Найти в Дзене
Наука и фантастика

"Безмолвная звезда" и дружба народов: фильм 1959 года

Оглавление

Я редко пишу о кино. Во-первых, мне некогда смотреть длинные фильмы. Во-вторых, боевую фантастику и всякие ужастики я сейчас видеть не хочу, а мирных фильмов немного. Чаще всего мирную фантастику нужно искать среди старых лент, и они бывают интересны во многих отношениях.

"Безмолвная звезда" (" Der Schweigende Stern") - фильм по раннему роману Станислава Лема "Астронавты" (1951). Фильм выпущен в 1959 году, это совместное производство ГДР и Польши; режиссер Курт Метциг. Оригинал на немецком языке (в сети есть вариант с наложенным русским переводом, не дубляж).

Постер на русском языке
Постер на русском языке

А, вот то, что надо! - подумала я. Первый космический корабль на Венере! В 1959 году, до полета человека в космос! Да еще по роману Лема, который был консультантом съемок (хотя пишут, что результат ему очень не понравился - что же, писателя можно понять, абсолютно точная передача "большой" прозы средствами другого жанра вряд ли возможна). Лем говорил, что получилась скучная и плохая картина, не имеющая ничего общего с его романом.

Но общую канву "Астронавтов" создатели фильма сохранили.

О чем роман и кино

Исходная точка совпадает: в пустыне Гоби находят загадочный "цилиндр" инопланетного происхождения. Усилиями ученых из разных стран выясняется, что Тунгусский метеорит - никакой не метеорит, а потерпевший в 1908 году катастрофу венерианский космолет. Решено отправить экспедицию на Венеру на советском корабле "Космократор" - единственном в мире, имеющем ядерный двигатель.

К тому времени на Луне уже работает обитаемая станция Луна-3.

Подбирается международный экипаж, состоящий из ведущих ученых. И тут начинаются расхождения с романом; психологические нюансы отбрасываются, имена меняются, образы типизируются.

Польский постер к фильму
Польский постер к фильму

Вместо лемовского пилота Смита - немецкий пилот Бринкман.

Капитаном "Космократора" становится русский, астрофизик Арсеньев (у Лема он не командует всеми)

Есть еще польский инженер Солтык, японка-врач Сумико (пережившая Хиросиму), американский ядерщик Хоулинг, африканский техник Таллуа, китайский лингвист Чень Ю, индийский математик Сикарна.

Интересно, что при прокате фильма в США национальность некоторых героев меняли: ведущее место Арсеньева занял "свой" Хоулинг, а исконный Хоулинг превратился в русского Орлова. Поляка же Солтыка заменил француз Дюран.

Вся эта компания высаживается на Венере, изображенной как мертвый мир с атмосферой, непригодной для дыхания, и с полным отсутствием жизни, которая тут, несомненно, была и оставила знаки высокоразвитой технологической цивилизации, превосходящей по уровню земную.

Постепенно выясняется жуткая правда. Венерианцы собирались напасть на Землю, уничтожить на ней при помощи мощного излучения человечество и прочие ненужные помехи, и заселить планету так, как им понравится. Но они перемудрили с опасным оружием и в итоге уничтожили сами себя. Никого не осталось. Однако построенные ими страшные сооружения, несущие смерть и разрушения, по-прежнему работают в автономном режиме. В итоге трое землян гибнут на Венере, не успевая добраться до "Космократора", которого зловредные механизмы венерианцев буквально "выстреливают" в пространство (этакий космический пендель).

Постер американского варианта: "Первый корабль на Венере! Впервые! Фантастично! Незабываемо!"
Постер американского варианта: "Первый корабль на Венере! Впервые! Фантастично! Незабываемо!"

Техника и спецэффекты

С технической точки зрения в фильме, конечно, куча неправдоподобных условностей и ляпов, очевидных даже гуманитарию.

Чего стоит хотя бы эпизод повреждения метеоритным роем... выхлопной трубы космолета (вы не забыли, что он - на ядерном топливе? С выхлопной трубой, ага?).

Гравитация с необыкновенной легкостью то включается, то отключается - и внутри "Космократора", и на Венере (там с нею балуются опасные венерианские машины).

Космонавты, похоже, никогда не спят (каюты или койки не показаны), всю дорогу питаются жидкой пищей из жестянок и, очевидно, туалетом не пользуются.

Но многие спецэффекты сняты хорошо и красиво.

Взлет корабля "Космократор". Скриншот.
Взлет корабля "Космократор". Скриншот.

Венерианские ужасы показаны вполне впечатляюще. И "стеклянный лес", и загадочный "шар", и "башни", и тёмная "лава".

Как водится, в фильме есть забавный робот-помощник - Омега. Это и разведчик, и советчик, и собеседник, и партнер по игре в шахматы. Типа "умной колонки", только похож на маленький танчик. Однако голос у него жутко противный, а дикция неразборчивая. Это странно: при подразумеваемом в фильме уровне техники могли бы вставить роботу более внятный синтезатор речи.

Коллаж не мой. Омега - справа.
Коллаж не мой. Омега - справа.

Звуковое сопровождение на высоте. В фильме нет задушевных песен, как в советской "Планете бурь", но есть электронные звучания, новаторские для конца 1950-х, когда электронная музыка в академической сфере только-только начала складываться в самостоятельное направление. Впрочем, Польша в этом отношении всегда была либеральнее и прогрессивнее, чем СССР.

Кстати, не совсем понятно, когда именно происходят события. Прямо в 1959 году? Но тогда еще никто не строил космических кораблей, способных совершить межпланетный перелет. Зритель бы не поверил. В будущем? А в сколь далеком будущем? Один из ключей - воспоминания Сумико о Хиросиме. Очевидно, она пережила тот ужас, будучи ребенком. Последствия сказались на ее здоровье: она не может иметь детей, в чем честно признается своему поклоннику. При этом Сумико - молодая красивая женщина лет 30. Если в 1945 она была совсем маленькой девочкой, то к моменту событий, показанных в фильме, прошло лет 20-25?.. Значит, это 1960-е?.. Или позже? Это остается неясным.

Самое главное: идейный смысл

Фильм может показаться наивным и даже скучноватым, хотя сейчас такое "ламповое" ретро греет душу больше, чем самый крутой боевик с монстрами.

Но в нем есть достоинства, которых у него не отнять. Без трескучих пафосных фраз и слишком навязчивой морали зрителю внушаются прописные истины, освоенные на опыте недавно пережитой войны (и в 21 веке прочно забытые):

  • Освоение космоса - задача всего человечества. Если у кого-то есть передовые технологии (звездолет "Космократор", грех не поделиться ими с собратьями по планете).
  • В космосе нет национальных границ. Команда "Космократора" представляет в миниатюре почти все земные континенты (кроме Австралии) и самые крупные культуры. Русский, американец, немец, поляк, китаец, индиец, японка, африканец. Сильно увеличивать количество персонажей не имело смысла, но концепция ясна. Профессионалам высокого уровня делить нечего, все в одной космической лодке, и тут действует правило "один за всех и все за одного". Лишь в силу трагического форс-мажора трое космонавтов остаются на Венере, чтобы там погибнуть; но их до последнего момента пытаются спасти.
  • Войны кончаются, люди остаются, и им приходится выстраивать отношения на новом уровне. Японка, пережившая Хиросиму, не питает ненависти к американцу, русский дружит с немцем, и так далее. У них общие цели и задачи, они работают ради интересов всего человечества.
  • Гипотетические венерианцы погибли, заигравшись в манию величия и создав оружие, с которым сами же не справились. Земляне (в фильме) извлекли из этого урок. Жуткое зрелище "безмолвной планеты" - наглядная демонстрация того, что может случиться с Землей, если она не сменит конфликтную парадигму развития на мирную.

И с этой точки зрения фильм нисколько не устарел. Только кто же его сейчас будет смотреть, кроме любителей ретро-фантастики.

Персонажи фильма. Тут все живые и здоровые.
Персонажи фильма. Тут все живые и здоровые.

--

Замечено: стоит мне написать рецензию на какой-нибудь фильм, тут же сбегутся неадекватные кинозрители, анонимные или с условными именами (типа "Ваня Икс") - и если моя точка зрения хоть в чем-то отличается от их собственной, начинают хулиганить и оскорблять автора блога.

НЕ НАДО ТАК ДЕЛАТЬ. ИНАЧЕ - БАН.

Спорить и излагать свои мысли - можно, только корректно и вежливо. Грубить и переходить на личности - нельзя.

Ребята, давайте жить дружно, как экипаж "Космократора".

Миру - мир.