Яков Модестович Гаккель — 150 лет со дня рождения выдающегося изобретателя

157 прочитали

Яков Модестович Гаккель — талантливый человек, известный советский инженер и изобретатель. Он оказал существенное влияние на развитие отечественного тепловозостроения. В 2024 году состоялась памятная дата — 150 лет со дня рождения Якова Гаккеля.

Из фондов Музея железных дорог России. ЩЭЛ и группа с Я. М. Гаккелем.
Из фондов Музея железных дорог России. ЩЭЛ и группа с Я. М. Гаккелем.

Яков Модестович Гаккель родился в Иркутске 30 апреля (12 мая) 1874 года в семье военного инженера генерал-майора Модеста Васильевича Гаккеля (1839-1909). Детство провел во Владивостоке. Вскоре семья переехала в Кронштадт. Когда Гаккель учился в IV классе 1-го Санкт-Петербургского реального училища, отец подарил ему гальваническую лабораторию. Вскоре Гаккель самостоятельно собрал электрическую лампу накаливания и всерьез увлекся электротехникой.

Яков Модестович Гаккель (1874-1945)
Яков Модестович Гаккель (1874-1945)

По окончании реального училища, Гаккель поступил в Электротехнический институт императора Александра III. В Перми и далее в Златоусте Гаккель работал на телеграфе. Затем руководил постройкой, а затем эксплуатацией мощной гидроэлектростанции на р. Бодайбо.

После успешной защиты дипломного проекта «Трамвай на трехфазном токе» в Электротехническом институте Гаккель осенью 1903 года вернулся в Санкт-Петербург, где получил место инженера в Технической конторе акционерного общества Вестингауз. Здесь с 1906 года велась усиленная работа по проектированию Петербургского трамвая. За свою работу Гаккель получил значительную премию, но вскоре оставил трамвайное дело и увлекся авиацией.

Он разработал первый в мире самолет-амфибию Гаккель-V, представил первый в мире подкосный моноплан Гаккель-IХ. На биплане Гаккель-VIII был совершен первый междугородний перелет Петербург – Гатчина. Но последующий за этим ряд неудач вынудил Гаккеля прекратить активные занятия авиацией. Всего до 1924 года было создано около 15 проектов самолетов различных конструкций.

В 1913 году Гаккель получил место управляющего постройкой нового кабельного завода. В 1914 году он перешёл на завод аккумуляторов «Рекс», где в короткий срок было выпущено несколько мощных аккумуляторных батарей для подводных лодок.

После закрытия завода Гаккель стал заведующим Киево-Святошинской железной дороги. С 1921 г. занимался преподавательской деятельностью, получил звание профессора по кафедре электрической тяги. Преподавал в Электротехническом институте в Петрограде, а позднее в Московском теплотехническом институте.

Яков Модестович Гаккель — талантливый человек, известный советский инженер и изобретатель. Он оказал существенное влияние на развитие отечественного тепловозостроения.-3

В 1921 году Гаккель приступил к разработке мощного тепловоза

Первоначальный проект был забракован НКПС, однако затем доработанная идея была поддержана известным инженером Генрихом Осиповичем Графтио и профессором Борисом Михайловичем Ошурковым, а затем и председателем Госплана Глебом Максимилиановичем Кржижановским.

К январю 1922 года эскизный проект первого в мире 1000-сильного тепловоза уже был готов. Было учреждено Бюро постройки тепловоза системы Гаккеля, а также Технический совет под председательством известного конструктора паровозов Николая Леонидовича Щукина. К составлению рабочих чертежей были привлечены группы инженеров заводов «Красный Путиловец», «Балтвод» (Балтийский завод) и «Электросила». На Балтийском заводе отремонтировали дизель от подводной лодки «Лебедь». Там же его и кузов установили на ходовую часть, спроектированную и построенную на заводе «Красный Путиловец». Завод «Электрик» изготовил тяговые электродвигатели, а завод «Вольта» поставил генераторы, предназначавшиеся ранее для подводной лодки «Язь».

Заводская табличка с тепловоза Гаккеля ЩЭЛ1, 1924 г.
Заводская табличка с тепловоза Гаккеля ЩЭЛ1, 1924 г.

Работа шла достаточно быстро — с момента ассигнования денег на постройку в июне 1922 г., до первого выхода тепловоза на пути Балтийского завода 5 августа 1924 г. потребовалось лишь два года и 2 месяца, включая составление всех рабочих чертежей.

Выпуск тепловоза на магистральные пути был задержан наводнением Ленинграда 23 сентября 1924 г., когда вполне готовый, опробованный тепловоз был залит водой до рамы кузова, вследствие чего изоляция всех его тяговых моторов была промочена. Кроме того из-за задержки тепловоз не смог принять участие в международном конкурсе. После просушки тепловоз был доставлен на Октябрьский (ныне Московский) вокзал Ленинграда и первые пробные поездки Ленинград-Обухово и обратно состоялись 7 ноября и были приурочены к годовщине Революции. После обкаточных поездок под Ленинградом тепловоз ГЭ № 001 (позднее получил наименование Щ-ЭЛ-1, также в разное время были обозначения ЯГ-1; ЮЭ № 002) вышел по маршруту Череповец-Вологда-Москва. Тепловоз с 1000-тонным поездом вышел из Ленинграда 5 января 1925 г. и прибыл в Москву 16 января.

В результате опытной эксплуатации тепловоза ЩЭЛ 1 на тепловозе были выявлены крупные недостатки как конструктивного, так и производственного характера. В декабре 1927 г. по решению тепловозной комиссии НКПС был снят с поездной работы. К этому времени он сделал пробег от начала постройки около 60 000 км. В дальнейшем вопрос о работе локомотива поднимался в 1940 году, предлагались варианты его использования и доработки, однако начало Великой Отечественной войны не позволило осуществить эти планы. В 1941 году тепловоз был доставлен на Экспериментальное кольцо ВНИИЖТ и более не эксплуатировался. В 1972 году тепловоз был установлен на постаменте в депо Ховрино Октябрьской железной дороги, а в 1997 году передан в железнодорожный музей Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге; с 2017 года он экспонируется в Музее железных дорог России.

С 1936 года Гаккель преподавал в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Во время Великой Отечественной войны он остался в Ленинграде, где работал над проектом танка-вездехода и разработал проект передвижной электростанции мощностью в 500 Вт на железнодорожном ходу, которая успешно применялась для восстановления электроснабжения после вражеских бомбежек. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За оборону Ленинграда». В 1945 году он получил звание генерал-директора тяги 3 ранга и был награжден знаком «Почетному железнодорожнику». В последние годы работал деканом паровозного, затем механического факультета ЛИИЖТа.

Умер Яков Модестович Гаккель 12 декабря 1945 г. в Ленинграде от последствий голода и лишений блокады. Похоронен он на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге. Его сын и дочь Яков и Екатерина также стали учеными. Яков Яковлевич (1901-1965) был выдающимся океанографом, участником знаменитой экспедиции на ледоколе «Челюскин». Екатерина Яковлевна (1903-1984) пошла по стопам отца и занималась локомотивами, стала одной из первых женщин-профессоров технической кафедры локомотивов и локомотивного хозяйства. Она являлась автором множества трудов по локомотивному хозяйству. Внук — известный рок-музыкант Всеволод Яковлевич Гаккель (р. 1953). В честь Гаккеля названа Гаккелевская улица в Санкт-Петербурге. Его имя увековечено и на памятной табличке на здании Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.

В 2023 году была завершена реставрация надгробных памятников знаменитой семьи. Руководителем и меценатом проекта выступил заместитель Генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «Российские железные дороги» Олег Валинский (ныне – ректор Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I). Координатором проекта стал Музей железных дорог России.

Яков Модестович Гаккель — талантливый человек, известный советский инженер и изобретатель. Он оказал существенное влияние на развитие отечественного тепловозостроения.-6

Приглашаем вас в Музей железных дорог России на планшетную выставку, посвященную 150-летию со дня рождения Гаккеля, которая пройдет с мая по август 2024 года.

Щ-ЭЛ-1 в Музее железных дорог России.
Щ-ЭЛ-1 в Музее железных дорог России.