Вопрос про схождение Благодатного огня, который ждали все православные верующие. На Ваш взгляд, это истинное многовековое чудо или, как уверены некоторые, искусственная ежегодная мистификация, проводимая местными служителями для поддержания традиций? Сейчас обсуждают ролик, ссылаясь на мнение неких греческих журналистов, греческих священников о том, что никакого чуда в схождении Огня нет, что там якобы всё припасено на всякий случай. Такой «камень в огород».
Сергей Михеев: Эти дискуссии ведутся уже много столетий. Поэтому мнение какого-то греческого журналиста ничего не меняет. Напомню, что в Греции недавно Парламент принял закон о легализации однополых «браков». Что касается священников: они бывают разные. На Украине целый «передвижной цирк» клоунских раскольников, которые тоже ходят в рясах, кресты носят. По поводу Благодатного огня: то, что он сошел, и Слава Богу! Значит, еще немножко поживем - так считается у православных.
Первое: христиане верят не в Благодатный огонь, а в Бога и спасение души. Фиксирование этого явления началось достаточно поздно. Храм Гроба Господня был освящен в 335 году, через несколько столетий после всех событий, связанных с Распятием и Воскресением Иисуса Христа. А письменные свидетельства по поводу схождения здесь Благодатного огня ещё более поздние. Нам вполне можно предположить, что были столетия, когда это не фиксировалось. Поэтому мы верим не в Огонь. Конечно, это считается православным чудом, но, если этого не произойдёт, то это не будет означать падение веры.
Второе: это событие очень загадочное само по себе. Что касается его «разоблачения». Напомню, что этот храм находится на территории Израиля - государства, у которого официальная религия - иудаизм в его антихристианском изводе. Если бы у израильских властей была возможность разоблачить, они давно бы это сделали. Когда-то всё это находилось на территории Османской империи, а до этого - Арабского халифата - людей, настроенных к христианству не очень благожелательно. Если бы у них была возможность разоблачить, то они бы разоблачили для подтверждения своей правоты, для подтверждения того, что христианское чудо является фальсификацией. Но и они этого не сделали. О чём-то это говорит? Я думаю, да.
Этот храм, а, значит, и феномен схождения Благодатного огня, столетиями находится на враждебной территории, во враждебном религиозном окружении. И если бы всё было так просто, то давно бы вытащили все условные зажигалки, всё это вывернули бы наизнанку. Однако этого не происходит, что заставляет с уважением относиться к этим событиям.
Два вопроса от слушателя об уровне религиозности нашей страны. Было ли снижение уровня православной религиозности в конце XIX века и до 1917 года, что могло послужить одной из причин Революции? Как Вы оцениваете текущий уровень религиозности среди православных жителей нашей страны относительно конца 1980-х - начала 1990-х годов?
Сергей Михеев: Я с удовольствием готов отвечать на вопросы религиозной тематики, но если Вы всерьез хотите что-то об этом узнать, то обращайтесь к первоисточникам, к текстам Библии и Евангелия, к творениям Святых Отцов Православной Церкви и к каноническим священникам РПЦ. Это будет правильнее. Что касается проблем веры в предреволюционной России: формально верующими были все. Но в высших кругах и в кругах интеллигенции наблюдалось разложение. Я считаю, что это разложение было одной из причин событий 1917-го года.
Что касается нынешней ситуации: русскому народу дан шанс вернуться к вере, но насколько он будет реализован – это большой вопрос. Антирелигиозное и антихристианское давление очень велико, оно беспрецедентно. Может быть даже в чем-то мы стоим перед такими вызовами, которые будут пострашнее тех, которые были в советское время. В советское время политика государства была богоборческая, но не было многого из того, что принесла современная технология, современная массовая культура, современное состояние потери чувства суверенности. Однако надежда есть и тенденции положительные. Хотя в этом мире бывает так, что одной тенденции противоречит другая. Есть положительная тенденция прихода людей к вере, но есть давление, которое пытается этому воспрепятствовать.
Ваши последние прочитанные три книги. Расскажите, пожалуйста.
Сергей Михеев: Я, в основном, читаю и перечитываю религиозную литературу, Святых Отцов, русскую и советскую классику. Не так давно перечитывал «Тихий Дон». Читал святителя Иоанна Златоуста. Во время Великого Поста православные христиане читают, в первую очередь, Евангелие и Ветхий Завет. Полностью Ветхий Завет прочитать довольно сложно, хотя я читал полностью.
Наш слушатель приводит цитату из фильма «Белые росы» (про урбанизацию): «Как жить, чтобы не притомиться»?
Сергей Михеев: Совсем «не притомиться» - не получится. Потому что «не притомиться» означает ни за что не брать себе ответственность. Но есть обратная сторона этого: не беря на себя ни за что ответственность, вы так и останетесь ничем. Вопрос только в том, притомиться в связи с чем. Можно притомиться, поднимая руку со стаканом; можно притомиться, пялясь в мобильный телефон. Думаю, что это легко. А притомиться на благое дело - это правильно, способствует духовному росту