В 1973-м году произошёл невиданный ранее топливный кризис. Больше всего от него пострадали американские автомобили с мощными и прожорливыми моторами. Стоимость эксплуатации подобного автомобиля взлетела до небес. Нужно было искать решение, но американское трио не могла предложить ничего достойного. Спасение пришло откуда не ждали. На рынок Америки попала Honda. Точнее – Honda Civic.
История машины начинается незадолго до топливного кризиса. В начале 70-ых, инженерам Honda на головы упала следующая задача: создать самый лучший автомобиль при минимальных размерах и минимальной стоимости. Было создано две группы, разрабатывающие концепт параллельно друг от друга, чтобы в конце представить машину на суд основателю компании. В случае одобрения – бралось всё лучшее от обеих моделей и соединялось воедино. По итогу, две группы пришли к одной конструкции: переднеприводный хэтчбек с независимой подвеской и поперечным расположением мотора. Реакция Хонды была... Весьма жёсткой. Как только ему показали наброски, он начал, что называется, разносить модель по всем фронтам. Инженеры пытались спорить со своим боссом, но это было весьма рисковой задачей. Почему?
У одного из гонщиков мотоциклетной команды Хонда есть шрам на голове от того, что в пылу словесной перепалки, Соитиро Хонда взял мотоциклетный цилиндр и просто швырнул в него. Но сегодня был не тот случай. После часов споров, босс компании Хонда смирился и дал добро на использование независимой подвески.
Как тут, один из инженеров сказал, что они хотят вместить машину в форму равнобедренной трапеции, а для этого надо отказаться от багажника. Хонда смотрит на это всё, закрыв глаза руками и пытается просто представить, что это будет за чудо и насколько огромными будут убытки компании.
В общем, разработка новой машины заняла где-то два года. Все инженеры, когда выпускали автомобиль просто молились, чтобы он стал коммерчески-успешным, иначе им на головы прилетело-бы всё, что только Босс успел найти на складе. И их мольбы были услышаны.
В 1972-м году, свет увидело первое поколение Honda Civic. Машина просто разорвала рынок. Компактный с рядной четвёркой, и очень лёгкий – вес машины составлял рекордные 750+ килограмм. Двигатель развивал 50 лошадиных сил. Максимальная скорость – 145 километров в час. Да, мало. Но при этом, его расход составляет около 5,2 литров на 100 километров. А помимо двигателя, хэтчбек обладал независимой подвеской всех колёс и дисковыми передними тормозами.
А через год, в моторе Civic появилась технология CVCC, благодаря которой двигатель мог работать на обеднённой топливной смеси. Мало того, что от этого не падала мощность, так ещё и расход становился ещё меньше. Мотор с подобной технологией просто уничтожил американские компании, и даже Ford, которые производили эталонные маслкары сказали, что даже при их технологиях они не смогут достичь такого уровня экономии, и поэтому Ford купили подобные моторы у Хонда.
Кому хотелось больше мощности – те могли купить версию RS, где мотор выдавал уже 64 лошадей. В сочетании с малым весом, машинка легко могла обходить своих полноразмерных собратьев с V8 под капотом. А всё это всего за 2200 баксов. Это всего 3 месячные зарплаты жителя США того времени.
Сочетание мощности, комфорта и экономичности привело к тому, что 3 года подряд, начиная с 72-го, Honda Civic называлась «Автомобилем года» в Японии, а с 1976-го – машина стала лучшим импортируемым автомобилем в США.
Второе поколение стало логичным продолжением первой. Чуть больше размеров и мощности сделали автомобиль не менее популярным, чем первое поколение и аналогично расходилась просто огромным тиражом.
В 1983-м году, выходит третье поколение Honda Civic. Подрастающая молодёжь, которая жаждала адреналина сразу влюбилась в этот автомобиль. Лёгкий, дешёвый и охотно поддающийся модификациям хэтчбек тут же стал участвовать в нелегальных уличных гонках Канджо, по автостраде вокруг одного из японских городов. Догадались, каким самая машина была самая быстрая? Верно, Цивик. Всё потому, что в мотор устанавливали гоночные детали. Аналогичному преобразованию поддавалась подвеска. Серийные детали снимались и заменялись гоночными. Итог? Машина доминирует в классе.
Даже на профессиональных гонках, автомобиль уничтожал своих конкурентов. Не только за счёт управляемости. Думаю, стоит подробнее остановиться на двигателе.
Рядная четвёрка V-TEC. Мотор начал ставиться на цивики, начиная с четвёртого поколения и выдавал бешеные 160 лошадей в СЕРИЙНОЙ компоновке. Без турбин и прочих приблуд. Впечатляет? А теперь представьте, какая мощность была у стритрейсерских Цивиков. И всё это в сочетании с малым весом автомобиля.
В 1995-м году, Хонда выпустила модель Civic Type-R, который вобрал в себя всё самое лучшее от прошлых моделей и улучшил это. Двигатель в серийной комплектации выдавал уже 185 лошадей и с весом всего под тонну разгонял хэтчбек от 0 до 100 всего за 7 с лишним секунд, а благодаря великолепной подвеске – вы могли войти в поворот на скорости под 100 км/ч и с огромной вероятностью вы его пройдёте без проблем. Кроме мощности, мотор был безумно надёжным и с лёгкостью ходил 300, а то и 400 тысяч километров.
Кстати, именно Цивику принадлежит рекорд разгона на дистанции в четверть мили – 7,6 секунд. На Ютубе даже есть ролик, где Civic обгоняет Pontiac Firebird в Драг-Рейсинге.
Civic производится по сей день. Как в седане, так и в хэтчбеке. Даже модификация Type-R производится до сих пор и такая же быстрая, как раньше.