КРОВЬ
Делателю молитвы необходимо узнать и увидеть действие страстей и духов на кровь его. Не без причины говорит Священное Писание, что не только плоть, но и кровь Царствия Божия наследити не могут.
До явления действий Духа в сердце, утонченное действие крови остается или вовсе непонятным, или малопонятным, и, даже, может быть признано за действие благодати, если не будет принята надлежащая осторожность.
Действие крови на душу вполне очевидно при действии страсти гнева и помыслов гнева на кровь, особливо в людях склонных к гневу.
Разнообразные воспаления крови от действия различных помыслов и мечтаний демонских составляет то пламенное оружие, которое дано при нашем падении падшему херувиму, которым он вращает внутри нас, возбраняя нам вход в таинственный Божий рай духовных помышлений и ощущений.
Кровь разгорячают и приводят в движение тщеславные помыслы, а тщеславие, обратно, растит и размножает обольстительные мечты и напыщенное мнение о себе, именуемое Апостолом дмением плотского ума.
На поле битвы человек часто бывает героем от кипения в нем крови; в переворотах жизни можно быть героем только от величия души.
Если ж будешь угождать чреву и излишне питать себя: то низвергнешься в пропасть блудной скверны, в огнь гнева и ярости, одебелишь и омрачишь ум, приведешь кровь свою в разгорячение.
Обильное нашествие помыслов и мечтательность всегда сопутствуются приведением крови в усиленное движение, неестественное.
Трезвение непременно требует физического спокойствия крови, доставляемого первоначально благоразумным воздержанием. Кровь приводится в весьма разнообразное движение страстями.
Многие принимают греховное движение крови в себе за действие добра, и последуют своему ошибочному влечению, как бы влечению, внушенному святой, богоугодной истиною.
Ревность плотского мудрования всегда сопряжена с разгорячением крови.
...........................
КРОТОСТЬ
Навык к исполнению евангельских заповедей соделывает кротость и смирение свойствами души. Тогда Божественная благодать вводит в душу духовную кротость и смирение.
Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое блаженство: оно называется: кротость.
Будучи землею, я вместе с тем и лишен владения этою землею: похищают ее у меня различные страсти, в особенности лютый гнев; я лишен всей власти над собою. Кротость возвращает мне эту власть.
Что такое – кротость? Кротость – смиренная преданность Богу, соединенная с верою, осененная Божественною благодатию.
Враг старается поколебать самое основание молитвенного подвига – незлобие и кротость.
..............................
ЛЖЕУЧЕНИЯ
Храни ум и сердце от учения лжи. Не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями; не читай книг о христианстве, написанных лжеучителями.
Всякому, не принадлежащему Восточной Церкви, единой святой, писавшему о Христе, о христианской вере и нравственности, принадлежит имя лжеучителя.
Лжеучение не останавливается ни пред каким вымыслом, ни пред каким обманом, чтобы басням своим дать вид истины, и тем удобнее отравить ими душу. I, 118. Признаки учения лжи: темнота, неопределительность, мнение и следующее за ним, рождаемое им мечтательное, кровяное и нервное наслаждение. Оно доставляется тонким действием тщеславия и сладострастия.
Великое бедствие – уклониться от догматического и нравственного учения Церкви, от учения Святого Духа, каким-либо умствованием! Это – возношение, взимающееся на разум Божий. Должно низлагать и пленять такой разум в послушание Христово.
[Из мнения] возникли пагубные ереси, расколы, безбожие, богохульство.
Неутвердившие и невозрастившие веру от слуха делами веры, удобно обольщаются учением лжи, лицемерно принимающей вид истины.
Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме. Грех этот, будучи принят умом, сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше, имеющее способность принимать освящение от общения с Божественной благодатью и способность оскверняться и заражаться общением с падшими духами.
Искреннее и решительное предание ереси анафеме есть врачество, окончательно и вполне освобождающее душу от ереси.
Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий, она – дщерь диавола, его изобретение – нечестие, близкое к идолопоклонству.
Народ, и в частности – душа человеческая, неприступны для безбожного рационализма и его последствий, доколе они ограждены святой верою.
...................................
Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-ignatija-episkopa-kavkazskogo-i-chernomorskogo/75