Найти тему
Роман Консильери

Вы учитесь знаниям или навыкам? А что же важнее для взрослых?

Приветствую всех, кто стремится к обучению и развитию) Я очень рад что вы посвящаете свое время полезному контенту, и я абсолютно уверен в том, что вы сделали правильный выбор!

В прошлой статье я рассказывал вам о том, почему взрослым людям так важно обучаться в течение всей жизни. А сегодня вы узнаете - а что же именно мы развиваем, когда обучаемся.

Итак, когда мы чему-то обучаемся, что-то изучаем, в первую очередь мы получаем и развиваем знания. Что такое знание? Это теоретическая информация о чем-либо, о каком-то предмете, явлении, концепте и так далее. Например, если мы изучаем иностранный язык, то знанием является грамматика, где мы изучаем правила построения предложений, глагольные формы, артикли и так далее. Также знанием будет заучивание новых иностранных слов.

Если учимся ездить на автомобиле, то мы изучаем правила дорожного движения, строение рычагов управление, принципы переключения передач, работа педалями газа и сцепления, если это механическая коробка, и так далее. И это все – знания, теория.

Второе, что мы получаем и развиваем в процессе обучения – это умения и навыки. Умение – это способность применять знания на практике и выполнять какое-то действие с помощью этих знаний. Например, в случае с иностранными языками, вы можете бесконечно изучать грамматику, запоминать сотни новых слов, но все это не будет иметь никакого практического смысла, пока вы не начнете говорить на этом языке. То есть попытаться воспроизвести ваши мысли на этом языке и понять другого человека. И пусть первое время будет получаться с трудом, вы будете совершать много ошибок, но с каждой новой попыткой, с практикой, у вас будет получаться все лучше и лучше. И это будет именно умение, а не просто знание.

Или в случае с обучением в автошколе – вы можете прочитать десятки книг и послушать кучу лекций о том, как ездить на автомобиле, и даже пересмотреть все части фильма Форсаж, но это не приблизит вас к умению водить, пока вы не сядете за руль и не начнете трогаться с места, поворачивать, разгоняться и так далее.

И вот поначалу вы с трудом трогаетесь, постоянно думаете о том, когда вам нужно переключить передачу, выжать сцепление, посмотреть в зеркало заднего вида, включить поворотник, то есть вы ваши действия вы осуществляете под постоянным контролем вашего сознания. И это тоже будет умение.

Но вот вы практикуете ваши умения водить автомобиль, и вдруг в какой-то момент вы обнаруживаете, что вы доехали из пункта А в пункт Б и вы совершенно не помните ваши действия во время поездки, то есть процесс вождения. И вы даже думали о чем-то всю дорогу, о какой-то задаче или проблеме, или о чем-то приятном, или мечтали, или разговаривали по телефону. Чего, кстати, я вам делать не рекомендую, ведь это незаконно. В любом случае все это говорит о том, что вы достигли такого уровня вашего умения, при котором все ваши действия вы осуществляли автоматически, без подключения вашего сознания. И вот уже навык.

Таким образом, навык – это умение делать что-либо, доведенное до автоматизма. Вы практически не задумываетесь, когда реализуете какое-либо действие на практике. Этим автоматизмом, ну и высоким уровнем исполнения навык и отличается от умения. К тому же навык не зависит от условий и обстоятельств, и его применение часто включается неосознанно, на автомате. Хороший водитель одинаково хорошо справится с вождением и в условиях незнакомого оживленного города, и на пустых улицах небольшого поселка.

При этом слово умение применяется не так часто, в основном специалисты по обучению говорят именно о навыке, хотя подразумевают под этим словом как умение, так и навык как таковой.

Итак, что же важнее в обучении – знания или навыки? На самом деле, важно и то и другое. Хорошая, качественная, структурированная теория, с живыми примерами, с видео контентом, с интересной подачей обеспечит вам эффективную базу для применения знания на практике. И вызовет у вас интерес к этой теме и к тому, чтобы переводить знание в навык.

С другой стороны, во многих случаях взрослые люди, обучаясь чему-либо практическому, застревают на изучении теории. Например, бесконечно смотрят видеолекции о том, монтировать видео, но на практике к монтажу не переходят. Или читают книги об ораторском мастерстве, но даже не пытаются применить все эти приемы в реальных выступлениях на публике.

Поэтому теория без формирования навыка так и останется просто знанием в вашей голове, и не принесет никакой практической пользы, разве что вы станете более эрудированным и сможете поддержать беседу о том, например, какие приемы публичных выступлений существуют, и вы сможете даже прочитать лекцию на эту тему при необходимости. Правда, у вас не получится выступить так, чтобы вашим слушателям понравилось, ведь у вас в голове только лишь знания на эту тему!

Почему люди могут застревать на изучении теории и не переходить к практике? Причины могут быть разные.

Во-первых, это могут быть личностные особенности конкретного человека. Многие люди любят изучать теорию, обдумывать разные подходы и способы, философствовать и рассуждать. Для них это основной способ познания. Они не спешат переходить к применению знаний на практике, или вообще не переходят.

Во-вторых, у многих людей переход к практике вызывает страх. Причем этот страх может быть довольно сильный. Ведь читать книги, учебники, смотреть видеолекции или выступления спикеров вживую – это одно. В этом процессе вы находитесь в абсолютно комфортной среде. Никто не определит, включая вас самих – насколько хорошо и глубоко вы усвоили теорию. Ну, если только это не формальное или корпоративно обучение, где нужно сдавать тест по итогу обучения)

И вы, изучая теорию, сами находитесь в таком счастливом неведении относительно своего уровня владения знанием.

Но вот когда вы начинаете применять ваши знания на практике, уже могут возникнуть сложности и препятствия. И это вас может очень пугать. И этот страх может стать серьезным барьером в том, чтобы перенести знания в навык, то есть попробовать освоенные знания в конкретных действиях с вашей стороны.

Вот вы изучаете материалы тренинга по искусству аргументации. Вы прочитали несколько книг, дополнительную теорию по тренингу, посмотрели десятки видеолекций. И даже задали ряд глубоких вопросов тренеру. И начинаете себя убеждать – ну все, я уже много изучил, я молодец, галочку можно поставить. Если вдруг возникнет ситуация, при которой мне нужно будет убеждать или переубеждать другого с помощью аргументации, то я справлюсь. Скорее всего.

И все. Можно вас поздравить. Навыка у вас нет. И не будет, пока вы не начнете осознанно применять приемы аргументации в разговоре с другими людьми.

Третья причина, по которой люди могут застревать на изучении теории – это качество той самой теории. Ведь всем известно, что сухой, неинтересно переработанный и поданный материал, устаревший, со странными примерами или вообще без них, может напрочь отбить у вас охоту изучать эту тему и уж тем более применять ее на практике. Кстати, отбить охоту к предмету некачественный материал может вообще навсегда. Например, однажды прочитав старый, советский учебник по основам управления предприятий, вы можете решить, что вам не стоит идти на повышение и становиться руководителем – слишком сложно и скучно все это. И зря – ведь это очень увлекательная и развивающая деятельность, и от этого можно получать удовольствие, а не только стресс и напряжение.

Поэтому хорошее, качественное обучение должно обязательно содержать в себе структурированную, интересно поданную теорию, в которой вас к тому же будут побуждать как можно скорее начать переносить знание в навык.

Но этого мало, и поэтому полноценное обучение также должно включать в себя практические задания, упражнения, ролевые игры, в идеале – с получением обратной связи от преподавателя или тренера по итогу выполнения вами практических заданий. Ведь иногда нам трудно понять по итогам практики – что у нас получилось хорошо, а где нам нужно поднажать, или действовать по-другому. Понять – мы вообще движемся в правильном направлении или нет?

Поэтому идеальное обучение – такое, где есть преподаватель в том или ином виде. Называйте его как хотите – профессор, инструктор, тренер, коуч, гуру, учитель, мастер – с присутствием такого человека в процессе вашего обучения вы по итогам вашего обучения разовьете именно навыки, а не только теоретические знания. И это самое ценное, что может быть в обучении.

Ведь знать и уметь – как говорится, это совсем разные вещи!

И чтобы разобраться в этой теме досконально, расскажите то, что вы узнали сегодня, кому-то из своих близких, или другу, или знакомому. Количество этих людей может быть неограниченно. Этим вы убьете двух зайцев – лучше разберетесь в этой теме сами и поможете другим узнать новую, полезную информацию. И таким образом вы внесете свой вклад в развитие этого мира, нашего общества, нашей страны. Если при объяснении этой темы другим вы столкнетесь со сложностями и обнаружите, что пока не до конца понимаете эту тему, то вернитесь к прочтению этой статьи или посмотрите мое видео на эту тему, ссылки также в описании. Возможно, вам в целом больше нравится смотреть видео, чем читать, и это нормально. Я буду стараться дублировать свои статьи и в видео формате.

И последнее. Подпишитесь на мои каналы, ссылки есть в описании, а также поделитесь этой статьей с вашими друзьями. Ведь ваши друзья также научатся чем-то новому, научат других, отправят эту статью уже своим друзьям, и так вы по цепочке запустите мощную волну обучения других людей. И это будет ваш личный вклад в развитие человечества. А я буду вносить свой вклад и реализовывать свою личную миссию, поэтому и дальше буду создавать полезный образовательный контент для вас). До встречи!