Майское приветствие! Переходим к освещению более нишевых релизов за 2023 год. В выпуск попали EP от Celeste и Better Lovers, сольные проекты Рожь и Avenade, дебют от HOST и terraplana, супергруппы Sól án varma и Mutoid Man, а также молодняк fromjoy. Приступим.
CELESTE - Epilogue(s)
Atmospheric Sludge/Atmospheric Black/Post-Hardcore
More slips away
Slow on the take
With idle hands, with idle hands
Crest of a wave
I can’t escape
To breathe again, to breathe again
Селеста. Этим итальянско-французским именем латинского происхождения назван весьма специфический проект из Лиона, поднимающий в своём творчестве женскую проблематику (её можно лицезреть ещё на стадии обложек) и выступающий в защиту прекрасного пола. Эстетика представляет собой пост-хардкор, в стилистику которого интегрируется блэк, комья сладжевой грязи поливают слушателя, а под густой однотонной чернотой, жестокой, пустотной, трагической скрывается техничная начинка. Атмосфера сырости и беспросветного мрака пропитана идеями нигилизма и мизантропии, а эффектность достигается нуарным визуалом и фонариками музыкантов, пускающих острые красные лучи в пространство с приглушённым светом.
На момент выхода крайнего полноформата "Assassine(s)" 2022-го пришёлся новый виток творчества коллектива, поскольку состоялся переход на Nuclear Blast - достаточно важное событие по меркам подобной андеграундной группы, однако без всяких опасений можно сказать, что французы только закрепили позиции и продолжают формировать уникальный почерк.
Формат EP CELESTE не практиковали с момента выхода дебютной пластинки 2006-го, и "Epilogue(s)" завершает главу самого проработанного альбома в дискографии четвёрки. В музыке ощущается больше воздуха и меланхоличных эмоций. И если первые 2 композиции являются органично вплетённым дополнением к недавней концепции, то финал "With Idle Hands" стоит особняком. Я ценю CELESTE за вызывающие катарсис инструментальные интерлюдии с однобуквенным названием, окутывающие слушателя своей вуалью, что особенно характерно для пост-метальной "(A)", и новая тема ещё одно пополнение в коллекции подобного материала. "With idle hands" впервые за время существования формации исполнена на английском приглашённым Тимоти Хеком из американской команды Grivo, подарившим свой чистый вокал, и заигрывает с хрупким шугейзом, прохладным пост-роком в сеттинге леденящих ударов группы.
Позволяющий погрузиться в пучину чувств "Epilogue(s)" под стать антуражу выпущенных клипов - это итог текущей эволюции CELESTE. Релиз подходит для того, чтобы остаться наедине с самим собой и своими мыслями в тёмной комнате.
ЛУЧШАЯ КОМПОЗИЦИЯ: With idle hands
Better Lovers - God Made An Animal (2023)
Metalcore
If you don't know who you are
You'll never know what's real
Your foot's on the gas but you're not behind the wheel
В итоге конфронтации между вокалистом Китом Бакли и остальными участниками, только что выпустив самый многочисленный материал за карьеру - "Radical" 2021-го, распадается металкор-группа Every Time I Die, завершившая свой музыкальный путь на пике.
Однако фанаты не были обделены и в следующем году получили сполна: бывший состав под эгидой Better Lovers позвал к себе Уилла Путни, известного по проектам END и Fit For An Autopsy, а также увлёкшегося электро-поп/альт-рок-сайдом Грега Пучиато. Кит Бакли тоже не сидел на месте и вместе с братьями Беллмор собрал трио Many Eyes.
Вкусим же первый плод реорганизованных быков из Буффало, первой ласточкой которого стал круто меняющий скорость на середине "30 Under 13": 4-трековый EP объединил ностальгические нотки The Dillinger Escape Plan, ломано-дёрганый риффинг с привкусом южатины и визжащий вокал Грега Пучиато. Чистый Грега тоже проскакивает: на завершающем одноимённом треке и на открывающем "Sacrificial Participant", сразу выстреливающем в качестве главного хайлайта. Кроссовер музыкантов объединяет 2 аудитории почивших команд, поскольку ребята сочиняют то, за что их любят, но надеюсь, что далее они выйдут к становлению собственного звучания. Ждём альбом.
ЛУЧШИЕ ТРЕКИ: Sacrificial Participant, 30 Under 13
FVNERALS - Let the Earth Be Silent (2023)
Funeral Drone Doom
После промежуточного "Wounds" 2016-го немецкий дуэт из Лейпцига FVNERALS, туривший на разогреве у Primitive Man и Messa, стал полностью соответствовать своему названию. Проект, изначально плывя по течению пост-рока и слоукора, набирал вес и ныне готов представить свой самый прорывной альбом, полноценно металический и более сумрачный.
Стилистическое измерение расширилось до пост-метала ("Yearning"), грузно напирающего и вершащего бурю дроун-дума с оформленной стеной звука, оттенком дарк-эмбиента и ритуального действа ("Rite"), позволяющее окунуться в царство обуревающей мглы и падения в круговорот мельтешащих теней, запечатлённый на обложке, созданной эстонским фотографом Антоном Новожиловым.
Рефлексия сосредоточена на изоляции, нигилизме, пессимизме и экзистенциализме, что характерно для подобной отстранённой атмосферы. Женский вокал с дарк-фолковыми нотками разразится со всех сторон и привлечёт ценителей готической дивы Челси Вулф. При прослушивании получаем концептуальный опыт, где, по словам авторов, "безмолвие земного вымирания" облечено в "звуковую форму".
ЛУЧШИЕ КОМПОЗИЦИИ: Ashen Era, Descent, Annihilation, Yearning
Sól án varma - Sól án varma (2023)
Atmospheric Black/Post Black
"Солнце без сияния". Такое название избрала для себя супергруппа из Рейкъявика - воплощение исландской блэк-сцены (Capre Noctem, Svartidauði и др.) и сайд участников Misþyrming, в частности, сыгравшая на фестивале Roadburn в 2018 году и распавшаяся в минувшем, ограничившись дебютом.
Альбом, состоящий из 12 актов, поглощающая червоточина, ведущая в бездонное космическое пространство, усеянное осколками тусклых звёзд. Атмосфера конца всего сущего воссоздаётся вариативными средствами: думом (особенно 2 часть), трайбалистикой, эпическим прог-блэком, поющим оду суровому Северу, и пульсацией спейс-дроуна, которой завершается работа - при всём этом чувствуется почерк основного проекта с техничной реализацией и мелодичными отступлениями.
Диссонансные части и хладнокровная первая половина "Afbrigði III" явственно напоминают дарк-психоделическую эстетику Blut Aus Nord. Отдельного уважения заслуживает мастерская игра барабанщика Магнуса Скуласона, ранее присоединившемуся к Misþyrming на "Með hamri" 2022-го. Из деталей: чистый вокал в 5 части, искусное соло в 7-й и перкуссионная импровизация, переходящая в проигрыши на пианино, в 8-й.
Будучи весьма разноплановым на свой хронометраж и получившись занимательнее "Með hamri", состоялся один из главных атмосферных альбомов года.
ЛУЧШИЕ КОМПОЗИЦИИ: Afbrigði I, Afbrigði II, Afbrigði III, Afbrigði V, Afbrigði VII, Afbrigði VIII, Afbrigði IX, Afbrigði X
Рожь - Всё (2023)
Funeral Doom/Atmospheric Black
Под волчий вой
Под клёкот зим
Среди ветвей
Я шёл один
В снегах рыща
В изломах льда
Я тщетно звал
Искал тебя
Но то был сон
В нем ни души
Вдыхая дым
Я мог часами наблюдать
Как в волосах
Багровой нитью
Вилась твоя любовь
Об мой топор
Владимир Фрит - основатель независимого лейбла Nebula Records, который в первую очередь работает с дроун-эмбиент стилистикой, реализуя задумки как сольно, так и нередко коллаборируя с другими артистами.
Второй релиз карельского проекта "Рожь" со всеобъемлющим названием бороздит широкие просторы русской фольклорной традиции и сплетает узор из пост-метала, обрядного эмбиента, погребального дума, дыша полями и лесами. Звуковой ландшафт обогащают природные записи: доносящиеся крики сов и стрекотание сверчков, с которых начинается альбом, а также тяжёлые капли дождя, падающие с неба ("Истина") , и раскаты грома в интерлюдии "Зовёт меня". Названия композиций построены таким образом, чтобы, собрав их воедино, получились три предложения: "Прощай, трёхногая слава. Истина зовёт меня навсегда. Аминь".
Работа получилась исчерпывающей и воплотила авторское видение более тяжёлой музыки (несмотря на то, что "Рожь" не придаёт особого значения металу как таковому). Будучи терапией и призванием для самого музыканта, "Всё" вызывает чувство духовного очищения.
ЛУЧШИЕ КОМПОЗИЦИИ: Прощай, Истина, Навсегда, Аминь
HOST - IX (2023)
Synthpop/Gothic Rock
Ник Холмс в последнее время в ударе: пока Paradise Lost переживают дэт-дум-ревайвл, он записал со шведами Bloodbath 3 альбома и катается в туре, а также присоединился к проекту HOST, инициатором которого выступил гитарист Грег Макинтош, собравший во время коронавируса все свои задумки.
Первым делом название дуэта отсылает нас к седьмому студийнику Paradise Lost, вышедшему в рубежном 1999-м и получившемуся наиболее эклектичным в рамках коллектива, однако копать стоит глубже: в британскую new wave-сцену 1980-х (Depeche Mode, Siouxsie and the Banshees, The Sisters of Mercy).
Дебют звёзд с неба не хватает: блёклый симфонический синт-поп-материал с примесью дарквейва ("Inquisition"), не откладывающийся в памяти, однородный чистый вокал Ника (экстрим у него сейчас получается куда лучше) и половина выцепленного материала. Посмотрим, что принесёт нам HOST в будущем.
ЛУЧШИЕ ТРЕКИ: Wretched Soul, Tomorrow's Sky, Years of Suspicion, Inquisition
Mutoid Man - Mutants (2023)
Stoner Metal/Post Hardcore/Sludge Metal
Если выбирать лучший сайд металкорщиков Converge, то Mutoid Man. Преступно недооценённая супергруппа из Стефена Бродски (Cave In/Old Man Gloom) у руля, не сбавляющего в темпе первоклассного барабанщика Бена Коллера и недавно присоединившегося басиста High On Fire Джеффа Мэттца.
Они повезут вас на бешено крутящейся карусели из бэнгеров и будут вколачивать в голову такие психически воздействующие риффы, словно вы второй раз открыли ранних Mastodon. Да и как без стилистических мутаций - стоунер, оглушённый пост-хардкорной истерией и политый желчной психоделией. Музыканты максимально отрываются в процессе: оказалось, что в рамках избранной парадигмы можно много чего вырвиглазного насочинять, чтобы каждый альбом получился особенным (так на "War Moans" 2017-го залетела Челси Вулф).
"Mutans" отчётливо показывает, что проект держит планку: больше сладжа (наверняка повлиял "Heavy Pendulum" 2022-го Cave In - один из солиднейших у группы за долгое время), проговой механики, сочетания чистого вокального исполнения (полюбившегося мне с "Jupiter" 2000-го) и инвазивного гроулинга в сеттинге космического камеди-хоррора. Номера для разноса апартаментов в комплекте: многотонный "Unborn", отплясывающий марш по хаотичной траектории "Siphon", одержимый "Demons". В клипе на сингл "Call of the Void" музыканты предстали в образах двигающихся восковых фигур, а трек "Memory Hole" телепортирует назад в 1984-й.
Претендент на AOTY '23, не иначе.
ЛУЧШИЕ ТРЕКИ: Call of the Void, Frozen Hearts, Siren Song, Graveyard Love, Unborn, Siphon, Demons, Setting Sun
fromjoy - fromjoy (2023)
Metalcore/Atmospheric Drum and Bass/Vapor
Революция в андеграунде! fromjoy:): - оригинальный проект, который заполнит вашу тоску по ранним vein или "Underneath" 2020-го Code Orange. Фишка в названии и цветовая гамма (это референс в сторону смайлика из текста синего экрана смерти Windows) комбинируются с античными скульптурами, плетя киберпанк-нарратив.
Ребята миксуют хардкорный металкор со слоёной электроникой: плотной брейкор-рулеткой, атмосферным драм-н-бэйсом, глитчем и нисходящей вейпор-благодатью, пластично ложась поверх брейкдаунов и тёмно-синих кристаллов хаоса. У группы налажена грамотная схема выпуска материала: сначала они пробуют EP-формат, служащий своего рода мостом между полноформатными релизами, в которые можно инкорпорировать новые идеи.
Второй альбом имеет одноимённое название, а это значит, что fromjoy хотят и утвердиться на сцене, и сделать нечто отличное от дебютника, наметившего контуры. И действительно, сеть разветвилась по полной программе: семплы из аниме "Эксперименты Лэйн" (1998), больше чистого вокала и появление фитов: бывший гитарист Loathe Коннор Суини, брутал-слэм-дэт от PeelingFlesh и электро-поп от iRis.EXE (что не сказывается на синтетической жёсткости материала). "Eros" и "of the shapes of hearts and humans" веют грёзами Deftones, а "Helios" - thallом и вейпор-джазом с саксофоном - всё это за менее, чем полчаса без выпадения в осадок.
fromjoy синтезируют 2 ветви современного металкора, будучи новаторами в избранном пути. Главная восходящая -core-формация года со звуковой дорожкой для вылазок в даркнет :):
ЛУЧШИЕ ТРЕКИ: accela, Eros, of the shapes of hearts and humans, seraph, fromjoy, Helios, Icarus
terraplana - olhar pra trás (2023)
Shoegaze/Dream Pop/Post Rock
"Плоская земля" - так с португальского переводится название молодого проекта, разогревавшего толпу перед концертом Deafheaven в Бразилии. В прошлом году terraplana презентовали дебютник, на котором квартет обмакнул шугейз в кремовый пост-рок и рифлёный нойз-поп, находясь под влиянием локального психоделик-поп-проекта Boogarins, а также Unwound, Slint, Duster и много кого ещё. Поют 3/4 участников, а сам материал укладывается в получасовой хронометраж.
Альбом осуществляет формирование группы после пробы пера на интроспективном слоукор-EP с поиском стены звука.
ЛУЧШИЕ ТРЕКИ: olhar pra trás, memórias, me esquecer, me encontar
Avenade - Our Raging God Unknown To Us (2023)
Alternative/Noise Rock/Post Hardcore
Мы живём в эпоху инди-артистов-одиночек, которые занимают свою узкую нишу и нередко могут выйти за её пределы. Такими примерами за прошлый год могут послужить корейский анонимный студент Parannoul со своим "After The Magic", а также выходец из Иллинойса Мэтт Хоукинс, сочиняющие музыку на своём ноутбуке.
Его третья работа представляет собой DIY-шугейз, расширенный до предела за счёт нойз-роковых атак, грязных гаражных и стоунер-влияний, собирающихся в массивную дискомфортную стену звука. Через неё пробиваются обмякшая мелодика, пост-хардкорная истерика и женский вокал ("Myasthenia"). Слушателю даётся больше часа, чтобы распробовать этот гитарный рой, а под конец вас ждёт 15-минутный звуковой коллаж, разделённый автором на 4 акта.
Новый материал сумел повторить успех дебютного "It's a Whimsical Afterlife" 2019-го, став не столько шокирующим, сколько сумевшим сложить источники вдохновения музыканта (от Тома Йорка и Чино Морено до The Angelic Process) и на их основе закрепиться в стане альтернативного ревайвла.
ЛУЧШИЕ КОМПОЗИЦИИ: I Speak to Rosaries, You're Right, The Roulettista, Myasthenia, Hauntless, Judgement Day
Спасибо за внимание!