.
Весной 1914 года он преподавал на Высших женских курсах. В том же году был избран гласным Харьковской городской Думы и работал там в ряде комиссий. Он оставался редактором журнала «Мирный труд». Некоторые статьи, опубликованные в нем, вызвали большой общественный резонанс, в том числе статья (1913 г.) об убийстве Андрея Ющинского.
Для решения аграрного вопроса, то есть наделения крестьян землей, Вязигин предлагал изъять землю для раздачи их крестьянам не у русских помещиков, а у немецких колонистов. «Иначе, - предвидел он – вся ненависть будет направлена на помещиков». К сожалению, так оно и произошло.
Идеи, которые продвигал Андрей Сергеевич Вязигин, можно назвать «созидательным национализмом». В статье с одноименным названием он дает развернутый анализ «освободительного движения» в России. По его словам, революция в России не была неожиданностью. Задолго до неё «интеллигенция» отреклась от русских идеалов в пользу космополитических, предав свой народ. «Капитал» Маркса стал своеобразным Евангелием для молодых людей, отдававших свои жизни за революционные химеры, вместо того, чтобы трудиться на благо Родины. Неправильная система обучения в школах привела к верхоглядству и полузнаниям. Русский народ, по словам Андрея Сергеевича, в школах «не учили добру и христианской истине, а просвещали светом человеконенавистнических, противообщественных учений».
Усилия Верховной Власти разбивались о косность бюрократов. Государь в своих заботах о религиозном и национальном воспитании народа не находил возле себя преданных и понимающих Его работников. Русский народ стихийно понял, что революционеры покушаются на самые устои государственного бытия России. Во многом объединения русских людей помогли справиться с революционной смутой 1904 – 1906 годов. Но Андрей Сергеевич предупреждал – революция не уничтожена, поэтому патриоты обязаны продолжать объединяться.
В своей статье Андрей Сергеевич категорически протестует против культивируемого «передовыми публицистами очернения всего русского. Его слова актуальны и по сей день:
- Нельзя молчать, когда систематически затаптывают в грязь наше прошлое, злобно осмеивают настоящее и отказывают даже в надежде на лучшее светлое будущее!
Удивительно, но эти слова дают ответ на вопрос: «Зачем нужно ворошить прошлое, зачем копаться в трудах монархистов. Ответ очевиден – и сейчас вопросы Вязигина актуальны как никогда. И до сей поры хватает уже в «демократической России» писак, воспевающих «прелести западного мира» и очерняющих прошлое и настоящее России.
В статье «Русские люди, объединяйтесь», Вязигин с горечью отмечает, что отношение к Православной Церкви изменилось не только у крестьян и рабочих, но и у «высших сановников государства». По убеждению Вязигина, Запад несет в себе разрушительное начало для всех народов:
- Лишенное религии, национальных отличий, даже собственности и семьи «человечество» неминуемо обратится в звероподобных дикарей, опустится до животности и утратит все то, что служит залогом вечного движения вперед к недосягаемому идеалу всесовершенства, указанному Евангелием.
Великий патриот как в воду глядел – сегодня Церковь перестала быть авторитетом в Европе. Выглядя вполне благопристойно внешне, политики Запада в своем поведении действительно являют собой дикарей, принимая законы для защиты самых низменных животных инстинктов. Все больше стран Запада принимают законы, разрешающие однополые браки. Дошло до того, что разрешают уже усыновление такими парами детей! Страшно подумать, кем вырастут эти дети. Пугает неизвестность – такого чудовищного эксперимента, такого насилия над природной сутью человека человечество ещё не знало.
Андрей Сергеевич с болью в душе говорит о распространении революционных идей среди молодежи. Молодые недоучки, «возомнившие себя всеобщими наставниками и спасителями оказались невежественными, неразвитыми людьми, не обладающими ни необходимыми знаниями, ни потребными навыками, при полном отсутствии общего широкого образования, когда – то выгодно отличавшего всюду питомцев университетов.
Вязигин не без оснований видит в деятельности молодых учащихся революционеров часть плана уничтожения России:
- Адский замысел лишить Россию своих инженеров, механиков, химиков, врачей, юристов, учителей, словом, людей мысли и зиждущего дела, приводился в исполнение руками ее собственных сынов, е понимающих, что совершают самоубийство и посягают на жизнь Родины – великой общей матери.
Андрей Сергеевич Вязигин, так же как и Константин Петрович Победоносцев – ярый враг парламентаризма. Именно в нем Вязигин видит грядущие беды русского государства. Он недоумевает, почему именно парламентская система является наилучшей формой руководства страной:
- В самом деле, почему надо думать, будто большинство людей, обладающих вдобавок непременно определенным имущественным цензом, обязательно проявит надлежащие для решения государственных вопросов качества, будет стремиться к общему благу, а не к личным выгодам, станет неустанно заботиться об искоренении общественных зол? Ведь действительность показывает совершенно обратное: всюду замечаются неспособность парламента принимать надлежащее решение и падение интереса народных представителей к их обязанностям.
Слова патриота актуальны и сейчас. Постоянно мы наблюдаем, как кандидаты в «народные защитники» перед выборами обещают золотые горы и решение насущных проблем и как моментально о них забывают, будучи избранными в различного уровня представительные организации.
К сожалению, труды патриотов сейчас издаются мизерными тиражами (хорошо, что вообще издаются) и люди не могут знать, что предупреждения о вреде парламентской системы появились более ста лет тому назад.
Вязигин уверен, что ключ к решению российских проблем лежит не в революции, а в области нравственной. Только совершенствование человека, его внутреннего духовного мира приведет к успеху и в жизни общественной:
- Не в людских ухищрениях, не в силе оружия таится успех. Он коренится в нравственной мощи, в верованиях, которые все воодушевляют и двигают горами…Нам нужны не новые учреждения, но новые, политически и общественно развитые люди, проверившие свои убеждения путем свободного обмена мнений, имеющего целью благо «всей семьи русского народа».
Критикуя парламентаризм, Андрей Сергеевич вполне резонно указывает на его отрицательные черты. Он говорит, что введение конституционного строя, за который ратовали тогда многие – от отъявленных революционеров - не приведет к власти народ, править будут капиталисты: «конституция есть узаконенное порабощение слабых бедняков богатыми». Очень метко подметил Андрей Сергеевич одно из главнейших противоречий марксизма, которое не удалось разрешить даже за 73 года реальной власти коммунистов в России, а именно: как рабочий, якобы находящийся у власти, сможет управлять государство, ведь ему необходимо работать пять дней в неделю, чтобы прокормить свою семью?
- Рабочие никогда не смогу сами стать у кормила правления, ибо нельзя одновременно зарабатывать трудами рук своих пропитание семье своей и «государить».
Тяжелейшая участь ждет и крестьянство. Продажа земель приведет к обнищанию крестьян, превращению их в армию батраков. Остается только удивляться прозорливости мыслителя. Именно такую картину мы наблюдаем сейчас – огромные плодородные земли скупаются у крестьян и используются для массовой застройки под коттеджи для богатых.
Отделение Церкви от государства будет для неё пагубно, говорит Вязигин, ибо она будет лишена своего первенствующего положения и будет «приравнена к шаманству и язычеству». Опять же попадание в самую точку. Именно такую картину мы нынче и наблюдаем – в стране провозглашено равноправие всех конфессий, и Православная Церковь действительно приравнена к иудаизму и буддизму, хотя число приверженцев которых в России ничтожно мало по сравнению с числом людей, исповедующих Православие.
Андрей Сергеевич делает вывод – введение конституции выгодно только капиталистам, крупным торговцам, фабрикантам и помещикам. Опять прав оказался патриот – вся нынешняя власть построена на деньгах, в парламенте заседают исключительно толстосумы, и принимают законы в своих интересах.
Горько иронизирует Вязигин нал желанием «передовой общественности» любой ценой добиться конституции:
- Как наивный предок наш верил, что по «щучьему велению, по Иванушки хотению» явится и скатерть самобранка, и ковер – самолет и другие диковинки, так наши современники верят в волшебное могущество конституции.
Форм правления много, ни разнообразны, имеют свои преимущества и недостатки. И нет никаких оснований выделять только одну из них – конституционную – и наделять одними добродетелями.
Одна из статей А. С. Вязигина была посвящена национальному вопросу. Он полемизирует в ней с монархистов Шечковым. Последний нападал на Вязигина с упреками, что лозунг «Россия для русских», якобы противоречит лозунгу монархистов «Православие, Самодержавие и Народность», так как «обеспечивает развитие только одного национального начала в ущерб прочим двум».
Андрей Сергеевич разъясняет – подобное понимание как раз подрывает принцип народности:
- «Россия для русских» требует, чтоб русский человек получил простор жить по своим заветным представлениям, а не по навязываемым зарубежным образцам, а это мыслимо только тогда, когда русские снова сделаются действительными хозяевами своего дома – России, когда забравшие себе все лучшее инородцы будут поставлены на свое место, когда от их упорных и наглых посягательств будут навеки защищены наши дорогие святыни – Православная, Соборная и Апостольская Вера и «истинное» Самодержавие.
Слава Богу, не дожил Андрей Сергеевич до нынешних мерзких дней. Когда повсюду попираются права русских людей; когда выходцы из южных регионов навязывают нам свои традиции; когда в Москве отыскать в толпе русское лицо с первого раза не получается. И это ещё не конец – «демократическое» правительство ничего не делает, чтобы ограничить иммиграцию. Ладно, ещё кавказцы – они граждане РФ, но понять наличие в стране огромного числа азербайджанцев и таджиков, имеющих свои суверенные, независимые государства, да ещё и враждебные России, нормальный разум воспринимать отказывается напрочь. Сегодня русский человек не только не «хозяин своего дома», он даже не имеет права даже требовать этого.
Имея в виду то, что в России проживало огромное количество людей других национальностей (доля русского населения в Империи составляла 45 %), Вязигин призывает избегать обеих крайностей: как «беспочвенного космополитизма», так и «замкнутого в самодовольстве национализма». Он ратует за «великую семью русского народа», в которую «как члены, войдут и наши инородцы и иноверцы», но при условии «признания ими наших святынь и сохранения за собой их внутренней свободы, поскольку она не противоречит благу целого». Как видим, Андрей Сергеевич был далек от пещерного национализма, но ещё раз предупреждает, что носителями идеалов Православия и Самодержавия является только русский народ:
- Исповедуемый нами принцип («Россия для русских») не сеет вражды, но служит простой справедливости; ибо ключи от русского дома должны быть в русских руках, русское юношество должно получать национальное воспитание, русский человек – освободиться от гнета иностранщины, а все это даст только «Россия для Русских».
После февральского переворота Андрей Сергеевич Вязигин отошел от политической деятельности, как и многие монархисты. Он продолжал преподавать в университете, но с приходом к власти большевиков, в апреле 1919 года он был арестован, а 13 мая помещен в тюрьму.
Харьковская ЧК на весь мир «прославилась» своей жестокостью. Перед отступлением красных из Харькова в июне 1919 года большая часть узников ЧК была расстреляна, трупы были сброшены в яр и лишь слегка засыпаны землей. Деникинская комиссия три дня извлекала трупы из земли.
Но расстреляны были не все узники – часть их в качестве заложников красные увезли с собой. В их числе оказались члены Русского Собрания, представители дворянства, члены семей промышленников, купцов (в том числе девушки, молодые женщины), «группа лиц судебного ведомства». Среди них находился и Андрей Сергеевич Вязигин.
Часть заложников была расстреляна в Сумах – 22 человека. Газета «Новая Россия» сообщала:
- Все трупы, кроме госпожи Акименко, раздеты. Многие с раскрытыми ртами в позах, вызывающих подозрение, что они брошены в могилу и зарыты ещё живыми…Точно установлено, что большевики увезли с собой проф. Вязигина, Денисова и Орлова.
Оставшихся в живых заложников поместили в Орле сначала в тюрьму, затем в концентрационный лагерь. По свидетельствам уцелевших очевидцев, на допросах Вязигин «держал себя с достоинством, с непоколебимым мужеством, как герой». В тюрьме Андрей Сергеевич не поддавался унынию. Он читал лекции своим «соузникам» по истории средних веков. К сожалению, эти листки не сохранились, но имя Андрея Сергеевича Вязигина как величайшего патриота России, навсегда сохранится в российской истории.
8 октября 1919 года в газете «Новая Россия» было сообщено, что профессор А.С. Вязигин был зарублен в Орле.
Могила А. С. Вязигина неизвестна, на бывшем городском кладбище в Орле устроен парк. Ничего неизвестно и о его спутнице, его верном друге – жене Т. И. Вязигиной, которая пыталась найти останки своего мужа, двигаясь с деникинскими войсками.
Ничего неизвестно и о двух сыновьях Александра Сергеевича (1896, 1899).
После воцарения в Харькове большевиков, город был разгромлен. Интеллектуальная жизнь перестала существовать. В июле 1920 года был закрыт столь любимый Вязигиным Харьковский университет.
Разгрому подверглась и православная жизнь города – к 1941 году из более тысячи православных храмов уцелел и остался незакрытым только один – Свято – Казанский собор.
Над Харьковом, как и над всей Россией, нависла зловещая тень многолетнего большевистского ига, в результате падения которого он перестал существовать как русский город, превратившись ныне в один из крупных городов враждебного нынешней России государства…