«Евгений Онегин» - культовый роман классика русской литературы А.С. Пушкина. По роману снимаются фильмы, ставятся спектакли, а девочки и мальчики по всей России учат всемирно известные письма главных героев. Оценивая масштаб романа, невольно задумываешься: могут ли театры, спустя почти 200 лет, сохранить и интересно преподнести произведение, учитывая мельчайшие детали русской жизни, трепетно собранные Пушкиным?
В Санкт-Петербурге оперу П. И. Чайковского по роману А. С. Пушкина ставят Михайловский и Мариинский театры - туда и отправимся.
Опера «Евгений Онегин» Мариинского театра, поставленная Юрием Темиркановым на музыку Петра Чайковского и либретто К. Шиловского, представляет собой совокупность аккуратно и точно подобранных компонентов. Режиссёру удалось передать абсолютную атмосферу присутствия, будто зритель является героем романа. Стоит отметить интересное решение сценографов объединить основное место действий (сад и гостиную Лариных, а после - дом Гремина) с комнатой главной героини: этот ход подчёркивает нелюдимость, задумчивость и отстранённость от всех Татьяны.
Певцы не только потрясающе исполнили свои партии (отдельная хвала Алексею Маркову и Дмитрию Воропаеву, исполнившим партию Онегина и Ленского - «враги!»), но и передали главные черты героев. Из всех героев особенно выразительными мне показались Татьяна и Ленский. Нельзя не отметить краткое, но эффектное появление месье Трике: его комичное исполнение поздравительного куплета для Татьяны было необходимо, чтобы на контрасте дальнейшие события выглядели наиболее ярко.
Постановку следует смотреть людям, умеющим слушать оперу и желающим погрузиться в роман с головой.
Странная, местами даже пугающая постановка Андрия Жолдака «Евгений Онегин» в Михайловском театре оставляет впечатление, будто это вовсе другое произведение. Режиссёр отобразил на сцене с прекрасными декорациями не только всем известную оперу по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», но и собственные ощущения и эмоции и от романа, и от оперы.
Сперва на сцене появляется девочка и передаёт Татьяне чёрные бусы, в которых Татьяна проводит большую часть спектакля. Что такое чёрные бусы? Мне кажется, они символизируют кротость и грусть, свойственные Татьяне с детства.
Далее гостиная Лариных постепенно наполняется новыми персонажами и на сцене появляется карлик: в первом отделении его лицо гладко, ко втором у него длинная чёрная борода, в третьем борода меняется. Что это могло бы значить? Однозначной версии у меня нет, но карлик может символизировать быстрое время.
И подобные вопросы «Что это вообще такое?», «Что это значит?», «Почему это вообще на сцене?» возникнут у любого зрителя спектакля. Каждый эпизод нужно разбирать относительно не только сюжета, но и философских проблем, заложенных Пушкиным, - в этом и заключается главная «изюминка» постановки. Спектакль Жолдака стоит смотреть только готовому зрителю. Готовому к тому, чтобы принять происходящее на сцене.
Сравнивать постановки Михайловского и Мариинского театров довольно трудно. Да и по каким параметрам можно сравнивать классику и авангард? Отмечу, что музыка как в Мариинском, так и в Михайловском, была прекрасно исполнена. Сценографы сумели воплотить задумки режиссёров, декораторы детально проработали костюмы певцов и героев как первого, так и второго планов.
Различий, к счастью, больше. Несмотря на упомянутую мной убедительную игру Татьяны в постановке Темирканова, сцена письма показалась мне более эффектной и интересной у Жолдака. Постановка Темирканова отличается точностью и вниманием к мельчайшим эпизодам сюжета, будто сам Пушкин писал сценарий и руководил процессом постановки; Жолдак решает сюжетный вопрос также схоже с оригиналом, но добавляя собственные метафоры и фантазии. В целом спектакли кардинально отличаются друг от друга: любители классической истории недопонимания и недосказанности чувств предпочтут оперу в Мариинском театре, а постановка Михайловского театра придётся по душе зрителям, заинтересованным в альтернативном восприятии романа.
Подводя итог, стоит сказать, что для полного восприятия романа и оперы «Евгений Онегин» необходимо посмотреть обе постановки, чтобы увидеть, как по-разному можно отобразить на сцене одно и то же произведение.
Остапенко Алиса, 9а класс, 2018