Студент первого курса Марк пришёл на экзамен по математическому анализу. Он почти не знал предмет, но знал, как сдать экзамен. Более опытные студенты научили. Главное, говорили они, — не показывать своим видом, что ничего не знаешь по билету. Нужно сразу уверенно садиться и начинать писать на черновике. Писать всё, что приходит в голову. Строчить, как пулемёт. При этом надо выбирать момент, когда можно достать шпаргалку, и придумать, как списать незаметно.
Марк вытянул билет, но, к сожалению, не знал ответы ни на первый, ни на второй вопрос. Однако он старался держаться уверенно. Преподаватель проводила его взглядом до парты. За окном была зима, в аудитории было холодно. Марк вздохнул и начал писать:
«Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз».
Преподаватель посмотрела на Марка: чистый листок, ручка, студент уверенно пишет ответ. Она перевела взгляд на других студентов. Марк перестал писать и задумался, как бы незаметно вытащить шпаргалку. Преподаватель снова посмотрела в его сторону. Ему пришлось склониться над листочком и написать:
«Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз».
Оля, одна из студенток, спросила: «Я готова, можно отвечать?» Преподаватель кивнула, и Оля начала отвечать. Марк обрадовался, что преподаватель отвлеклась. Но как только он сунул руку в карман, чтобы достать шпаргалку, преподаватель заметила это движение и посмотрела в его сторону. Марку пришлось достать носовой платок и вытереть нос. Ну типа, приболел маленько, хотя нос в платке совсем не нуждался. Чтобы усыпить её бдительность, он уверенно написал:
"И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!"
Оля уже ответила и ушла, а Марк так и не улучил момент. Потом Сергей сдал экзамен и ушёл, но списать Марку не получилось. Преподаватель почему-то посмотрела в сторону Марка и спросила:
— Кто ещё готов?
Марку стало тревожно, он опустил голову, вспомнил и написал:
"— Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...»
— Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».
— А кой тебе годик?— «Шестой миновал...
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал".
— Марк, идите отвечать, - как гром среди ясного неба прозвучал голос преподавателя.
— Нет, нет, я не готов! - испуганно сказал Марк.
— Подойдите ко мне и покажите Ваши ответы на вопросы, - мягко сказала преподаватель, заметив его испуг.
Марк встал и прижал к себе листочек со стихотворением:
— Нет.
Преподаватель дружелюбно улыбнулась и протянула руку:
— Не стесняйтесь, дайте мне посмотреть, что Вы успели написать. Думаю, Вы заслужили положительную оценку!
— Нет, я уже пойду, — сказал Марк и направился к выходу.
Преподаватель проводила его недоуменным взглядом и развела руками.
Марк ушёл не только с экзамена, но и с нашего курса на физфаке. Но зато на следующий год он поступил на исторический факультет, окончил его и остался работать в вузе.