Мы сделали поездку со школьниками на ледовитый Байкал в самый горячий февральский сезон. Вот несколько мыслей по этому поводу.
Мысль 1. Идейная
Поездку на Байкал мы задумали в декабре. Выступил перед учениками, а затем по случаю спрашивал у коллег, нет ли у кого контактов на Байкале для помощи в организации поездки. Кто-то просто радовался за нас, а кто реально помог.
Так через сообщество учителей географии нашелся контакт иркутского экологического активиста. А через смол ток в школьном гардеробе я вышел на местного астрофизика, делающего невероятные проекты. Со всеми ними в поездке мы провели встречи.
Мысль 2. Организационная
Когда спрос на всю туристическую инфраструктуру сильно превышает предложение, организовать поездку очень сложно. Главное, не опускать руки, когда повсюду получаешь отказы с упреком, что поздно спохватились. 25 отказов в брони гостиницы нас не остановили.
Зацепившись за контакт в гостинице, я попросил у хозяйки номера водителей, гидов, гастрономических заведений, работающих на Байкале. Так выстроилась цепочка людей, с которыми мы взаимодействовали всю поездку. По большей части это были устные договоренности, что вызывало тревогу. Но в целом всё сработало. Правда, один водитель “буханки” не приехал за нами, как обещал. Однако тут нашлось место подвигу: нас забрал другой водитель, у которого “Мерседес” не рассчитан на езду по ухабистым грунтовкам, да еще и по сопкам. Ничего — доехали.
Мысль 3. Командная
В этот раз среди взрослых и детей в поездке был необычайно высокий уровень доверия, что помогало вместе разруливать кризисные ситуации. А еще очень важно ценностное совпадение. Вот, к примеру, я говорю: “На маршруте обходим каждый кустик. Ему в этом климате тяжело и без ваших ног!” И все участники кустики обходят. Или пишу в чате: “Собираю группу на встречу рассвета на Байкале в 7:30 утра”. И ровно к этому времени группа собирается… Или говорю, что нужно будет в Иркутске идти вдоль шумной автострады и ходить по подворотням. И идут же! Восторг!
Мысль 4. Методическая
Я делал образовательные поездки с детьми в разные регионы России. И везде мы делали какие-то проекты. Дети вели записи в полевых дневниках, отчитывались, писали тексты… В Калмыкии, например, мы до глубокой ночи не спали, потому что не успевали доделать фильм по поездке.
На Байкале я никакого продукта с детей не требовал. Да, мы проводили встречи с интересными людьми, ходили по музеям, участвовали в викторине по Байкалу, поднимались на сопки. Академической нагрузки было мало. Я думаю, почему так. Либо Байкал освобождает от суеты, либо у меня после тяжелой организационной работы не хватило сил вести эту тему…
Еще подумал, что такие сложные путешествия — это отличный способ для педагогической рефлексии. О чем говорит программа, которую я организовал?
- Для меня важна ценность знания и образования и простого любопытства, поэтому мы ходим по музеям и думаем на сложными географическими вопросами. Прогулка вдоль автострады — туда же. Важно понимать, как устроен город.
- Ценность личных встреч с местными жителями.
- Ценность выстроенной коммуникации внутри команды.
Ну а куда дальше поведет нас дорога образовательных поездок?
В этом канале пишу про географию и образование в школе и даю надежду, что не все еще потеряно :)