Самое главное дело в жизни — это познание себя. Узнать, что есть я, что мне необходимо, в чем цель жизни, что для меня полезно, а что — вредно.
Но в современном мире все перевернуто с ног на голову благодаря тому, что человек — замечательный источник эксплуатации его всевозможных страстей.
Если человека превратить в животное или механического робота, удовлетворяющего свои инстинкты, то бесконечно можно, как в фильме «Матрица», использовать, как батарейку, его ресурсы, — и душевные, и материальные — для извлечения прибыли.
Подобно тому, как бес Баламут пишет своему племяннику Гнусику и делится радостью, мол, одна молодая девушка молилась о том, чтобы быть нормальной и современной, а нашими усилиями это значит быть ветреной и настоящей потребительницей.
Ведь быть нормальным и современным в современном мире — это примерно то, к чему направлены все усилия духов злобы поднебесной, которые хотят сделать человека потребителем. Этаким безумцем, удовлетворяющим в основном пожелания своего тела.
А познание самого себя – это получение знания о том, кто я есть на самом деле. Но не тот образ, который формируют в моем сознании и моих привычках определенные силы, а с точки зрения Бога.
Книга «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» в этом как раз сможет помочь.
Святитель Феофан Затворник разбирает состав человека, состав его души, если можно так сказать. Ведь абсолютное большинство людей даже не знают, что такое душа. Они даже не верят в то, что эта душа есть внутри них.
Модель их поведения, их устремления, их цели говорят именно об этом. Когда тело болеет, человек очень сосредоточен на том, чтобы обеспечить себе здравие и благополучие, но, когда болеет душа, он даже не шевелится, его это даже особо и не беспокоит.
Ощутив лишь критические, затяжные, пиковые состояния болезни, он может начать шевелиться, что-то предпринимать. Но обычно здесь речь уже о каких-то запущенных состояниях, таких как отчаяние, депрессия, уныние.
Часто, если человек и берется себе помогать, то какими-то совсем не теми средствами. Он пытается в себе горе залить чем-то, затушить, отвлечься, вместо того чтобы узнать, что есть душа, чем она реально болеет и как ей помочь.
Указанная выше книга составлена в виде переписки, небольших уроков, которые святитель дает молодой девушке, только начинающей свой путь к Богу. Читая её, читатель выполняет эти советы и познает себя через них.
И здесь не так важно, речь идет о девушке или юноше, потому что душа у человека имеет определенный порядок, определенный уклад. Есть, конечно, индивидуальные особенности женской и мужской психологии, но в этом труде святитель на них не особо фиксируется.
Повествование сосредоточено скорее на том, как узнать самого себя и что с собой делать.
Например, есть очень добрая и правильная мысль, что человеку от Бога дано величайшее сокровище — это его ум, которым он может и должен познавать Бога.
Ум этот никогда не должен находиться в праздности, потому что, когда он без дела, то, как духовная мышца без упражнений, начинает атрофироваться, терять свою силу.
В жизни есть два законных дела, на которые ум можно и должно направлять.
Первое — это размышления по делу.
Есть у человека есть какое-то дело. Например, сделать уроки, выполнить поставленную на работе задачу или подумать о том, какие педагогические мероприятия провести при воспитании своих детей. Это законное дело с точки зрения Божьих заповедей, с точки зрения применения ума.
А второе, более важное — это обращение ума к Богу. Через молитву, через духовное чтение, через размышления, через память о Боге.
Более ум ничем заниматься не должен. В том смысле, что бездельничать —это не дело ума. Наше обычное излюбленное занятие — пребывать в мечтаниях, в фантазиях.
А что будет? А если то? А если се? А как будет на пенсии?
Это вещи абсолютно недостойные внимания ума, потому что, являясь пустыми и бесплотными, они лишают ум остроты, силы и отравляют своей пустотой и ненужностью.
Поэтому, как только замечаешь, что поплыл, рассеялся, снова отвлекся на всевозможные мечтания, нужно возвращать усилием воли ум к молитвенному труду или к какому-то серьезному и полезному размышлению.
Святитель Феофан очень точно размышляет о счастье человека, о цели в жизни, о том, кто такой человек и кто может им называться.
Он, например, говорит, что есть два основных условия, по которым можно определить человек ли это перед вами или уже расчеловеченное существо, — это свобода и самосознание.
Большинство людей, надо сказать, так и живут в каком-то бесконечном, безостановочном потоке, без сознательного выбора и без свободы.
Надо разобраться с этими понятиями — что есть свобода, что есть самосознание, как человек должен себя в этом вести, чтобы оставаться человеком, потому что дух человека без свободы и без самосознания увядает.
Текст сделан на основе видео. Читайте еще: