В связи с возникшим спором о том, что означает у Апостолов прощение грехов, решил изложить все отдельной статьей.
Центральное место прощения
Прощение грехов — один из важнейших элементов нашей веры, оно упоминается даже в Символе: «исповедую едино Крещение во оставление грехов».
Причем иногда спасение просто отождествляется с прощением, например «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» (Лук.1:77)
Христос говорит (а мы повторяем за каждой Литургией) «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф.26:28)
Первое, что возвещают Апостолы, это то, что во Христе даруется прощение грехов: «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян.10:43)
Пророки, также, много говорят о прощении:
«Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис.44:22)
Апостолы говорят о том, что во Христе:
«мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф.1:7)
«и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол.2:13,14)
И так далее — прощение грехов это не просто важная, это центральная тема их возвещения. Что имеется в виду?
Что такое прощение?
Мы все знаем, что слово «прощение» означает в человеческом языке — отказ взыскивать с виновной стороны. Прощение со стороны лица, наделенного властью, означает отказ от возмездия за проступок. Мы все знаем, что имеется в виду, когда правитель прощает осужденного, или работодатель прощает работника, или человек, понесший ущерб, прощает виновного, или кредитор прощает должника.
Это решение, которое принимает сторона, против которой был совершен грех и преступление. Результатом этого решения является освобождение виновной стороны от всего того, что ей в противном случае пришлось бы понести. Осужденный не сядет в тюрьму, работник не будет уволен, ущерб и долг не будет взыскан.
Прощение, таким образом, имеет совершенно определенные последствия для прощенной стороны.
Если преступник написал прошение о помиловании Государю, и Государь его простил, это значит, что он будет избавлен от законного наказания. Если человек просил — и получил — прощение долга, это значит, что на нем больше нет необходимости этот долг выплачивать.
Именно этот слово «прощение» означало всегда — в том числе, во времена Господа Иисуса и Апостолов.
Пророки, Христос и Апостолы, говоря о прощении грехов, едва ли использовали это слово в неком эзотерическом смысле, непонятном ни их слушателям тогда, ни их читателям сейчас.
Более того, сами примеры употребления слова «прощение» в Писании указывают на именно такое, общепринятое употребление этого термина.
В притче прощение немилосердного должника означало (Матф.18:23-35), что Государь решил не взыскивать с него долг. Непрощение, которое он проявил по отношению к своему товарищу — в том, что он стал настаивать на взыскании долга. При этом прощение Отца Небесного прямо уподобляется прощению, которое люди оказывают друг другу.
Да и вообще прощение грехов Богом в Библии уподобляется именно тому, как люди прощают друг друга. «прощайте, и прощены будете» (Лук.6:37) «как Христос простил вас, так и вы» (Кол.3:13)
Прощение грехов Богом, означает, таким образом самую простую и понятную вещь — Бог не взыскивает с прощенного за его грехи. Он не отправится за них в геенну. Он не будет осужден.
Чтобы обрести это прощение, надо исповедать свои грехи:
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:9)
Или, как пишет псалмопевец,
«Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! ...
Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс.31:3-5)
Здесь мы еще раз видим простой и понятный смысл слова «прощение» — Бог снял с кающегося вину его греха. Бог больше не вменяет ему его преступлений. Грехи кающегося прощены, его преступления покрыты.
Бог сменил гнев на милость, осуждение на прощение
«И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня» (Ис.12:1)
Итак, Писание указывает на простое и прямое понимание прощения — прощение есть акт помилования, Божественной амнистии, которой грешник избавляется от заслуженного им осуждения.
Альтернативные истолкования прощения
Отказ понимать прощение в этом прямом и общепринятом смысле приводит к созданию различных альтернативных толкований. Все они имеют общую проблему — эзотеризм, идею, что Пророки, Апостолы, и сам Господь, говоря о прощении, имели в виду совсем не то, что в простоте души могли понять их слушатели (избавление от осуждения и наказания) а что-то совсем другое, что требует для своего понимая принадлежности к внутренней, эзотерической традиции «не для всех».
Я пока видел два варианта альтернативного толкования.
Альтернатива 1. Прощение есть перемена в прощенном.
Ни в обыденном, ни в библейском контексте слово «прощение» этого не означает.
Когда Христос заповедует нам прощать врагов, речь не идет о том, что мы должны производить в их сердцах какие-то перемены. Это просто не в нашей власти.
Когда царь простил немилосердного должника, он остался таким же жестокосердным.
Божие прощение создает возможность для перемен в человеке — и является необходимым предварительным условием для того, чтобы человек вошел в общение с Богом, стал возрастать в благодати, стяжать Святого Духа, приносить добрые плоды. Вы сначала должны быть избавлены от осуждения в геенну, вас сначала должны простить и принять — а потом уже вы будете духовно возрастать.
Но само по себе прощение — это не перемена в человеке. Это именно действие Бога.
Альтернатива 2: Прощение есть слово для описания того, что Бог хочет людям добра, а не зла. Это «Предвечное, вневременное и неизменное действие Бога»
Для описания такого общего благоволения есть другие слова — Божия любовь к творению, например.
Что же до «прощения», то у Апостолов это слово невозможно истолковать таким образом
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38)
Здесь прощение (как и в Символе Веры) увязывается с Крещением. Но Крещение — это событие во времени. Ты не был прощен до Крещения, а теперь ты прощен.
Или «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:9)
Опять прощение увязывается с действием человека — исповеданием им своих грехов.
То же самое в Пс. 31.
« Псалом Давида. Учение. Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс.31:1-5)
Прощение грехов человека следует за исповеданием — и это событие во времени. Это никак не «Предвечное, вневременное и неизменное действие Бога» Это действие, которое совершается именно во времени, и меняется в зависимости от человека — его покаяния или же упорства.
Божие благоволение к творению в целом при этом не изменилось. Оно существует совершенно независимо от того, исповедал ты свои грехи или нет. Изменились твои отношения с Богом. См. тот же 31 Псалом, или, например,
«некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет.2:10)
Та же любовь Божия к творению, которая благословляет добрых, осуждает злых — и избавляет от осуждения кающихся. Бог по-разному действует по отношению к разным людям, причем Его действия меняются во времени, потому что люди меняются — грешат или каются. До покаяния ты пребывал под гневом, а покаявшись, обрел мир и благословение.
Практические последствия
Если мы принимаем слово «прощение» в его прямом, не эзотерическом смысле, оно значит, что человек, который покаялся и уверовал, освобожден от осуждения в геенну и свободен служить Богу не по страху перед геенной, а из искренней любви и преданности.
Эзотерические толкования прощения лишают его этого прямого и ясного смысла — прощение, что бы оно ни значило, точно не значит, что ты избавлен от геенны. Само возвещение о прощении грехов в этом случае обессмысливается и обесценивается.