Найти тему
Angelica_sea

Как мы жили в 90-ые

Наткнулась в ленте запрещенной соцсети на репост текста Елены Костюченко* о том, как они выживали в 90-ых, когда ее маме, несмотря на несколько работ, не удавалось досыта накормить детей.

Я лет на 10 старше Елены и хорошо помню конец 80-ых. В том, что касается уровня жизни, следующее десятилетие было не в пример лучше.
Мне повезло расти в полной семье (у Лены была только мама), но то, о чем она пишет - просто за гранью. Цинга у ребенка в Ярославле в 1998?

Моё детство прошло в Геленджике. Помню веерные отключения электричества, сидели на кухне у включенной газовой плиты, грелись, читали книги при свечах. Были бесконечные очереди за хлебом, молоком, занимали заранее и ждали час-другой, пока привезут. Стояли и в жару, и в норд-ост. Приходили наглые взрослые и оттирали нас в конец очереди. Помню барахолки, где люди продавали от швейных машинок до живых цыплят, а ветераны и их вдовы - ордена и медали. Как мы резали ножом Сникерс на 4 части - на всю семью. Помню талоны на сливочное масло и гречку, нам в школе выдавали, кажется 200 грамм масла в месяц полагалось.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Но при этом все же были какие-то продукты в магазинах, правда я отчетливо помню только березовый сок в трехлитровых банках, кукурузные палочки, кильку в томате и пряники )) И работа в 90ых была, уже началось челночество и на худой конец можно было пойти работать на рынок (куда и пошли некоторые наши учителя). И кто-то из них даже преуспел, построили бизнес, моя бывшая математичка теперь владелица сети цветочных магазинов.

Питались мы в основном картошкой, макаронами, все лето делали засолки - огурцы, помидоры, лечо, зимой это спасало. Картошка в любом виде плюс квашеная капуста, изредка какие-нить бледные несчастные сосиски. Мясо было нечасто. Моя мама изумительно готовит, и даже мороженый минтай и синие куры счастья в её исполнения были вкусными. Мука была всегда, пекли пирожки, блины, оладьи.
У нас на юге, конечно, выживать было легче, все лето были дешёвые фрукты и овощи, неплохие молочные продукты с Кубани, и главное, быстро появилась возможность заработать живые деньги, начали открываться коммерческие магазины, рынки, бары, шашлычные. Ну то есть если работать, хотя бы голоду не умрёшь.
Но опять-таки я отдаю себе отчет, что мне повезло жить на юге, летом в любом случае был движ и отдыхающие, много работы в пансионатах, магазинах, ресторанах, пусть и сезонной. А в центральной России, в Сибири, на Урале - то, что сейчас называется "депрессивными" регионами, если закрывался единственный завод, на котором работало полгорода, это было катастрофой и началом конца.
Спасибо родителям, мы даже близко не столкнулись с тем, о чем пишет Елена. Даже не верится, что это было в той же стране. Мне очень жаль тех, чьё детство и тем более старость пришлись на это время в нищей российской провинции...
А какими вы помните конец 80-ых и 90-ые? Для полноты картины пишите, пожалуйста, год рождения (ну, хотя бы примерно 🙂 ) и город.
Ниже - текст Елены. Не знаю, кого она не простит, об этом лучше спросить ее саму.
—-
Елена Костюченко: Не могу перестать вспоминать.
Когда мне было четыре года, мама обменяла свой плащ из «прошлой жизни» - тонкая бежевая замша - на коробку морковного сока. Сок был в маленьких бутылечках. Я пила его всю зиму, в день по бутылочке. Это было лекарство. У меня начиналась цинга.
Как Лида Абакумова из соседнего двора зашла в гости, а предложить было нечего, и я насыпала в пиалу горсть овсянки. И Лида ее съела - быстро-быстро, чайной ложкой. В семье Лиды было семеро детей.
Рецепт «куриных котлет». Берешь сухари, замачиваешь, добавляешь четвертинку кубика магги, и хлеб начинает пахнуть курицей. Жаришь, ешь.
Был еще рецепт «красной икры», но я его не запомнила.
Как мама не могла ходить через рынок. На рынке пахло рыбой.
Как по подъезду ходили крестьяне и продавали картошку в мешках. Мы купили мешок картошки, и сверху картошка была хорошей, а внизу оказалась гниль. И нет, мы не выкинули мешок.
Как мы с сестрой собирали грибы - какие-то псевдошампиньоны - прямо в городе, выкапывали под липами, и мама вымачивала их в воде с солью сутки, а потом жарила.
Как деньги на сахар откладывались с зимы. В 98 сахара у нас не было.
Куриные шейки. Куриные лапы. Куриные желудочки.
Котлеты в школьной столовой, белые внутри.
Кошки, которые обкусывали хлеб, если его на секунду оставить на столе.
Как не раз и не два у мамы в троллейбусе разрезали сумку и вытаскивали кошелек. И мама занимала деньги. И отдавала деньги.
Как искали монетки по зимним курткам.
Как я купила с первого заработка шикарное - свердловскую слойку и отдала маме. Мне было 9 лет.
Да, мы выжили.
Нет, я не прощу.

___

Мой телеграм-канал

________

*Елена Костюченко признана в РФ иноагентом