Знаменитая скульптура «Поцелуй» Огюста Родена (1840–1917) стала поистине неординарной и по-настоящему провокационной для своего времени. Сейчас глядя на неё современный зритель недоумевает — ну и что в ней такого вызывающего, просто целуются обнажённые мужчина и женщина — всё скромно и в рамках приличия. Да и к наготе в скульптурах зрители уже привыкли, первые работы подобного плана появились ещё в Древней Греции и с тех пор скульпторы на все лады и с разным успехом пытались повторить шедевры прошлого.
Постараемся разобраться, почему эта скульптура всё же уникальная и по-настоящему новаторская.
Главные герои скульптуры — Франческа и Паоло, жившие в средневековой Италии. Их родители решили заключить обычный в то время брак по-расчёту и выдали юную Франческу за хромого и некрасивого Джованни Малатеста. А чтобы Франческа не сопротивлялась слишком рьяно её ввели в заблуждение — вместо Джованни девушке представили его младшего брата Паоло — молодого красавчика. Разумеется, Франческа с радостью согласилась и подписала брачный договор.
Свадьбу сыграли весело, но все гости по настоятельной просьбе отца девушки держали язык за зубами, что реальный жених — совсем другой человек. После свадьбы наступило время брачной ночи, и Франческа обнаружила в спальне вместо Паоло какого-то совершенно незнакомого ей мужчину, который стал её заверять, что именно он и является её мужем. В общем, чувства девушки понять можно.
А ещё она успела влюбиться в обходительного красавца Паоло, который тоже был неравнодушен к Франческе и частенько приезжал «по делам» к своему брату, навестить девушку. Однажды они читали рыцарский роман о Ланселоте и так впечатлились любовной сценой, описанной там, что решили поцеловаться, поскольку сдерживать свои чувства не было никакой возможности. На их беду, в это время в комнату вошёл Джованни и, поддавшись ревности, заколол обоих шпагой.
Разумеется, это литературный вариант, придуманный Данте Алигьери, автором той самой знаменитой «Божественной комедии». На самом деле Джованни уже давно подозревал, что дело неладное и караулил за дверью, дожидаясь удобного момента. Поначалу Джованни не хотел убивать Франческу, но она заслонила собой своего настоящего возлюбленного, и разъярённый муж просто не смог совладать со своими эмоциями.
А самое удивительно, что в «Божественной комедии» Данте души Паоло и Франчески оказались в аду, поскольку они посмели изменить Джованни, пусть это и был всего лишь единственный поцелуй. Действительно, понятие о морали в то время было очень своеобразным.
Этот сюжет стал очень популярным в искусстве, имеется немало замечательных картин, часть из которых представлена в статье, но всё же скульптура Родена отличается от прочих творений на эту тему. Дело в том, что на ней влюблённые обнажены, тогда как на всех картинах они одеты. И эта скульптура не про конкретных персонажей, а про их чувства, которые Роден попытался передать максимально выразительно.
Он пошёл по пути импрессионистов, любивших изображать момент здесь и сейчас, выделять главное на картинах, в ущерб какими-либо незначительным деталям. Просто импрессионисты писали свои картины очень быстро, широкими размашистыми мазками, у них не было времени на «академическую шлифовку», чтобы всё было безупречно. Но именно в этой небрежности, широких мазках, предельному вниманию к свету своя особенная прелесть.
Родена вполне можно назвать скульптором-импрессионистом, «Поцелуй» создан при помощи пунктировальной машины, Роден нарочно не стал убирать круглые пятна от машины и шлифовать скульптуру, по его задумке никто не будет их рассматривать, поскольку сосредоточится на самом страстном и таком роковом поцелуе влюблённых.
Как показало время, такой подход оказался верным и «Поцелуй» заслуженно признан настоящим шедевром в скульптуре.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.