Найти тему
Парламентская газета

Электросамокаты в 2024 году: чего ждать пользователям?

В последние годы наблюдается рост популярности средств индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокатов, моноколес, гироскутеров и других устройств. Это удобный и экологичный способ передвижения по городу, который быстро завоевал популярность среди жителей мегаполисов. Однако вместе с ростом числа пользователей СИМ растет и число аварий с их участием.

По данным ГИБДД, в 2022 году произошло 941 ДТП с участием СИМ, а в 2023 году эта цифра увеличилась до 3100. Это тревожная тенденция, которая требует внимания и принятия мер для обеспечения безопасности граждан.

Новый уровень безопасности на дорогах

Для решения этой проблемы мною совместно с А.А. Клишасом, И.В. Рукавишниковой и В.В. Полетаевым был разработан законопроект о регулировании движения СИМ и велосипедов. Он направлен на повышение эффективности мер по предупреждению и пресечению нарушений Правил дорожного движения лицами, использующими СИМ, и велосипедистами.

Законопроект получил отзыв Правительства и 16 апреля был направлен в Государственную Думу для дальнейшего рассмотрения. Предварительно планируется, что первое чтение состоится в июне этого года.

Принятие закона позволит упорядочить использование СИМ и велосипедов, снизить количество аварий и повысить уровень безопасности на дорогах.

Это первый шаг на пути реализации плана действий по дополнительному законодательному регулированию развития средств индивидуальной мобильности (СИМ) и обеспечению безопасности на дорогах при их использовании, разработанного Минтрансом России по поручению Правительства Российской Федерации.

За что будут штрафовать?

Перечислю основные меры ответственности, предусмотренные законопроектом:

1. Штрафы за превышение скорости

от 500 до 800 рублей — за превышение установленной скорости движения СИМ или велосипеда на величину от 5 до 10 километров в час; от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей — за превышение скорости на величину от 10 до 15 километров в час; от 3 тыс. до 3,5 тыс. рублей — за превышение на 15—20 километров в час; от 4 тыс. до 5 тыс. рублей — за превышение более чем на 20 километров в час.

2. Передвижение в нетрезвом виде

За управление СИМ в состоянии опьянения и невыполнение требования о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.

3. Передвижение в неположенном месте

Движение на СИМ или велосипеде по проезжей части дороги в нарушение ПДД влечет наложение штрафа в размере от 2 до 2,5 тыс. рублей. Движение на СИМ по пешеходным дорожкам, тротуарам и пешеходным зонам в случае, если масса средства индивидуальной мобильности превышает 35 килограммов, влечет наложение штрафа в размере от 3 тыс. до 3,5 тыс. рублей. Пересечение лицом, использующим СИМ, или велосипедистом проезжей части дороги в нарушение ПДД, влечет наложение штрафа в размере от 2 тыс. до 2,5 руб. За движение на СИМ по автомагистрали предлагается установить штраф в размере 1 тыс. рублей.

4. За оставление пользователем СИМ или велосипедистом места ДТП

За оставление пользователем СИМ или велосипедистом места ДТП с его участием предлагается наказывать штрафом в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей, если такое нарушение не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.

5. За причинение вреда

Штраф от 2 тыс. до 5 тыс. рублей за нарушение ПДД и правил эксплуатации СИМ или велосипеда в случае причинения лёгкого вреда здоровью потерпевшего. Если причинён вред здоровью средней тяжести, штраф может составить от 10 до 15 тыс. рублей. За невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке средства индивидуальной мобильности или велосипеда предполагается введение штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

6. Штрафы за перевозку

За езду на электросамокате одновременно нескольких человек — до 3 тыс. рублей. За езду за перевозку детей — до 5 тыс. рублей

Несмотря на то что законопроект внесен, мы продолжаем уделять особое внимание этому вопросу. 18 апреля в Совете Федерации прошел круглый стол, посвященный нормативно-правовому регулированию использования СИМ.

Во встрече приняли участие представители Федерального Собрания РФ, Министерства транспорта РФ, МВД РФ, региональных законодательных органов, руководители профильных направлений АНО «Цифровая экономика» и представители кикшеринговых компаний.

В рамках мероприятия был озвучен ряд важных инициатив, направленных на регулирование использования средств индивидуальной мобильности (СИМ).

Идеи, заслуживающие реализации:

Тестирование пользователей на знание ПДД

Компании кикшеринга обязаны проводить тестирование пользователей на знание ПДД перед регистрацией личного кабинета пользователей, установив минимальный порог правильных ответов для успешного прохождения теста не ниже 90 процентов.

Ограничение скорости

Предлагается ввести ограничение скорости езды на электросамокатах до 10 километров в час на территории общественных мест, таких как тротуары, парки и скверы. Это позволит снизить риск возникновения аварийных ситуаций и повысит безопасность пешеходов.

Система наказания

Необходимо разработать четкую и эффективную систему наказания для тех, кто оставляет электросамокаты вне специальных парковок. Это поможет поддерживать порядок и чистоту в городах.

Регистрация и контроль

Важно гарантировать подлинность данных пользователей, которые берут электросамокаты в прокат. Это можно сделать путем фиксации реальной информации, включая паспортные данные и платежные аккаунты. Такая мера позволит взыскивать штрафы при нарушении правил.

Организация парковок

Необходимо закрепить законодательно, что стоянки для электросамокатов должны быть в специально выделенных зонах и не должны мешать пешеходам. Эвакуация электросамокатов, оставленных вне парковочной зоны после проката в течение двух часов, с возможностью возврата после оплаты расходов на вывоз и хранение, поможет поддерживать порядок и чистоту в городах.

Обязательное оборудование

Предлагается оснащать все электросамокаты шлемами, которые будут крепиться к стойке. Это простое, но эффективное решение поможет снизить риск травм головы при падении или столкновении.

Передача данных в ГИБДД

Необходимо обязать компании кикшеринга передавать данные о скорости и геолокации самокатов в ГИБДД по запросу или в случаях выявления программой правонарушений. По информации, предоставленной ГИБДД, вносить пользователей (нарушителей) в черный список на месяц, полгода, год в зависимости от тяжести и частоты нарушения ПДД.

Распределение налогов кикшеринговых компаний: новый подход

В настоящее время налоги от аренды самокатов распределяются в основном в субъект, где зарегистрирован оператор. Однако такой подход не учитывает интересы городов, где непосредственно используются самокаты.

Предлагается изменить распределение налогов таким образом, чтобы их часть направлялась в бюджеты тех городов, где непосредственно используются электросамокаты. Это позволит не только обеспечить развитие кикшеринга, но и поможет городам покрыть затраты на поддержание и развитие специальной инфраструктуры.

Запрет на использование телефона без гарнитуры

Ввести запрет на использование мобильного телефона без гарнитуры во время движения на СИМ и велосипедах. Водители должны будут использовать гарнитуру или остановиться, чтобы ответить на звонок или написать сообщение.

Ограничение по перевозке грузов на СИМ

Ввести ограничения на перевозку грузов, которые могут затруднять управление СИМ или выступать за его габариты на 50 см и более, а также весят более 10 кг.

Большая часть предложенных инициатив может быть реализована уже сейчас без необходимости внесения изменений в федеральное законодательство.

К примеру, ограничение езды на электросамокатах на территории общественных мест, вопросы организации парковок можно реализовать на уровне субъектов Российской Федерации. Такой подход позволяет гибко подходить к решению вопросов, учитывая местные особенности и потребности населения.

Безопасность граждан требует комплексного подхода и совместных усилий со стороны государства, общества и бизнеса. Только так мы сможем создать безопасную и удобную среду для использования СИМ. Продолжу активно работать в этом направлении.