В качестве реальных причин катастрофы «Титаника» выдвигалось все, от про́клятой мумии до ошибки рулевого, а некоторые теории заговора утверждают, что корабль вообще не тонул.
Конспирологические теории часто возникают после трагических событий, таких как убийство Джона Кеннеди и смерть принцессы Дианы. Поэтому неудивительно, что самое известное кораблекрушение в истории — гибель «Титаника» во время его первого рейса в 1912 году, в результате которого погибло около 1500 человек — окутано немалым количеством самых разных слухов и теорий.
Предлагаем 10 теорий, которые опровергают общепринятые факты о трагедии «Титаника».
1. «Титаник» подвергся атаке немецкой подводной лодки
Хотя до начала Первой мировой войны оставалось еще два года, некоторые полагают, что немецкая подводная лодка торпедировала «Титаник». В ходе официального расследования обстоятельств крушения несколько человек сообщили, что слышали взрывы после столкновения с айсбергом, что побудило конспирологов предположить, что по кораблю стреляла подводная лодка. Между «Титаником» и «Калифорнией» также предположительно было замечено таинственное судно; некоторые полагают, что это и была подлодка, в то время как другие теории предполагают, что это был норвежский «Самсон», который незаконно охотился на тюленей, или «Маунт Темпл», канадское грузовое судно.
Но эти звуки не имели ничего общего с торпедой: когда третьего помощника капитана Герберта Питмана спросили о том, что он слышал «шумы, похожие на взрывы», он объяснил, что они «были вызваны отрывом переборок». Связь этих взрывов с разрушением корабля подтвердил и пассажир Чарльз Стенгель, который сообщил, что слышал «четыре резких взрыва», когда нос и корма разорвались на части.
2. Проклятие египетской мумии погубило «Титаник»
Несчастье, которое предположительно обрушилось на тех, кто потревожил гробницу Тутанхамона в 1922 году, может быть самым известным примером проклятия фараонов, но оно не самое драматичное. Десятью годами ранее утверждалось, что проклятие мумии погубило «Титаник» и около 1500 его пассажиров и членов экипажа.
Детали этой истории противоречивы, но в общих чертах она такова: во второй половине викторианской эпохи четверо англичан путешествовали по Египту, когда один из них купил доску для мумии — богато украшенную крышку саркофага — принцессы (или жрицы) Амона. Все, кто соприкасался с доской, по-видимому, умерли или заболели, и в конце концов проклятый объект попал на борт «Титаника».
Однако в этой истории есть несколько фактических ошибок: хотя доска с мумией — это реальный предмет, который был приобретен Британским музеем в 1889 году, ее не было в грузовой декларации «Титаника» — на самом деле, она даже не покидала музей до 1990 года, когда ее начали выставлять по всему миру. Мумия, которой она принадлежала, также остается загадкой.
Первоначальная история о проклятии была придумана человеком по имени Дуглас Мюррей и журналистом Уильямом Стедом. Позже Стед стал пассажиром «Титаника», где рассказал свою жуткую историю другим пассажирам. Они, в свою очередь, рассказали об этом репортерам, и, как выразился Сноупс, «в конце концов история о привидениях, придуманная Стедом и Мюрреем, присутствие Стеда на борту «Титаника» и сообщения о том, что Стед рассказал историю о мумии пассажирам «Титаника», смешались воедино, породив новую легенду о настоящей мумии на борту «Титаника». «Титаник» стал еще одной вехой в биографии принцессы/жрицы, историей, которую Стед не мог ни распространить, ни опровергнуть: он погиб в результате крушения.
3. Пожар ослабил корпус «Титаника»
Давно известно, что в одном из бункеров, где хранился уголь «Титаника», когда он отправлялся в плавание, произошел пожар. В книге 1912 года «Гибель «Титаника» и великие морские катастрофы» Джон Дилли, один из кочегаров судна, свидетельствовал, что «кочегары начали беспокоиться из-за этого, но офицеры велели нам держать язык за зубами - они не хотели тревожить пассажиров».
В документальном фильме 2017 года «Титаник: новые доказательства» журналист Сенан Молони выдвигает теорию о том, что этот пожар сыграл важную роль в гибели «Титаника». На двух фотографиях корабля, сделанных перед тем, как он покинул Белфаст, по сообщениям, видны 10-метровые пятна по правому борту, которые, по мнению Молони, являются следами пожара. Он предполагает, что тлеющий уголь сделал корпус и одну из переборок хрупкими. «О пожаре было известно, но его замалчивали», — утверждает Молони . «Судно ни в коем случае не должно было выходить в море».
Однако ни на одной другой фотографии корабля этих следов нет. Что касается самого пожара, то Морис Кларк, офицер службы безопасности «Титаника», сообщил в ходе официального расследования, что «небольшие пожары в бункерах — не редкость». Эдвард Уайлдлинг, один из конструкторов корабля, сказал, что пожар «должен быть гораздо более опасным, чем всё, что было описано, чтобы нарушить водонепроницаемость переборки».
Хотя в теории Молони больше воды, чем, скажем, в проклятии мумии, по-прежнему преобладает мнение, что айсберг сам по себе нанес достаточный ущерб, чтобы потопить корабль. «Пожар, возможно, ускорил это», - сказал в интервью New York Times в 2017 году Дэйв Хилл, бывший почетный секретарь британского общества «Титаника». «Но, на мой взгляд, «Титаник» затонул бы в любом случае».
4. «Титаник» превысил скорость, пытаясь установить трансатлантический рекорд скорости
«Титаник» шел со скоростью примерно 21,5 узла — близкой к его максимальной скорости — когда столкнулся с айсбергом, и эта высокая скорость была признана одним из факторов, способствовавшим катастрофе. Некоторые предполагают, что капитан Эдвард Смит установил такой темп при поддержке Дж. Брюса Исмэя, председателя правления «Уайт Стар Лайн», в попытке побить рекорд скорости пересечения Атлантического океана.
Но даже если бы «Титаник» двигался на максимальной скорости, он просто не был достаточно быстрым, чтобы обогнать «Лузитанию» и «Мавританию» компании «Кунард». Последний корабль установил рекорд в западном направлении в 1909 году с максимальной скоростью 26,06 узла и удерживал рекорд в восточном направлении с 1907 по 1924 год (на одном из таких переходов он достиг скорости 26,25 узла). «Титаник» был построен с учетом размера и роскоши, а не скорости.
5. Дж. П. Морган организовал гибель Титаника
В Интернете гуляет теория о том, что «Титаник» был намеренно потоплен финансистом Дж. П. Морганом, потому что он хотел убить Бенджамина Гуггенхайма, Исидора Штрауса и Джона Джейкоба Астора, которые, как утверждается, выступали против плана Моргана по созданию Федеральной резервной системы США. Согласно этой теории, как только они ушли с дороги, Морган был волен создать централизованную банковскую систему уже в следующем году.
Хотя возможно, что Морган мог организовать технические неисправности на судне — он владел Международной торговой морской компанией, которая, в свою очередь, владела «Уайт Стар Лайн», — доказательств этого нет, и его предполагаемая мотивация сделать это не имеет смысла. Гуггенхайм и Астор промолчали о его идее, в то время как Штраус фактически поддержал ее. Другие версии этой теории возлагают ответственность за крушение на семью Ротшильдов или иезуитов.
6. На самом деле затонул корабль-близнец «Титаника», «Олимпик»
Другая версия, основанная на инсайдерской информации, предполагает, что корабль, затонувший той морозной апрельской ночью, на самом деле был «Олимпик» , замаскированный под «Титаник». « Олимпик» был построен раньше «Титаника», а в 1911 году он столкнулся с британским военным кораблем. Теория гласит, что, пока «Олимпик» ремонтировался на верфи в Белфасте, его поменяли местами с «Титаником», чтобы намеренно потопить, позволив «Уайт Стар Лайн» получить страховые деньги.
Однако мошенничество со страховкой не выдерживает никакой критики. Стоимость строительства «Титаника» составила 7,5 миллионов долларов, но он был застрахован только на 5 миллионов долларов, а это означает, что компания «Уайт Стар Лайн» фактически потеряла деньги, когда корабль затонул.
Кроме того, хотя эти два судна выглядели одинаково, они были братьями, а не близнецами, между кораблями есть несколько заметных различий, которые опровергают эту теорию. Например, палуба А «Олимпика» была открыта, в то время как передняя половина палубы А «Титаника» была закрыта — особенность, которую можно ясно увидеть на недавнем цифровом 3D-сканировании затонувшего корабля. Дополнительным доказательством являются части каждого корабля, на которых был проштампован бортовой номер: у «Олимпика» был номер 400, а у «Титаника» — 401. Какой бы корабль сейчас ни покоился на морском дне (подсказка: это «Титаник»), на его гребном винте стоит номер 401.
7. На винте «Титаника» было написано «НЕТ ПАПЫ» наоборот
Свидетельство наличия номера 401 также опровергает миф о том, что на корпусе была выбита цифра 3909 04, которая, согласно одной из теорий, означала «НЕТ ПАПЫ», если смотреть задом наперед, и, как утверждается, была воспринята как дурное предзнаменование судостроителями, которые, как говорили, были католиками. За исключением того, что католики в то время составляли «меньшинство среди преимущественно протестантской рабочей силы».
8. «Титаник» столкнулся с паковым льдом, а не с айсбергом
Хотя общепринято считать, что к гибели «Титаника» причастен айсберг, капитан Л. М. Коллинз с этим не согласен. Используя свои знания, полученные во время работы ледовым лоцманом, Коллинз утверждает, что «Титаник» на самом деле столкнулся с паковым льдом — большими кусками плавучего льда, которые смерзлись в массу. Этот тип льда присутствовал в ночь крушения: в 21:40 «Титаник» получил предупреждение, в котором указывалось местонахождение «тяжелого пакового льда и большого количества крупных айсбергов».
В своей книге «Гибель «Титаника» 2002 года Коллинз утверждает, что «легкая дымка», которую видели впередсмотрящие на воде, была паковым льдом. Он считает, что оптическая иллюзия, созданная холодной погодой и спокойным морем, привела к тому, что свидетели приняли лед за высокий айсберг. Что касается сообщений о льду на палубе и фотографии айсберга, покрытого красной краской, он говорит, что куски льда из пака были «перевернуты вверх» и утверждает, что «краска не прилипает к льду в течение какого-то времени». Однако большинство историков «Титаника» по-прежнему не убеждены в правдивости этой теории.
9. «Титаник» случайно повернул не в ту сторону, когда был замечен айсберг
Одновременно с публикацией своего романа «Титаник» (2010) Луиза Паттен, внучка второго помощника капитана Чарльза Лайтоллера, раскрыла семейную тайну, которая, если она правдива, возлагает вину за гибель «Титаника» на ошибку рулевого.
Когда был замечен айсберг, первый помощник Уильям Мердок приказал рулевому Роберту Хиченсу повернуть судно «резко по правому борту». В то время использовались две системы рулевого управления в зависимости от типа корабля, и они требовали, чтобы штурвал поворачивался в противоположных направлениях. Паттен утверждает, что «вместо того, чтобы безопасно повернуть «Титаник» влево от айсберга… рулевой Роберт [Хиченс] запаниковал и повернул судно не в ту сторону», что стоило жизненно важных минут, прежде чем ошибка была исправлена.
Лайтоллер на самом деле не был на вахте в ту ночь и предположительно узнал об ошибке во время последнего совещания офицеров перед затоплением корабля. Он намеренно скрыл эту информацию в ходе расследования, говорит Паттен, потому что «руководство ясно дало ему понять, что, если компания будет уличена в халатности, она обанкротится и все рабочие места будут потеряны». В сокрытии должны были участвовать и другие члены экипажа, в том числе и впередсмотрящие, потому что во время дачи показаний никто не упомянул о повороте не в ту сторону.
Салли Нилсон, правнучка Хиченса, оспаривает эту историю, говоря, что ее родственник проработал на «Титанике» 10 лет, семь из них в качестве рулевого. До катастрофы он ходил на «Титанике» четыре дня, в течение которых работал по четыре часа на вахте и четыре часа отдыха.
10. «Титаник» вообще не затонул
Если вы листали TikTok в 2023 году, наверняка натыкались на видеоролики, утверждающие, что «Титаник» на самом деле вовсе не затонул (или продвигающие несколько других теорий заговора из этого списка). «Мне становится неприятно видеть, как много этого мусора выбрасывается наружу», — сказал Чарльз Хаас, основатель Международного общества «Титаника». «Я чувствую себя одним из немногих голосов, которые пытаются перекричать шум урагана». Многочисленные посещения места крушения с момента его обнаружения в 1985 году, найденные артефакты и впечатляющие 3D-сканы разрушающегося корабля, сделанные недавно, должны положить конец, по крайней мере, этой конспирологической теории.
- Изображения из открытого доступа (CC BY). Текст распространяется по лицензии CC Attribution (CC BY). Кому надо, пользуйтесь на здоровье, но не забывайте делать на нас ссылку!
- Не забудьте подписаться на «Аква-Космос» в Telegram. Там мы пишем и даем картинки того, о чём нельзя писать и чего нельзя показывать здесь, на Дзене.