Согласно исследованиям, проводимым как в России, так и за рубежом, от 5 до 10% учащихся начальной и средней школы подвергаются буллингу со стороны учителей. Вдумайтесь, это значит, что в среднем классе, состоящем из 30 учеников, два-три школьника находятся в стрессовом состоянии из-за агрессии взрослого практически каждый день и зачастую в течение нескольких лет... Подобное поведение, выражающееся в унижениях, словесных оскорблениях и несправедливых наказаниях, может привести к долгосрочным психологическим последствиям для детей.
В этой статье мы постараемся исследовать причины и формы буллинга со стороны учителей, его последствия для детей и возможные способы предотвращения проблемы как в конкретном случае, так и на системном уровне.
Буллинг детей со стороны учителей в российских школах остается тревожным явлением, которое не получает должного освещения. Часто такое поведение выражается в словесных оскорблениях, унижениях перед другими учениками или применении необоснованных наказаний, создавая атмосферу страха и недоверия. Так ученики начинают делиться между собой на «успешных» и «лузеров». Как правило, дети быстро схватывают «куда ветер дует» и подстраиваются под ту систему ценностей, которую транслирует авторитетный взрослый. Конечно, наибольшее влияние педагога испытывают ученики начальной школы: именно в первые годы ученичества формируется понимание коллектива и ценности, критерии успешности впитываются без критического осмысления. Именно в 3-4 классах дети начинают делиться на небольшие группы: «любимчики – умнички», «средненькие», «аутсайдеры». Однако буллинга как такового ещё нет. Поэтому родители пропускают этот критически важный период.
Здесь важно понимать, что очень часто (а по правде сказать, всегда) это происходит или с непосредственной подачи учителя, или с его намеренного попустительства. Восприимчивость детей в возрасте 7-10 лет к социальным нормам столь велика, что достаточно и одного унижения для того, чтобы весь коллектив смотрел с презрением и отвращением на провинившегося ещё долгое время. Для развития настоящего буллинга с жестокостью, оскорблениями, физическим насилием педагогу достаточно просто закрыть глаза на происходящее и не вмешиваться.
Безусловно, в профессии учителя, как и в любой другой, есть место к человеческому фактору: неприязнь - одно из его проявлений. Однако это нисколько не оправдывает. Взрослый человек тем и отличается от подростка, что умеет отделять свои чувства и эмоции от поведения.
Системность травли со стороны учителей доказывает исследование Казанского федерального университета, проведенное в 2019 году, в котором дети оценивают уровень травли в школах на 7-8 баллов по 10-балльной шкале, в то время как педагоги дают оценку лишь в 3-4 балла. Часто «не видеть зла» - личный выбор. Ведь в агрессия детей показывает, мягко говоря, недобросовестному учителю на собственные ошибки и вину.
Стоит отметить, что и просто присутствующие при унижении и наказании одноклассники получают психологическую травму. Они становятся свидетелями насилия и вместе с жертвой находятся в атмосфере страха.
Насколько опасен буллинг?
Чтобы были понятны последствия, перечислим некоторые из них:
1. Снижение самооценки. Ребенок, подвергающийся унижению и негативным комментариям со стороны учителя, начинает сомневаться в своих способностях и важности, теряя веру в себя.
2. Постоянное давление создает атмосферу страха и недоверия. Дети становятся более тревожными, опасаясь очередной негативной реакции.
3. Потеря интереса к учебе. Ученики часто перестают проявлять интерес к предметам и школьной жизни. Они могут сознательно избегать занятий.
4. Социальная изоляция. Дети могут начать замыкаться в себе, избегая общения с одноклассниками и учителями, что ведет к одиночеству.
5. Высокий уровень тревожности, который, возможно навсегда останется у ребёнка. А может перерасти и в тревожное расстройство.
6. Психосоматические симптомы. Тревожное состояние часто выражается в виде головных болей, болей в животе, нарушений сна и других проявлениях.
7. Депрессия и суицидальные мысли. Постоянное давление со стороны педагогов может привести к развитию депрессии и даже мыслей о самоубийстве, особенно в сочетании с другими факторами риска.
8. У многих детей, переживших буллинг со стороны учителей, возникают трудности с установлением доверительных отношений во взрослой жизни.
Раскрываем преступление
А теперь обратим внимание на то, как нам, родителям, друзьям, хорошим знакомым выявить проявления буллинга со стороны учителей.
Итак, у ребенка снижается интерес к учебе. Резкое ухудшается успеваемость, исчезает увлечение к любимым предметам, страх перед ответом на уроке. Тревожность может проявляться в обгрызанных карандашах (ногтях, ручках и т.д.), в постоянном желании ребёнка что-то мять или крутить в руках, жевать, катать по столу. А, главное, ребенок избегает уроков именно с конкретным учителем.
Не считайте постоянное чувство тревоги, страх перед походом в школу или плаксивость после занятий временными или неважными явлениями. Дети также в таких случаях замыкаются в себе, избегают общения с друзьями и в кругу семьи. Реакцией на стресс также могут быть и медицинские симптомы: болит голова, живот и так далее. Даже несвойственная ребенку агрессия может свидетельствовать о том, что именно в школе что-то не в порядке.
Действуем!
Итак, мы догадались, что что-то в школе идет не так, теперь важно действовать очень дипломатично и последовательно.
Побеседуйте с ребенком.Создаем спокойную атмосферу, не обвиняем, не давим, мягким голосом задаем вопросы. Пусть ребенок почувствует, что его поддерживают и слушают. Уточните детали, например, на каких уроках он испытывает дискомфорт, и узнайте, что конкретно происходит. Постарайтесь выяснить как педагог воздействует на учеников: ругает при всём классе или беседует тет-а-тет, возможно, кричит или отпускает колкие шуточки-издёвки.
Попробуйте также поговорить с одноклассниками, может быть, даже со знакомыми вам родителями. Выясните, сталкивались ли они с подобной проблемой или наблюдали агрессивное поведение со стороны учителей в отношении вашего ребенка.
Возможно, даст результат обращение к школьному психологу. Пусть он проведет независимую оценку ситуации, пообщается с ребенком и выявит возможные причины его странного поведения.
Если все подтверждается, то задокументируйте все детали, включая даты, время, уроки и слова, которые использовал учитель. Это поможет в дальнейшем.
Следующий совет, скажем так, факультативен и зависит от конкретной ситуации. Итак, обратитесь к администрации школы. При этом убедитесь, что ваши опасения поняты и они проведут собственное расследование. Но имейте ввиду, что в большинстве случаев, руководство заинтересовано замять ситуацию и спустить все на тормозах.
Ну а дальше действуйте! Свяжитесь с местными департаментом образования, контролирующими органами или общественными организациями, которые специализируются на защите прав детей.
Международный опыт
И все же наиболее действенными являются не родительские расследования и доказательство своей правоты в различных инстанциях, а комплексные меры, включающие все уровни не только системы образования, но и социума.
1. Но начнем мы с, так называемого целостного подхода к образованию. В рамках этого метода учитываются не только внутренние школьные процессы, но и более широкий контекст, включая сообщества, семьи и государственные структуры. То есть мы вовлекаем всех участников образовательного процесса в борьбу с буллингом, обеспечивая безопасность и поддержку детям на совершенно разных уровнях – психологи и медиаторы в школах, службы поддержки, экстренные телефоны, общественные и государственные организации.
2. В странах с высокими показателями успеха в борьбе с буллингом проводятся программы по повышению осведомленности педагогов, учеников и родителей. Важно сломать молчание вокруг проблемы, проводить форумы для педагогов, уроки для школьников, что делать в таких случаях, освещать в СМИ.
3. На сегодня просто необходимы обучающие программы для педагогов по управлению классом, им жизненно важны навыки разрешения конфликтов. Не забывайте, что нередко буллингу подвергаются и сами учителя. Параллельно надо создавать анонимные линии помощи и специальные службы поддержки для детей.
4. Вмешательство на уровне государства — это и разработка строгих стандартов для учителей, и создание независимых органов для контроля нарушений. В странах, где подобные меры реализуются на национальном уровне, отмечено заметное снижение случаев агрессивного поведения как со стороны педагогов, так и со стороны детей.