Продолжение
Это случилось 10 лет назад, молодая женщина Вера Засулич вошла в кабинет градоначальника с большим саквояжем, когда всесильный генерал Трепов подошёл к ней, она выхватила пистолет и выстрелила ему в живот. По странному совпадению именно в этот день Анатолий Кони вступил в должность председателя суда. Через три месяца он будет решать судьбу Засулич.Тогда же будет решаться и его судьба. Вера была дворянка, учительница, в первый раз попав в тюрьму в 18 лет, сочувствуя революционерам, и просидела в одиночке 2 года без суда и следствия. В конце концов её выпустили, почему же она снова пошла в тюрьму? Засулич отказались обвинять 2 опытных и честных прокуроров, почему дело было передано в уголовный суд, хотя никто не сомневался, что преступление чисто политическое. Для Кони всё было ясно и просто: первым нарушил закон губернатор Трепов, когда приказал выпороть арестанта Боголюбова, хотя порка давно уже была отменена, но Трепову это было не указ и в ответ раздался выстрел Засулич. Кони выяснил, что Засулич и Боголюбов не были любовниками, они даже не знали друг друга и Трепов стал злодеем. Александр II встревожился: дело приобретало непредсказуемый поворот, министр приказал Кони обеспечить обвинительный приговор. Председатель был твёрд: решать будут присяжные, таков закон, который создал сам император. Тогда Пален обратился к Кони как к приятелю, на что Кони ответил:- Но даже с уважением к вам, специально ошибок я делать не буду-
Судебное разбирательство по делу Засулич складывалось трудно, обвинителя нашли с трудом, он боялся начальства и только блестящая речь адвоката сыграла свою роль, вердикт был - не виновна, и Кони подписал оправдательный приговор, зная, что это ему будет стоить карьеры. Император был взбешон, министр Пален был отправлен в отставку, заграница была потрясена: освободили убийцу. Кони называли то либералом, то настоящим законником, одни восхищались, другие требовали суда над председателем. И началась охота на царя. Террористы покушались на него 6 раз, а что же Кони: по закону судью нельзя было сменить. Террористы добились своего, суд его сына Александра III был жесток: 6 террористов на виселицу, либеральные реформы свернуть, а Кони был переведён в департамент гражданских дел подальше от террористов и политики.
Прошло 10 лет и царь поручил расследование катастрофы, в которой едва не погиб сам, этому опальному, ненавистному Кони. Кони сохранил независимость: на него нельзя давить, его нельзя запугать или подкупить, он единственный кто скажет правду, даже, если она не нравится царю, а правда была ужасающей: дорогу строили не честные на руку подрядчики, угол наклона рельсов строители не выдержали, вместо песка сыпали шлак, шпалы укладывали гнилые, об этих безобразиях докладывали министру путей сообщения, а он не обращал на это внимание. Эта алчность, халатность и безответственность и привела к трагедии. Доложили царю, тот успокоился: слава богу, и решил- суда не будет, как же судить собственных приближённых, с ними он разберётся сам, ну а Кони за усердие орден. Для него это была катастрофа, ведь закон или есть или его нет, реформа бессмысленна, работа бессмысленна, жизнь бессмысленна и Кони подаёт в отставку. О нём вспомнили через год. Император затевал самый грандиозный проект в своей жизни: строительство трансибирской магистрали и ему нужен был законник: твёрдый, неподкупный, опытный и Александр III вернул Анатолия Фёдоровича на его место, ну невозможно России ехать вперёд без Кони.