Найти тему

«Кимоно: мужской мир. От эпохи Мэйдзи до наших дней»

Где: Первая московская галерея восточной живописи

Адрес: Москва, Малый Кисельный переулок, 3с2

До: 26 мая 2024

Хомонги Нукумэ-дори 1920-30-е гг. узорчатый шелк риндзу с вытканным узором клетка (итимацу). ручная роспись
Хомонги Нукумэ-дори 1920-30-е гг. узорчатый шелк риндзу с вытканным узором клетка (итимацу). ручная роспись

Прошлая моя статья была о трех главах из жизни женщины, т.к. в природе всё должно быть уравновешено, то сегодняшний репортаж посвящен сильной половине человечества. На выставке «Кимоно: мужской мир. От эпохи Мэйдзи до наших дней» представлена коллекция предметов текстиля и декоративно-прикладного искусства московского коллекционера и исследователя кимоно Натальи Бакиной.

Тарелка "Красавица под сливой", 1940-50-е гг.
Тарелка "Красавица под сливой", 1940-50-е гг.

Ещё в XVI веке португальские миссионеры-иезуиты писали, что японцы называют одежду термином “кимоно”. Итак, «кимоно» - это аналог универсального понятия «одежда», но в западной культуре оно стало ассоциироваться именно с японским традиционным нарядом.

Дзюбан (мужской) "Дарума и Онна-дарума". 1950-е гг. гладкий шелк хабутаэ, ручная печать
Дзюбан (мужской) "Дарума и Онна-дарума". 1950-е гг. гладкий шелк хабутаэ, ручная печать

Как у нас слово «одежда» объединяет множество разновидностей — от нижнего белья до пальто, так и у японцев словом «кимоно» обозначается широкий спектр самых разнообразных одежд.

Куротомэсодэ Соколы и зеркала. 1920-30-е гг. Креповый шелк тиримэн, ручная роспись.
Куротомэсодэ Соколы и зеркала. 1920-30-е гг. Креповый шелк тиримэн, ручная роспись.

Куротомэсодэ – вид формального кимоно, которые матери часто надевали на свадьбу детей. Тема брачного союза состоит в изображении объектов парами: два сокола, два зеркала.

Иротомэсодэ Ястреб и сосна. 1920-е гг. Креповый шелк тиримэен, ручная роспись.
Иротомэсодэ Ястреб и сосна. 1920-е гг. Креповый шелк тиримэен, ручная роспись.

Иротомэсодэ – второе по степени формальности кимоно для замужних женщин, одноцветное, с одним, тремя или пятью гербами, рисунок располагается только ниже пояса, рукав короткий.

Хикидзури гейши "Карпы" 1920-30-е гг. газовый шелк ро, ручная роспись
Хикидзури гейши "Карпы" 1920-30-е гг. газовый шелк ро, ручная роспись

Хикидзури – кимоно с длинным шлейфом. Сегодня такие кимоно надевают невесты на свадьбу, гейши, исполнительницы традиционных танцев и актеры.

Хомонги "Игра Тосэнкё" 1970-80-е гг. узорчатый шелк риндзу
Хомонги "Игра Тосэнкё" 1970-80-е гг. узорчатый шелк риндзу

Хомонги, “кимоно для визитов”, формальное или полу-формальное кимоно для женщин. Здесь изображена игра тосэнкё, в нее мужчины играли с гейшами. Это подвижная игра с веером, с помощью которого нужно сбить с деревянной подставки игрушку. В зависимости от взаимного расположения веера, игрушки и подставки начисляются очки. Считается, что игру изобрёл некий игрок из Киото в 1773 году. Он пытался уснуть, но его отвлекала бабочка, постоянно садившаяся на подушку, тогда он попытался сбить её веером.

Дзюбан (мужской) Ипподром 1920-30-е гг. гладкий шелк хабутаэ, ручная печать ката-юдзэн. Хаори (мужская) 1920-30-е гг. шелк, ручная печать ката-юдзэн
Дзюбан (мужской) Ипподром 1920-30-е гг. гладкий шелк хабутаэ, ручная печать ката-юдзэн. Хаори (мужская) 1920-30-е гг. шелк, ручная печать ката-юдзэн

Дзюбан – нижнее кимоно. Хаори – верхняя накидка.

Дзюбан (мужской) Тигр под луной 1920-30 е гг. креповй шелк тиримэн, ручная роспись каки-э. Хаори (мужская) Лев. 1920-30-е гг. шелк цумуги, ручная роспись каки-э.
Дзюбан (мужской) Тигр под луной 1920-30 е гг. креповй шелк тиримэн, ручная роспись каки-э. Хаори (мужская) Лев. 1920-30-е гг. шелк цумуги, ручная роспись каки-э.

Кимоно делается из цельного куска ткани. Отрез ткани обычно около сорока сантиметров в ширину и одиннадцать с половиной метров в длину. Готовое кимоно содержит четыре полосы ткани: две из них покрывают тело, а из оставшихся формируют рукава, кроме этого, используют дополнительные полосочки для ворота. В прошлом кимоно часто распарывали перед стиркой и сшивали вручную после неё.

Миямаири (детское кимоно, мальчики) Битва с монголами. 1920-30-е гг. Гладкий шелк хабутаэ. Ручная роспись
Миямаири (детское кимоно, мальчики) Битва с монголами. 1920-30-е гг. Гладкий шелк хабутаэ. Ручная роспись

Для каждого сезона предназначено свое кимоно, понять это можно по росписи (бабочки или вишнёвый цвет - весна, водная гладь - лето, японский клён — осень, сосны и бамбук – зима).

мужской дзюбан Призрак рыбака 1920-30 е гг. креповый шелк тиримэн, ручная роспись
мужской дзюбан Призрак рыбака 1920-30 е гг. креповый шелк тиримэн, ручная роспись

Кимоно мужчин имеют более короткие и не столь широкие, как у женщин, рукава, и отличаются более простым и строгим рисунком, а еще чаще они вообще однотонные. Покрой мужского кимоно проще, но все же главное отличие мужского кимоно от женского заключается в материале. Мужские кимоно шьют из матовой ткани, а не блестящей, как у женщин, и палитра у них из холодных и темных цветов (темно-синего, темно-зеленого, темно-коричневого, черного). Мужское кимоно может быть украшено неброским орнаментом.

Мужской дзюбан Тигр и дракон 1930-60-е гг. гладкий шелк хабутаэ, ручная роспись
Мужской дзюбан Тигр и дракон 1930-60-е гг. гладкий шелк хабутаэ, ручная роспись


Исключительно важная деталь мужского кимоно - изображение «камона», родового герба его владельца. Если кимоно было церемониальным, то на нем должно было быть пять гербов — на плечах, на груди и на спине, а для каждодневного кимоно достаточно трех гербов. Для участия в торжественном мероприятия и в прошлом считалось и теперь считается приличным облачение в строгое кимоно черного цвета, на котором вышито пять белых камонов.

-13

На выставке представлен современный стандарт ношения кимоно: справа самый формальный куро-монцуки (черное кимоно с пятью гербами) с хаори и юбкой-брюками хакама. В таком виде мужчина может пойти на свадьбу, юбилей, выпускной, похороны, официальный церемонии. Любопытно джинсовое подчеркнуто современное кимоно с аксессуарами западного образца.

Хаори (мужская) Дайкоку и мышь 1920-30-е гг. гладкий шелк хабутаэ. Хаори (мужская) Хотэй 1920-30-е гг. гладкий шелк хабутаэ
Хаори (мужская) Дайкоку и мышь 1920-30-е гг. гладкий шелк хабутаэ. Хаори (мужская) Хотэй 1920-30-е гг. гладкий шелк хабутаэ

На хаори изображена мышь, это благопожелательный мотив в Японии, т.к. если у Вас завелась мышь, значит у Вас много риса. Молоток-колотушка исполняет желания и приносит богатство.

Хикидзури гейши Хэйкэ-моногатари 1920-30-е гг. газовый шелк ро, ручная роспись
Хикидзури гейши Хэйкэ-моногатари 1920-30-е гг. газовый шелк ро, ручная роспись

Сегодня в Японии кимоно является все-таки больше женской одеждой, чем мужской. И удовольствие это дорогое, ведь настоящее кимоно изготавливается вручную, и может стоить в районе 10.000$ и больше. Ткань, из которого шьется традиционная японская одежда тоже ручной работы, и окрашивают ее опять же вручную. Конечно, можно приобрести недорогое кимоно фабричного производства, но это уже не будет символом вашего положения в обществе.

Хикидзури гейши Сукэроку 1920-30-е гг. креповый шелк тиримэн
Хикидзури гейши Сукэроку 1920-30-е гг. креповый шелк тиримэн

Старые кимоно утилизируют разными способами, например, из них делают хаори и кимоно для детей, сумки или аксессуары.

Слева Нагоя-оби Тёкаро-сэннин 1920-30-е гг. атласный шёлк сюсу, вышивка Справа Мару-оби Бэнкэй и храмовый колокол 1920-30-е гг. атласный шелк сюсу, ткачество
Слева Нагоя-оби Тёкаро-сэннин 1920-30-е гг. атласный шёлк сюсу, вышивка Справа Мару-оби Бэнкэй и храмовый колокол 1920-30-е гг. атласный шелк сюсу, ткачество

Кимоно закрепляется поясом оби, длинной до 6 м и шириной 30 см. Как и во всем в Японии, в завязывании оби скрывается определенный тайный смысл. Оби замужних и незамужних женщин завязывают по-разному.

Нагоя-оби – оби, один конец которого сложен и сшит пополам для упрощения надевания до 345 см в длину. Не используется в формальных случаях.

Мару-оби – самый формальный вид оби, до 450 см в длину, сшитый из цельного полотна, сложенного по длине вдвое, отсюда название – мару, т.е. круг.

Выставку кимоно прекрасно дополняют юмористические открытки начала XX века. Это было время смены социальной роли женщин, в японской культуре столкнулись два настроения: прозападное и консервативное. Ататарий Онна – буквально “новая женщина”, т.е. женщина, которая работала и стала финансово независимой, и Рёсай Кэмбо, буквально “хорошая жена, умная мать”. Серия открыток начала XX века высмеивает как мужчина и женщина поменялись ролями: мужчина выполняет всю работу по дому, следит за детьми, подобострастно угождает жене, одевает ей кимоно, прислуживает за столом. На улице мужчина покорно идет сзади “не наступая на тень жены” (в японской традиционной культуре женщина следовала сзади, парами не ходили).

Еще одно дополнение к экспозиции – антикварная коллекция кукол в традиционных мужских кимоно эпох Эдо и Мэйдзи.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#кимоно #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #Япония #кудапойтинамайскиепраздники