Ответить на вопрос, чем сегодняшние москвички отличаются от жительниц столицы вековой давности, поможет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» в Музее Москвы. Идём на выставку, вооружившись книгой её куратора, искусствоведа Надежды Плунгян, «Рождение советской женщины. Работница, крестьянка, лётчица, “бывшая” и другие в искусстве 1917–1939 годов».
Экспозиция представляет собой город в миниатюре, где каждый зритель, прогуливаясь по круговому маршруту, может попасть «в гости» к Варваре Степановой, Вере Мухиной, Людмиле Маяковской и другим женщинам, профессиональной деятельности и творчеству которых посвящены отдельные залы.
«Для меня разговор о женщине в отражениях искусства остаётся не полемикой с тридцатыми годами, но пространством самопознания, возможностью внимательнее вглядеться в разносубъектности прошлого века — и переопределить свою память, своё гендерное наследство».
Надежда Плунгян, куратор выставки, искусствовед
Работница и революционерка
«Её отличала повязанная красная косынка (фабричная утилитарность и символ революционной борьбы), тёмная юбка или однотонное платье средней длины с грубоватыми ботинками или сапожками на небольшом каблуке. Она действует со спокойной уверенностью и волей, понимает своё политическое место и готова отстаивать его».
Художница
«Цикл автопортретов Серафимы Рянгиной кажется манифестом, провозглашающим право женщины быть мастером, занять центральное место в профессии. Портрет — не только документация возраста, но и беспощадный, пристальный взгляд художницы на свою личность. А Татьяна Маврина намеренно искала возможность увидеть женщину 1930-х вне советских амплуа и парадных общественных декораций».
Мама
«Советская женщина не освобождена от той великой и почётной обязанности, которой её наделила природа: она мать, она родит. Материнский образ конца тридцатых годов олицетворял улыбку режима и аллегорию мирной жизни в достатке. Женщин изображали умиротворёнными и отдыхающими, добавляя, по завету Максима Горького, больше радости официальным выставкам».
Жена рабочего
«Работница расщепилась на две личности — представительную домохозяйку, выступающую на съездах, и невидимую домработницу. Если кухарка должна была уметь управлять государством, то жена ИТР (инженерно-технический работник) научилась надзирать за рабочими и уборщиками, “быть ответственной”, но нижестоящей начальницей, которая не станет конкурировать с мужским “начсоставом”».
Лётчица
«Боевые подруги» в рабочей, военной или лётной униформе были явлением нередким. Женские маскулинные образы становились частью политических плакатов. Это не активистки и обобщённые характеры, а уверенные профессионалы с квалификацией, которые хорошо знают своё дело и место в обществе.
Модница и рукодельница
- Анель Судакевич была модельером в Доме моделей на Сретенке, где создавала элегантные наряды из крепдешина и сатина. Разрабатывала новые модели одежды для массового производства, а ещё шила наряды себе и своим друзьям.
- Варвара Степанова занималась развитием текстильной и швейной промышленности, оформляла ткани и сделала этот процесс целым художественным высказыванием.
Актриса
В 1930-е годы Любовь Орлова была настоящей кинодивой и любимицей публики. Её роль Тани Морозовой в фильме «Светлый путь» стала олицетворением жизни советской Золушки: недовольная ролью домработницы, главная героиня обучается грамоте и приходит работать на ткацкую фабрику. Отрезав косы и сменив ситцевый сарафан на рабочий брезентовый комбинезон, она осваивает ткацкое дело в оглушительном шуме фабричных станков, превращается в знатную ткачиху, а уже затем — в статную и элегантную даму.