Завтра великий день, и мне бы хотелось поговорить о педагогах войны. Конечно, я не могу рассказать обо всех, поэтому я ограничусь близкой мне темой — я расскажу о директоре нашего училища Павле Петровиче Хожа́телеве (1895-1987) .
Вот скупая выписка из Википедии:
«С 1 сентября 1941 года художественное училище закрывают на период войны, но благодаря директору П.П. Хожателеву, в октябре 1942 уже снова объявляется набор учащихся».
Что же скрыто за этой фразой?
С 1937 года больше двадцати лет П.П. Хожателев являлся директором Свердловского художественного училища. Особенно ярко его организаторские способности раскрылись в годы Великой Отечественной войны.
Оставленный с минимальным штатом для консервации имущества училища, Павел Петрович в первую очередь попытался собрать остатки некогда богатой библиотеки Екатеринбургской художественно-промышленной школы, вернее, то, что сохранилось от нее в период гражданской войны.
Дело в том, что при реорганизации библиотека осталась в строительном техникуме, а после его закрытия в сорок первом была сдана в учебный центр трамвайного парка г.Свердловска (попросту свалена в неотапливаемом помещении). Хожателев, получив разрешение взять библиотеку, мобилизовал весь наличный состав работников и на санках по зимней дороге перевез книги в филармонию, где хранилось имущество училища. И то, что в настоящее время в библиотеке училища можно посмотреть великолепные альбомы по декоративно-прикладному, народному искусству, альбомы Лувра и других музеев мира — во всем этом бесспорная заслуга П.П. Хожателева.
Директор училища не только бережно собирал и сохранял вверенное ему имущество училища, но и нашел для себя и своих коллег новую форму деятельности. На общественных началах Павел Петрович начал преподавать основы графической грамоты — рисунок, черчение и фотодело — в военных госпиталях. Речь шла не о подготовке художников-профессионалов, а о помощи людям, оказавшимся в трудном положении после тяжелых ранений. Немало бывших солдат благодаря несложным упражнениям обретали уверенность в своих силах, восстанавливали координацию движений и начинали бороться за возвращение в жизнь, а некоторые из них приобретали и специальности чертежника, копировщика, шрифтиста. Работа П.П. Хожателева в госпиталях приобрела большой общественный резонанс, о чем свидетельствуют многочисленные благодарственные письма и официальные документы.
Так, благодаря усилиям директора возникла возможность, помимо работы в госпиталях, открыть художественную студию, что, в конечном счёте, привело к восстановлению работы училища..
Работа студии строилась таким образом, чтобы максимально приблизить ее к работе среднего учебного заведения, и как только создадутся подходящие условия, развернуть занятия по программе училища. Такая возможность вскоре представилась.
В училище был объявлен набор, и уже 2 октября 1942 года на первый
курс было зачислено 48 человек, на второй – 22. С этого времени Свердловское художественное училище функционировало ритмично, учащиеся по-прежнему получали хорошую профессиональную подготовку. Формирование курсов, особенно старших, в военные годы проходило по скользящему графику: одни, оставляя учебу, уходили на фронт, другие возвращались из госпиталей, их принимали без всяких ограничений.
Поступали не только фронтовики, но и молодые талантливые юноши. Из студентов, поступивших в сорок третьем году, хорошо известны имена народного художника России И.И. Симонова, заслуженного художника В.М. Воловича, заслуженного деятеля искусств Ю.И. Истратова, из группы, принятой в сорок четвертом, народного художника России А.И. Зыкова, заслуженного деятеля искусств, профессора института им. И.Е. Репина М.М. Девятова, заслуженного художника России Г.В. Перебатова, живописцев А.А. Заусаева, В.И. Зырянова, последний проработал в училище свыше тридцати лет.
Однако реорганизация требовала значительных финансовых вложений, что в условиях военного времени оказалось практически невыполнимым, поэтому в училище функционировало одно живописно-педагогическое отделение, которое прочно утвердилось и стало ведущим на многие годы.
Интересы Хожателева сосредотачивались не только на работе художественного училища, они распространялись гораздо шире, на друге области культуры.
В годы войны Павел Петрович не остался безучастным к судьбе сокровищ Эрмитажа. В приказе Комитета по делам искусств при СНК СССР N 124 от 6 марта 1946 года большой группе людей была объявлена благодарность «за успешную работу по сохранению и ревакуации художественных ценностей, а также восстановление государственного Эрмитажа», среди них и имя директора Свердловского художественного училища П.П. Хожателева.
Больше того, Павел Петрович воспользовавшись пребыванием в Свердловске сотрудников Эрмитажа, пригласил К.Ф. Асиевич и И.И. Левину как высококвалифицированных работников Эрмитажа с большим стажем преподавать историю искусств в училище.
Беспредельная любовь Павла Петровича к искусству выражалась постоянно в большом и малом: вел ли он разговор в аудитории, в частных беседах, при обсуждении ли характеристики учащегося — для него главным критерием оценки человека было отношение к искусству.
PS.: материал основан на статье С.П. Яркова — ученике Павла Петровича и преподавателе СХУ им. Шадра.