Найти в Дзене
Кино наоборот

17 мгновений: куда пропал Мюллер и какова дальнейшая судьба Штирлица

Я ни разу не смотрела этот сериал целиком. В этом году решила выделить время, чтобы посмотреть от начала до конца и проверить заинтересует ли эта история моих детей (4,5 года и 11 лет). Вячеслав Тихонов в роли Макса Отто фон Штирлица (фото из свободных источников) Я считаю, что «17 мгновений весны» – лучший фильм про войну: в нем практически нет боевых действий и, в отличие от многих других картин, не показаны тяготы армейской жизни, но именно этот сериал передает весь ужас Второй Мировой Войны и мощь военной машины, с которой столкнулся Советский Союз. Переходим к главным героям. Последняя серия заканчивается, грубо говоря, ничем: у фильма открытый конец, который оставляет больше вопросов, чем ответов. Впрочем, надо учитывать, что произведение это вымышленное, и, хотя базируется на исторических фактах, имеет весьма отдаленное отношение к реальности. Судьба Штирлица Максим Максимович Исаев (он же Всеволод Владимирович Владимиров) встречается в 14 произведениях писателя Юлиана Семено
Оглавление

Я ни разу не смотрела этот сериал целиком. В этом году решила выделить время, чтобы посмотреть от начала до конца и проверить заинтересует ли эта история моих детей (4,5 года и 11 лет).

Вячеслав Тихонов в роли Макса Отто фон Штирлица (фото из свободных источников)
Вячеслав Тихонов в роли Макса Отто фон Штирлица (фото из свободных источников)

Я считаю, что «17 мгновений весны» – лучший фильм про войну: в нем практически нет боевых действий и, в отличие от многих других картин, не показаны тяготы армейской жизни, но именно этот сериал передает весь ужас Второй Мировой Войны и мощь военной машины, с которой столкнулся Советский Союз.

Переходим к главным героям. Последняя серия заканчивается, грубо говоря, ничем: у фильма открытый конец, который оставляет больше вопросов, чем ответов. Впрочем, надо учитывать, что произведение это вымышленное, и, хотя базируется на исторических фактах, имеет весьма отдаленное отношение к реальности.

Судьба Штирлица

Максим Максимович Исаев (он же Всеволод Владимирович Владимиров) встречается в 14 произведениях писателя Юлиана Семенова. Они охватывают огромный исторический период с 1921 по 1967 год. За это время судьба забрасывала Исаева в разные страны: то он в эмиграции с родителями в Швейцарии, то работает на красных в Монголии, то отправляется в командировку в Эстонию, то его следы находят в Японии, потом он перебирается в Германию...

Если базироваться на произведениях Юлиана Семенова, можно считать, что Штирлиц – это советский Джеймс Бонд, который всегда выходит сухим из воды и неизменно появляется в следующей серии в костюме с иголочки. Однако, несмотря на то что Семенов продумал судьбу героя на долгие годы вперед (о чем многие замечают в комментариях), скорее всего, ему просто нравилось писать о Штирлице, поэтому не считаю веским аргументом наличие продолжений.

Если же руководствоваться логикой персонажа и событий, показанных в фильме Татьяны Лиозновой, то, боюсь, ничего хорошего это не сулит. Скорее всего, Штирлиц провалился бы еще во время своих многочисленных поездок к радистам: слишком долго он находился у них для простого посетителя, отвозившего вещи в ремонт. Мюллер ни за что бы не поверил в это.

Примерно то же самое Татьяна Лиознова говорила в интервью Леониду Парфенову:

«Я про Штирлица знаю все вплоть до последних дней его жизни. Но я не могу себе позволить... просто война столько с собой жертв принесла, и он так долго ходил в счастливчиках, на краю просто, что естественно это должно было иметь какой-то не самый веселый конец».

Печальная судьба была у и реальных разведчиков-прототипов этого персонажа. Их было несколько, но наиболее близким считаются Рихард Зорге и гауптштурмфюрер СС Вилли Леман. Они оба погибли в годы войны: Зорге казнили японцы в 1944 году, а Лемана убили свои же коллеги из СС в 1942-м.

«Вилли Леман, он же Брайтенбах, – рассказывает историк Елена Прудникова, – имел связь с резидентом, поставлял ему информацию и в общем-то не имел возможности принимать такие решения, какие принимал Штирлиц. Штирлиц руководит резидентурой с правом принятия самостоятельного решения, а ведь в реальной разведке резидент каждый чих согласовывает с центром. Вербовка любого нового агента всегда согласовывается с центром. То есть это свободный, но очень красивый полет фантазии Юлиана Семенова».
Коллаж автора статьи (фото из свободных источников)
Коллаж автора статьи (фото из свободных источников)

Был еще один похожий товарищ, работавший одновременно на США, Швейцарию, Великобританию и СССР – Рудольф Ресслер (что любопытно, внешне он был больше похож на Плейшнера и никак не являлся «истинным арийцем», каким описан Штирлиц).

Коллаж автора статьи (фото из свободных источников)
Коллаж автора статьи (фото из свободных источников)

Именно Ресслер руководил группой, которая передала советскому командованию подробности о танках Пантера и план операции «Цитадель». В отличие от Зорге и Лемпана, Ресслер пережил войну и умер в 1958 году после тюремного заключения: он попался во время передачи разведданных из Западной Германии, был арестован и просидел год в тюрьме.

Короче говоря, дальнейшая судьба Штирлица более-менее ясна: с большой долей вероятности его арестуют и расстреляют. Однако... Фильм заканчивается 24 марта 1945 года, за 23 дня до начала битвы за Берлин (16 апреля 1945 года), поэтому есть вероятность, что его не успеют «обработать»: сотрудники СС будут больше озабочены собственным спасением.

Но и здесь возможны варианты, так как известно, что всего за 10 дней до Победы (28 апреля 1945 года) Мюллер с пристрастием допрашивал свояка Гитлера группенфюрера СС Германа Фегелейна, которого обвинили в дезертирстве. Его казнили не позднее 29 апреля, поэтому при большом желании, Штирлица могли молниеносно расстрелять без суда и следствия. Так бы и произошло, если б Мюллер, которого гениально сыграл Леонид Броневой, был реальным Генрихом Мюллером.

Судьба Генриха Мюллера

Кадр из фильма «17 мгновений весны» (фото из свободных источников)
Кадр из фильма «17 мгновений весны» (фото из свободных источников)

В действительности Мюллер был жестоким, беспощадным и бесцеремонным человеком. О нем сохранилось много нелестных отзывов, наиболее известным из которых является характеристика от партийного руководства Мюнхена: «при всем огромном рвении и его невероятном честолюбии, если бы потребовалось преследовать правых, то Мюллер и тут сделал бы все, чтобы добиться признания со стороны начальства».

Настоящий Генрих Мюллер не стал бы выслушивать оправданий Штирлица, а под шумок расстрелял бы его как предателя после получения отпечатков пальцев на ручке чемодана русской радистки.

Коллаж автора статьи (фото из свободных источников)
Коллаж автора статьи (фото из свободных источников)

Однако в фильме мы видим совершенно другого человека: умудренного опытом, хитрого, старого бойца, который выживет при любом режиме. В документальном фильме «Новейшая история. "17 мгновений весны" 25 лет спустя» есть фраза, что увидь Броневой портрет реального Мюллера перед съемками, он отказался бы от роли: уж слишком непохожим получился его герой в фильме. Кстати, Мюллер и Штирлиц были ровесниками: в 1945 году им исполнилось по 45 лет.

«Все мои выводы о характере Мюллера опираются только на сценарий, – вспоминал Броневой в интервью «Коммерсанту», – никаких других материалов о нем я тогда не знал, даже фотографии его не видел. Увидел только год назад и понял, что мы совершенно не похожи».

Так что же произошло с этим человеком? Известно, что 1 мая 1945 года он был жив и на предложение примкнуть к группе, которая пошла на прорыв из окружения, ответил: «Режим пал, и я вместе с ним» (согласно другим сведениям, он сказал: «Я прекрасно знаю методы русских. У меня нет ни малейшего намерения попасть в плен к русским»).

С большой долей вероятности Мюллер покончил жизнь самоубийством в мае 1945 года. Но так как долгое время не было понятно местонахождение его труппа, о его судьбе ходили легенды: он переехал в СССР, где умер в 1948 году или скрылся за океан (его видели то в Аргентине, то в Чили, то в Бразилии и США).

Точка в этом вопросе была поставлена в 2013 году, когда немецкий историк и руководитель мемориала немецкого Сопротивления Йоханнес Тухель опубликовал найденные им документы, из которых выходит, что труп Генриха Мюллера был обнаружен в захоронении около министерства авиации в конце лета 1945 года. Позже его перезахоронили на еврейском кладбище в Берлине. Версию о самоубийстве подтверждает и протокол допроса личного пилота Гитлера Ганса Баура.

Послесловие: почему Штирлиц все-таки вернулся в Берлин?

Екатерина Градова в роли радистки Кэт и Вячеслав Тихонов в роли Штирлица (фото из свободных источников)
Екатерина Градова в роли радистки Кэт и Вячеслав Тихонов в роли Штирлица (фото из свободных источников)

Не знаю, волнует ли вас этот вопрос, но он довольно интересный: ведь в крайнем случае Штирлиц собирался уехать из Германии и тем самым завершить работу в этой стране. Однако, переправив через границу Кэт, он возвращается в Берлин, хотя только что еле выбрался из казематов Мюллера! Чутье подвело Максима Исаева или были какие-то другие соображения?

Мне кажется, что он поехал обратно, так как по большому счету другого выхода не было. В разговоре с Мюллером Штирлиц заявил, что он игрок. В этом ключ к его характеру. К тому же он давно работал в Германии, хорошо знал этих людей и своих сослуживцев. Работая именно в этой стране, он мог бы быть полезен и после войны. Более того (и я в этом абсолютно уверена), он не хотел возвращаться в СССР. Не потому, что привык жить в особняке, – ему там нечего было делать. Он слишком долго отсутствовал и ему было бы сложно адаптироваться к советской жизни. В общем, как бы ни скучал Исаев по Родине, возвращаться туда не жаждал. А что думаете вы?

Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора, переведя любую сумму по ссылке. На канале ведется модерация комментариев. Пожалуйста, уважайте мнение других людей (в том числе и автора), даже если оно не совпадает с вашим. Текст запрещен к копированию.