Страшное слово – война, и прекрасное слово – Победа. Каждая история для нас дорога и памятна. Мы хотим, чтобы вы знали сколько прекрасных людей продолжают жить в разных уголках нашей страны.
Это участники Великой Отечественной Войны и труженики тыла, вышедшие на пенсию из филиалов «Микрогена». Они выстояли, не сломались и не сдались. Они не видели богатой и сытой жизни и умели довольствоваться малым, но они были счастливы, когда 9 мая узнали о Великой Победе. Так тяжело осознавать, что с каждым годом их становится все меньше. Низкий поклон Вам, дорогие ветераны и добрая память всем героям, кто не дожил до этого светлого дня.
С Днем Победы!
Флурия Хаулловна Закирова
Я родилась 11 января 1941 года в Ленинграде. Когда Советская армия прорвала кольцо блокады, мне было около трех лет. Мама рассказывала, как однажды мы всей семьей бежали в бомбоубежище. В этот момент я потеряла башмачок и игрушку старую деревянную утку. Я стала вырываться из рук и просить, чтобы нашли ее. Вспоминаю о том, как близкие старались лишний кусок хлеба отдать мне малышке, а старшие сестры сидели рядом и ждали, когда упадет крошка и по очереди ее подбирали. В подсознании навсегда отложилось бережное отношение к еде. Еда и сегодня имеет для меня значимую ценность.
На Омское предприятие по производству бактерийных препаратов я пришла в 1960 году на должность препаратора в гамма-глобулиновую лабораторию. С 1961 года работала лаборантом технологического отделения гамма-глобулиновой лаборатории.
Затем с 1983 года работала аппаратчиком производства бактерийных препаратов цеха иммуноглобулинов и препаратов кровезаменителей. Уволилась в 2001 году в связи выходом на пенсию.
Воспоминания о блокаде Ленинграда Флурии Халиулловны очень скудны, так как она страдает частичной потерей памяти.
Награды: медаль «Ветеран труда», Знак «Житель блокадного Ленинграда», медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «65-лет полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады», медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «70 лет полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады», медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Антонина Степановна Трофимова
Редкий московский особняк в районе Арбата, который не превратился в штаб-квартиру какой-нибудь госорганизации или посольство маленькой африканской страны. Что поражает больше всего, впрочем, — эта дуальность чувствуется во многих местах из моего маршрута, это абсурдное сочетание старого и новой силы, которая хотела его разрушить. Представьте себе: памятник модерна с витой лестницей, витражами и старообрядческой часовней — и вот под этими сводами сидит пролетарский писатель, морщится, страдает от внутренней классовой борьбы, но дописывает «Жизнь Клима Самгина». Мой внутренний диссонанс только усиливают угрюмые смотрительницы, понятно, что женщины тяжелой судьбы — они же не пускают меня на второй этаж и запрещают фотографировать. Возможно, оно к лучшему, и хотя бы в этот раз я отключаю свое клиповое сознание и наслаждаюсь тем, что вижу.
Я родилась 16 октября 1932 года в Горьковском районе Омской области.
Когда началась война, мне было 8 лет. Летом работала вместе со взрослыми в колхозе «Память Ленина»: пололи поля от сорняков, помогала старшим во время сеноуборки, зимой пилили дрова для школы.
С 1972 года я работала лаборантом экспедиции Омского предприятия по производству бактерийных препаратов. В 1982 году стала заведующей складом готовой продукции. Уволилась в 1987 году в связи с выходом на пенсию.
Награды: медаль «Ветеран труда», медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. », медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Валентина Ивановна Сгибнева
Я родилась 9 января 1930 года в деревне Заварзино, Томского района, колхоза «Рассвет». Наша семья была из четырех человек: мама, папа и мы с братиком.
В деревне не было ни медицинского пункта, ни электричества, ни радио. Колхозники жили бедно. Были времена, что и спичек купить денег не было. Работали без выходных, без отпусков, без зарплаты.
Школа в деревне была только начальная. Я окончила начальную школу, ходила пешком 4,5 километра в любую погоду в Корниловскую семилетнюю школу.
Война началась в 1941, все мужчины ушли на фронт. Женщины и дети выполняли всю работу: косили сено, выращивали овощи, убирали картофель, ухаживали за животными, курами, яйцо отправляли в госпиталь. Я лично ухаживала за курами, а иногда приходилось пасти телят, жать рожь, молотить зерновые, веять от сора.
Зимой учились, всю работу по дому выполняли дети: носили воду, чистили снег, кормили свой скот, топили печку, готовили еду. Дети войны умели делать все.
После Победы в Великой отечественной войне, отец вернулся с ранениями и больной. Прожил до 1962 года.
В 1948 году я была награждена медалью «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой отечественной Войны 1941-1945 гг.»
В 1951 году я закончила фельдшерско-акушерскую школу «Энтомологическое отделение» и была направлена на работу в северный Александровский район, где проработала по борьбе с малярией, энцефалитом и гельминтами при санэпидемстанции 5 лет. Летом работа с комарами, которые переносили малярию, с энцефалитным клещем, ставили прививки от энцефалита, а зимой ездили по поселкам - выводили у людей гельминтов. Ездила я бригадой из двух человек.
В свободное время, принимала участие в художественной самодеятельности, в агитации населения.
В Томск вернулась в 1956 году, так как заболела мама. Недолго работала в поликлинике №1, в гельминтологическом кабинете.
ТОМНИИВС находился по соседству с моей поликлиникой, и позже, я перешла туда, в сывороточный цех, в лабораторию, которая называлась ЛТОС. Она находилась за городом, рядом с моей родной деревней Заварзино. Заведовала лабораторией тогда Гречищева М.Н., у которой я многому научилась. Когда цех начал осваивать ботулин, меня перевели в другую лабораторию по освоению ботулина. Затем я осваивала брюшно-тифозную вакцину с секстанатоксином под руководством главного врача Ермакова Г.Ф.
В 1964 г, у меня родился сыночек, но жизнь семейная не сложилась, сына я вырастила одна.
В годы работы в «Вирионе» мы с коллективом выезжали помогать в колхозы, совхозы, косить сено, убирать урожай овощей. Зимой ходили на лыжах. Летом коллективно выезжали отдыхать, собирать ягоду, малину. Также занималась агитационной работой, особенно перед выборами. Активно принимала участие в конкурсах лаборантов, получала подарки. Нередко была и на доске почета.
Закончила я свою трудовую деятельность в 1987году, но скучать не стала.
В моей родной деревеньке Заварзино, стоит старенький домик, который старше меня, огород. Там я решила заняться сельским хозяйством: купила козочку, цыплят, кроликов, на огороде выращивала ягоду, овощи. Было все свое: молоко, сметана, творог, яйца, мясо диетическое. Конечно, осваивать это хозяйство было трудно, но интересно, конечно, помогал сыночек.
В настоящее время я живу одна, обслуживаю себя сама, веду активный образ жизни: закупаю продукты, медикаменты, много хожу пешком. Живу я рядом с «Вирионом», квартиру я тоже получила благодаря предприятию, сывороточному цеху, директору Синельникову Г. Е.
Очень благодарна я в настоящее время Вириону: местному комитету, Шумейко Константину Семеновичу, обществу ветеранов за их заботу, за внимание, за организацию праздников в честь Победы 9 мая, в День пожилого поколения 1 октября. Большое спасибо за подарки, за праздничные столы-чаепития. Всем желаю очень хорошего здоровья, счастья и успеха.
Награды: медаль «За доблестный труд в период Великой Отечественной Войне 1941-1945», медаль «Ветеран труда», шесть Юбилейных медалей «Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.
Бактериофаги – «участники» Сталинградской битвы
Именно в годы войны в условиях тотальной нехватки антибактериальных препаратов (на начало войны в СССР еще не было своего пенициллина) было принято решение о налаживании массового производства бактериофагов для лечения инфекций у бойцов Красной армии. Особое внимание было направлено на наработку фагов, уничтожающих бактерии, вызывающие кишечные инфекции (холеру, брюшной тиф, дизентерию, сальмонеллез), что было связано с неизбежной в полевых условиях антисанитарией. Чуть позже в госпиталях стали применять и бактериофаги против раневых инфекций, так хорошо зарекомендовавшие себя во время русско-финской войны. Применение этих препаратов позволяло сократить до недели пребывание раненого солдата в полевом госпитале. Всего же за годы войны предприятия, созданные на базе советских бактериологических институтов, изготовили для фронта более 200 тыс. литров «раневых» бактериофагов.
Читайте также о лечебных бактериофагах, применявшихся в Великую Отечественную войну.