Найти в Дзене

А Пушкин любил путешествовать! "Выставка 225".

Путешествие «с детских лет» - моя «любимая мечта»- собственное признание Пушкина.

Когда же и по какому поводу случилась первая длительная поездка Александра Сергеевича? Из Москвы в Петербург в 1811 году. Дядя будущего поэта, Василий Львович, повез племянника поступать в Царскосельский лицей.

А уже в 1820 году Пушкин сообщал своему другу П.А. Вяземскому: « Я жажду краев чужих, авось полуденный воздух оживит мою душу». И Пушкину случилось много поездить по просторам бескрайней России.

Он был и в предгорьях Кавказа, и в Крыму, и в псковских краях, и у средней Волги, и в горах Осетии, и в пределах теперешней Турции у высокогорного Эрзерума (Эрзурума). Все эти пути дороги он совершал на лошадях в коляске или кибитке, в летний зной или зимнюю стужу, под звон почтового колокольчика. Железных дорог еще не существовало, поэтому приходилось целыми днями, а порой и неделями, трястись по «трактам», застревая в пути на промежуточных станциях, а если удавалось получить сменных лошадей, двигаться дальше в дожди осенние, затяжные и холодные, в зной и жару, глотая дорожную пыль.

Почтовые кареты были сделаны по единому образцу и хорошо приспособлены для передвижения. Места заказывались заранее, так как желающих всегда было больше, чем мест. С 1820 года по маршруту Москва -Петербург стали ходить быстрые дилижансы, преодолевая путь за 4-4,5 суток при стоимости проезда 95 рублей с одного пассажира. Путешественникам в них было неудобно, в отличии от старых повозок, в которых можно было и прилечь, здесь можно было только сидеть. Его даже насмешливо перекрестили в "нележанс". Дилижанс запрягался четырьмя лошадьми в ряд.

Карманный почтовый путеводитель…
С.Петербург: Печатано в типографии И. Глазунова, 1831.
Карманный почтовый путеводитель… С.Петербург: Печатано в типографии И. Глазунова, 1831.
Дорожная шкатулка для письменных принадлежностей Россия Ореховое дерево, сукно. Первая половина.Табачница. Кожа, тиснение, бисер, вышивка по бумажной канве. Конец 1830-1840-е. Дар В. М. Ходасевич. Фото автора.
Дорожная шкатулка для письменных принадлежностей Россия Ореховое дерево, сукно. Первая половина.Табачница. Кожа, тиснение, бисер, вышивка по бумажной канве. Конец 1830-1840-е. Дар В. М. Ходасевич. Фото автора.
Колокольцы  поддужные Россия. Бронза, литье, обточка XIX век.Фото автора.
Колокольцы поддужные Россия. Бронза, литье, обточка XIX век.Фото автора.
Трубка курительная Западная Европа Дерево, пробка, рог, веревка, пенка, олово, латунь,штамповка, серебрение. Первая треть XIX века. Фото автора.
Трубка курительная Западная Европа Дерево, пробка, рог, веревка, пенка, олово, латунь,штамповка, серебрение. Первая треть XIX века. Фото автора.
Предметы из сервиза
Россия, завод Попова
Фарфор, надглазурная роспись , позолота. Конец 1810-х. Фото автора.
Предметы из сервиза Россия, завод Попова Фарфор, надглазурная роспись , позолота. Конец 1810-х. Фото автора.
Предметы из сервиза Россия, завод Попова Фарфор, надглазурная роспись , позолота. Конец 1810-х. Фото автора.
Предметы из сервиза Россия, завод Попова Фарфор, надглазурная роспись , позолота. Конец 1810-х. Фото автора.
Печать.Сталь, гравировка,дерево. Первая четверть XIX  века. Дар Голубевой О.П. Чернильница дорожная Западная Европа Кожа, латунь, литье, гравировка, стекло.Конец  XIX века. Фото автора.
Печать.Сталь, гравировка,дерево. Первая четверть XIX века. Дар Голубевой О.П. Чернильница дорожная Западная Европа Кожа, латунь, литье, гравировка, стекло.Конец XIX века. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Казань. П.И. Страхов с оригинала А.Е. Мартынова 1816. холст, масло 1959.
Казань. П.И. Страхов с оригинала А.Е. Мартынова 1816. холст, масло 1959.
Свияжск. А Т. Рудаков с оригинала А.И.Свечина и М.И.Махаева. Гравюра 1769.
Свияжск. А Т. Рудаков с оригинала А.И.Свечина и М.И.Махаева. Гравюра 1769.

Что же любил поэт в такой долгой езде? А любил он, что можно было вдоволь наглядеться пейзажами лесов и полей, спокойно при этом думая свои думы. Любил разговаривать с попутчиками, с любым встречным народом. Видеть любил своими глазами, как живут в городах и деревнях простые люди. Дорога была настоящей школой жизни. За все время своих путешествий Пушкин преодолел около 35 тысяч километров! Много у поэта стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце. Представьте эти бескрайние снежные просторы, укатанные дороги, с бойко бегущими продрогшими лошадьми, тихое поскрипывание полозьев и звон колокольчика. Кажется, что все это располагает к умиротворяющей дремоте! Однако есть в этом и особое настроение, умение окрашивать любую дорожную грусть в светлые тона. Таков он был, Александр Сергеевич, так искренне любивший людей и жизнь.

Статья написана по материалам выставки к 225- летию А.С. Пушкина "Пушкин.225" в Государственном музее

А.С. Пушкина на Пречистенке 12/2 .

Спасибо за ваше внимательное прочтение, за комментарии, лайки! Не забывайте, обратная связь важна для мотивации автора в написании новых статей.