Найти в Дзене
Бублик про

Про борьбу с хамством и хорошие цитаты. Спасибо, Владимир Владимирович!(с)

У моей бабушки была настольная книга «Этика и эстетика поведения». Мы, конечно, бабушкины сентенции о культуре слушали примерно, не забывая украдкой показывать друг другу языки и фиги. В дворовом же воспитании мирно уживались и матерные песенки и анекдоты, и вовремя произнесенное кем-то «нельзя, Бог накажет», которое при всей нашей свободе и фантазии не дало нам натворить чего-то по-настоящему плохого. Так что вырасти нежными бабушкиными фиалками нам не светило, но дворовые заповеди не формой, так содержанием были примерно те же. Вроде гармоничная такая социализация.

И все равно у меня периодически возникают ситуации, в которых я сразу не сориентируюсь. Хамство, например. У Довлатова есть отличное определение хамства: «грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом – умноженные на безнаказанность.»(с) Можно логично предположить, что именно безответность его и порождает, а нас ведь учили быть выше этого и не вступать в 💩, то есть в конфликт. На такое я тоже не согласна, и за долгие годы выработала компромиссную стратегию: на первый раз молча «посмотреть», оценить реакцию, обдумать причины конфликта, а также последствия своего ответа, и, если повторится, прохладно и аргументированно пресечь. Не знаю, насколько это верно или неверно, другие стратегии я освоить не могу, хотя прошла кучу рабочих тренингов, в том числе и по «жестким переговорам». Я понимаю, что люди разные и с этим надо мириться. Одна моя руководительница говорила: «Я зла не держу - обругаю, да и все.» Тоже ничего себе позиция, но не моя, к сожалению, не умею я обругать и забыть. Причем быть обруганной и забытой тоже не желаю.

В общем, ситуация: была у меня в одной из компаний кладовщица. Формально она находилась в моем подчинении, фактически же являлась связующим звеном между отделом закупок и производством, с начальником которого она часто, со вкусом и совершенно безрезультатно ругалась. Ругань эту разбирать предлагалось мне и, а я этого терпеть не могу. Пришла она в компанию незадолго до меня, обстановка там довольно лояльная, и она быстро освоилась. Надо сказать, работать она предпочитала в режиме экономии энергии, и, вероятно, я была ей в этом препятствием. Налицо конфликт интересов, хотя я с пониманием отношусь к тому, что кто-то идет на неинтересную, непыльную работу - сама так работала после серьезного выгорания, но мне быстро стало скучно и я опять пошла на производство. К тому же тот, кто считает работу кладовщика непыльной, сильно ошибается. Она в буквальном смысле пыльная и потная, при этом надо мозг держать во включенном состоянии всегда - ошибки на производстве стоят дорого. При этом я не считаю преступлением залезть в соцсети или потрындеть на рабочем месте, когда есть такая возможность, и не требую непрерывной бурной деятельности. Лень, если она способствует рациональности и повышению КПД, даже приветствую - суеты меньше. Руководитель из меня такой себе: искренне не люблю делегировать, ставить задачи и требовать, хотя этому пришлось научиться. Но проще сделать самой. Кроме того, я очень мягкий человек и по умолчанию считаю всех хорошими. До второй гадости - первую всегда буду считать нечаянной. Первым звоночком был несанкционированный переход на «ты». Она очевидно старше и я называла ее на «вы», да и вообще мне так комфортней общаться на работе. Для перехода на «ты» все-таки нужно хоть какое-то неформальное общение. Но в общем это не проблема, тем более в компании принят такой формат. Я пропустила это мимо ушей, а между тем она решила, что со мной можно всяко. И начались комариные подзуживания: вроде бы шуточки, но с издевкой и непременно при свидетелях, намеки на обсуждения моей персоны за спиной коллегами и тому подобный улыбчивый буллинг. На шуточки я отвечала только коротким взглядом, который обычно понятен окружающим: «мы оба знаем, что вы сейчас брякнули глупость, но я сделаю вам одолжение и тактично промолчу». Она слегка тушевалась, но азарт и протест был сильней, и она продолжала прощупывать мои границы. На намеки я махала рукой, что сами разберемся, не берите до головы. Осложнялось это все тем, что я вроде бы являлась ее руководителем, и мне не хотелось остаться без кладовщика даже на небольшое время - я сама только вступала в должность, работы была прорва. И только когда дело дошло до откровенного саботажа, я решила, что надо разрешать эту ситуацию, и поскорей.

Как-то утром она пришла ко мне и снова что-то пошутила. Народу в офисе было немного, все заняты своими делами, некоторые в наушниках. И на эту шутку я ответила цитатой Владимира Владимировича: «Не надо мою вежливость принимать за слабость.» Спокойно сказала, что, если у нее есть ко мне вопросы, пусть задаст их прямо, мы все обсудим и решим. Предложения по эффективной работе тоже приму с благодарностью. Вопросов и предложений у нее, как и следовало ожидать, не оказалось. Коллеги корректно не обратили на нас внимания, но, уверена, все услышали и выводы сделали.

Она тихо уволилась через неделю, никаких сплетен и скандалов не последовало. Сказала, что нашла работу мечты - костюмером в театре. Выиграли все - и она, и я, и компания. Период поиска нового кладовщика я пережила легче, чем ожидала, новую девочку собеседовала сама, она быстро сориентировалась и работала ответственно и в полную силу.

И вот вопрос: нужно ли давать наглости и нахальству шанс перерасти в откровенное хамство? Не лучше ли было мне сразу открыть конфликт и разрешить его? И где эта грань между «молчи - сойдешь за умную» и «все проблемы решаются через рот»?