Вступление
Традиционная одежда старообрядцев Московской и соседних с ней губерний довольно длительное время была во многом консервативной, по сравнению с одеждой крестьян, мещан и купцов канонического православного вероисповедания. Тем не менее, старообрядцы Московской земли не отставали от моды и прогресса: подмосковные старообрядцы постепенно осваивали городскую моду (хотя традиционный костюм сохранялся во время богослужений и праздников), а среди московских и подмосковных предпринимателей, купцов, бизнесменов и промышленников довольно часто встречались староверы (напр., династии Морозовых, Мараевых, Мамонтовых, Рябушинских, Хлудовых, Солдатёнковых и др.). Особо интересно выглядит жизнь старообрядчества в дореволюционной Москве: с одной стороны, старообрядцы находились в выгодном положении, т.к. Москва была крупным городом Европейской России наряду с Петербургом, и здесь была развита торговля и промышленность, с другой — вплоть до Манифеста 17 апреля 1905 года о свободе вероисповедания староверы (как и представители иных вероисповеданий) подвергались преследованиям и репрессиям. При всех неблагоприятных обстоятельствах, старообрядцы сохраняли свой традиционный уклад, при этом следуя столичным тенденциям. Старообрядцы Москвы (представлены как поповцами, так и беспоповцами) сохраняли не только свою дониконианскую обрядность, но и костюмы. До наших дней дошли фотографии традиционного костюма московских старообрядок федосеевского согласия (беспоповцы), которые составляли Преображенскую монастырскую общину возле Преображенского кладбища (ныне Восточный Административный округ г. Москва). Их сделал фотограф Львов Иван Львович; снимки хранятся в Государственном Историческом Музее.
Для начала об отличиях двух групп староверов — беспоповцев и поповцев
Старообрядческие движения делятся на множество согласий, каждое из которых различается друг от друга. Тем не менее, учёными принято разделять согласия на 2 крупные группы: поповцев (в т.ч. единоверцы, признающие иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата) и беспоповцев.
Поповцы, придерживаясь дониконианской обрядности, признают авторитет духовенства (так же, как и православные). Беспоповцы же (в силу беспоповского учения о воцарении в мире антихриста и потери святости Церкви, а соответственно, и авторитета священников) духовенство как таковое отрицают, а некоторые важные христианские таинства (такие, как Крещение) совершаются не священниками, а мирянами. Тем не менее, из-за отсутствия священнослужителей беспоповцы лишены многих других церковных таинств, таких как Причастие, а соответственно, из-за отрицания церковной иерархии объединение беспоповцев с Православной Церковью является невозможным.
В данной статье речь пойдёт о костюме беспоповцев Преображенской общины.
Об авторе фотографий. Что известно о Львове И.Л.?
Львов И.Л. – крестьянин, фотограф, владелец "Петербургской фотографии", член РФО с 1896 г. Львов И.Л. купил фотоателье у фотографа-земляка Иванова Ф.И.
в 1874 г. "Петербургская фотография" находилась в Яузской части 1-го квартала, в доме Силина. 9 августа 1877 г. Львов получил свидетельство за № 1203, на основании которого адрес фотографии изменился: дом Кулакова, в Яузской части 4-го квартала 58
27 сентября 1882 г. фотограф перевёл своё заведение в Рогожскую часть
1-го квартала, в дом церкви Святого Николы на Болвановке, на основании
свидетельства за № 196159.
31 января 1890 г. на имя московского генерал-губернатора поступило прошение от московского мещанина Львова Ивана Львовича:
"Имею честь покорнейше просить Ваше сиятельство разрешить мне
производить фотографические работы во второй мою приобретённой фотографии в доме Арманд 1-го участка Тверской части".
В марте 1890 г. получил разрешающее свидетельство.
8 октября 1903 г. Львов подал прошение на перевод фотографического заведения из дома церкви Святого Николая в собственный дом,
стоящий на Николо-Болвановской улице. И 7 ноября 1903 г. разрешающее свидетельство за № 201 им было получено.
В 1909-1910 гг. ателье находилось по адресу: "Таганка, дом
Львова". В 1911-1912 гг. – Швивая горка, дом Пенкина. С 1913 г.
владелицей фотографии стала Львова Анна Афанасьевна. В последний раз фотоателье промелькнуло в документах в 1916 г. В 1920-х гг. фотографии уже не существовало.
Источник: Мастера русского фотографического портрета (работы московских фотографов XIX – начала XXв. в собрании ВСМЗ). Каталог-справочник (Владимиро-Суздальский музей-заповедник).
ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ СТАРООБРЯДОК НА ФОТОГРАФИЯХ ЛЬВОВА И.Л.
В традиционном костюме старообрядок Преображенской общины сохранялся старинный русский сарафанный комплекс, который уже к началу прошлого века почти не встречался в московском городском обиходе (кроме др. уездных городов Московской губернии). На фотографиях Львова И.Л. старообрядки одеты в длинные сарафаны; к костюму прилагается рубаха и обязательный для замужней женщины платок. Важным атрибутом старообрядчества является чётка или лестовка, которую благочестивые староверы многих согласий используют во время молитвы. На ещё одной фотографии автора старообрядка держит в руках лестовку.
На ещё одной фотографии, судя по всему, старообрядка одета в городской костюм.
Автор также сделал фотографии местных монахинь, одетых вполне типично для старообрядческого монашества.
Т.е. образом, можно сказать, что на момент 1890-х гг. одежда преображенских старообрядок во многом сохраняла свою консервативность и традиционность, несмотря на окружавшие их процессы индустриализации и роста популярности городской моды.
ИСТОЧНИКИ:
1. https://um.mos.ru/houses/preobrazhenskiy-staroobryadcheskiy-monastyr/;
2. Мастера русского фотографического портрета (работы московских фотографов XIX – начала XXв. в собрании ВСМЗ). Каталог-справочник (Владимиро-Суздальский музей-заповедник);
3. Государственный Исторический Музей (https://catalog.shm.ru/).